Муниципальная поддержка общественных инициатив в городе Новосибирске
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальная поддержка общественных инициатив в городе Новосибирске (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)<17> Михеева Т.Н. Территориальное общественное самоуправление как субъект общественного контроля на муниципальном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 6. С. 61 - 65.
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)<17> Михеева Т.Н. Территориальное общественное самоуправление как субъект общественного контроля на муниципальном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 6. С. 61 - 65.
"Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова)
("Ай Пи Эр Медиа", 2010)Формирование инициативной группы по внесению правотворческой инициативы осуществляется на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства, в трудовых коллективах, во время проведения общественно-политических акций и т.п. Минимальная численность инициативной группы устанавливается в разных муниципальных образованиях различная: например, в г. Волгограде, г. Калуге, г. Тюмени - 5 человек; в г. Новосибирске, г. Дзержинске, г. Челябинске - 10 человек; в г. Ейске - 50 человек; в г. Рязани - 300 человек. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи минимальная численность инициативной группы не может превышать 3% от числа жителей, обладающих избирательным правом. Решение о создании инициативной группы оформляется протоколом собрания.
(под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова)
("Ай Пи Эр Медиа", 2010)Формирование инициативной группы по внесению правотворческой инициативы осуществляется на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства, в трудовых коллективах, во время проведения общественно-политических акций и т.п. Минимальная численность инициативной группы устанавливается в разных муниципальных образованиях различная: например, в г. Волгограде, г. Калуге, г. Тюмени - 5 человек; в г. Новосибирске, г. Дзержинске, г. Челябинске - 10 человек; в г. Ейске - 50 человек; в г. Рязани - 300 человек. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи минимальная численность инициативной группы не может превышать 3% от числа жителей, обладающих избирательным правом. Решение о создании инициативной группы оформляется протоколом собрания.
Нормативные акты
<Письмо> Минэкономразвития России от 12.12.2017 N 35706-ОФ/Д01и
"О Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по содействию органам местного самоуправления в организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне"Несмотря на отсутствие непосредственного софинансирования муниципальных программ из регионального бюджета, в Новосибирской области активизируется формирование программ поддержки СОНКО в муниципальных районах. По данным Правительства Новосибирской области, на начало 2016 года в Новосибирской области принято и действуют 12 программ муниципальной поддержки СОНКО и общественных инициатив. В нескольких муниципальных образованиях муниципальные программы находились в стадии разработки.
"О Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по содействию органам местного самоуправления в организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне"Несмотря на отсутствие непосредственного софинансирования муниципальных программ из регионального бюджета, в Новосибирской области активизируется формирование программ поддержки СОНКО в муниципальных районах. По данным Правительства Новосибирской области, на начало 2016 года в Новосибирской области принято и действуют 12 программ муниципальной поддержки СОНКО и общественных инициатив. В нескольких муниципальных образованиях муниципальные программы находились в стадии разработки.
Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ
"Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год"В 2016 году в адрес Уполномоченного поступило более 150 обращений от руководителей и членов НКО на нарушения, допущенные, по их мнению, органами государственной власти и местного самоуправления при реализации их права на свободу объединений. Большая их часть поступала Уполномоченному во время встреч с руководителями и членами общественных организаций правозащитной и иной направленности в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Владимире, Севастополе. Жалобы касались вопросов, связанных с приостановлением или прекращением деятельности общественных организаций, получением грантовой поддержки, высокой платой за аренду офисов или препятствием в аренде помещений, нежеланием руководителей государственных органов и муниципальных образований активно взаимодействовать с ними и создавать условия для их деятельности, созданием со стороны представителей региональных органов власти неоправданных препятствий в работе организаций, игнорированием просьб о поддержке различного рода социально значимых инициатив, в ряде случаев и с откровенным противодействием их общественной деятельности.
"Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год"В 2016 году в адрес Уполномоченного поступило более 150 обращений от руководителей и членов НКО на нарушения, допущенные, по их мнению, органами государственной власти и местного самоуправления при реализации их права на свободу объединений. Большая их часть поступала Уполномоченному во время встреч с руководителями и членами общественных организаций правозащитной и иной направленности в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Владимире, Севастополе. Жалобы касались вопросов, связанных с приостановлением или прекращением деятельности общественных организаций, получением грантовой поддержки, высокой платой за аренду офисов или препятствием в аренде помещений, нежеланием руководителей государственных органов и муниципальных образований активно взаимодействовать с ними и создавать условия для их деятельности, созданием со стороны представителей региональных органов власти неоправданных препятствий в работе организаций, игнорированием просьб о поддержке различного рода социально значимых инициатив, в ряде случаев и с откровенным противодействием их общественной деятельности.
Статья: Совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменения в сфере бюджетных правоотношений в городе Новосибирске
(Абакумова Е.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, NN 11, 12)Что касается сути данных документов, то коротко их можно охарактеризовать, как, во-первых, не вполне "дружелюбные" по отношению к бизнесу, а во-вторых, недостаточно социально ориентированные. А с учетом того факта, что Новосибирская область является одним из немногих субъектов РФ, где не введены дифференцированные налоговые ставки для различных категорий налогоплательщиков УСН по нормам статьи 346.20 НК РФ <10>, складывается не самая привлекательная картина заботы о малом бизнесе. Полагаем, что ввиду такой слабой проработки вопросов налогового стимулирования малого и среднего предпринимательства эффективность действующей на территории Новосибирска муниципальной программы "Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства города Новосибирска на 2015 - 2017 годы" <11> будет снижена.
(Абакумова Е.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, NN 11, 12)Что касается сути данных документов, то коротко их можно охарактеризовать, как, во-первых, не вполне "дружелюбные" по отношению к бизнесу, а во-вторых, недостаточно социально ориентированные. А с учетом того факта, что Новосибирская область является одним из немногих субъектов РФ, где не введены дифференцированные налоговые ставки для различных категорий налогоплательщиков УСН по нормам статьи 346.20 НК РФ <10>, складывается не самая привлекательная картина заботы о малом бизнесе. Полагаем, что ввиду такой слабой проработки вопросов налогового стимулирования малого и среднего предпринимательства эффективность действующей на территории Новосибирска муниципальной программы "Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства города Новосибирска на 2015 - 2017 годы" <11> будет снижена.
Статья: Культура в фокусе современного конституционного права
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 7)Однако в российском обществе совершенно автономно от государства зародилась и успешно реализовалась культурная инициатива "Тотальный диктант" в отношении русского языка, которая приобрела международный, межконтинентальный характер усилиями волонтерства как системы самоорганизации молодых людей. Возникнув в 2004 г. как университетская локальная инициатива (в Новосибирском университете "Тотальный диктант" писали несколько десятков человек), к 2019 г. эта культурная инициатива стала мультикультурной, вышла за пределы России и получила массовую поддержку (в апреле 2019 г. "Тотальный диктант" писали более чем в 80 государствах на всех континентах более 25 млн человек) <7>.
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 7)Однако в российском обществе совершенно автономно от государства зародилась и успешно реализовалась культурная инициатива "Тотальный диктант" в отношении русского языка, которая приобрела международный, межконтинентальный характер усилиями волонтерства как системы самоорганизации молодых людей. Возникнув в 2004 г. как университетская локальная инициатива (в Новосибирском университете "Тотальный диктант" писали несколько десятков человек), к 2019 г. эта культурная инициатива стала мультикультурной, вышла за пределы России и получила массовую поддержку (в апреле 2019 г. "Тотальный диктант" писали более чем в 80 государствах на всех континентах более 25 млн человек) <7>.
Статья: Правовые основы местного сообщества в Российской Федерации: понятие, структура, формы взаимодействия с органами местного самоуправления
(Писарев А.Н.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 4)Бычкова Е.И. Некоторые проблемы правовой регламентации муниципального правотворчества в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 4. С. 43 - 45.
(Писарев А.Н.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 4)Бычкова Е.И. Некоторые проблемы правовой регламентации муниципального правотворчества в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 4. С. 43 - 45.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
(постатейный)
(Грибанов Е.В., Помогалова Ю.В., Богатырева Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Пример: в качестве одной из форм работы могут использоваться групповые занятия, направленные на социальную адаптацию несовершеннолетних, их интеграцию в общество, а также на формирование толерантного поведения. Так, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Новосибирского района Новосибирской области "Барышевская средняя школа N 9" с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета, проводятся групповые занятия с использованием медиативных техник, таких как "круги примирения" (форма работы, в рамках которой подросток высказывает свое мнение и цивилизованно отстаивает его в групповом споре). В данной образовательной организации успешно используются игровые тренинги как форма работы в классах, где основная проблема - агрессивное поведение по отношению друг к другу, как прием самоутверждения (характерно для несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом) <127>.
(постатейный)
(Грибанов Е.В., Помогалова Ю.В., Богатырева Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Пример: в качестве одной из форм работы могут использоваться групповые занятия, направленные на социальную адаптацию несовершеннолетних, их интеграцию в общество, а также на формирование толерантного поведения. Так, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Новосибирского района Новосибирской области "Барышевская средняя школа N 9" с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета, проводятся групповые занятия с использованием медиативных техник, таких как "круги примирения" (форма работы, в рамках которой подросток высказывает свое мнение и цивилизованно отстаивает его в групповом споре). В данной образовательной организации успешно используются игровые тренинги как форма работы в классах, где основная проблема - агрессивное поведение по отношению друг к другу, как прием самоутверждения (характерно для несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом) <127>.
Статья: Нужна ли международному арбитражу "пятая графа"? Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 26 июля 2024 года N 304-ЭС24-2799
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)- элементами публичного порядка Российской Федерации <15> являются принцип соразмерности гражданско-правовой ответственности, предполагающий восстановление нарушенного права, но не обогащение в результате его защиты, а также принцип законности. При этом германский продавец не доказал заключение замещающей сделки, а также несение каких-либо убытков вообще. Никаких разумных мер по снижению размера убытков им принято не было. Более того, он отказался от предложения российского общества о продлении срока поставки;
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)- элементами публичного порядка Российской Федерации <15> являются принцип соразмерности гражданско-правовой ответственности, предполагающий восстановление нарушенного права, но не обогащение в результате его защиты, а также принцип законности. При этом германский продавец не доказал заключение замещающей сделки, а также несение каких-либо убытков вообще. Никаких разумных мер по снижению размера убытков им принято не было. Более того, он отказался от предложения российского общества о продлении срока поставки;
Вопрос: О государственной финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства, в частности в Новосибирской области, в том числе путем выделения субсидий федерального бюджета на финансирование мероприятий по предоставлению грантов на создание собственного бизнеса; субсидий на Гарантийные фонды (фонды поручительств); субсидирование процентных ставок по кредитам.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 29.07.2009 N Д05-3750)С 2005 по 2009 гг. Новосибирской области выделено 579 868,34 тыс. руб. на различные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, из них 409 750 тыс. руб. - в 2009 г. (276 800 тыс. руб. на создание Гарантийного фонда, 77 200 тыс. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам; 44 000 тыс. руб. на поддержку муниципальных программ и т.д.).
(Письмо Минэкономразвития РФ от 29.07.2009 N Д05-3750)С 2005 по 2009 гг. Новосибирской области выделено 579 868,34 тыс. руб. на различные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, из них 409 750 тыс. руб. - в 2009 г. (276 800 тыс. руб. на создание Гарантийного фонда, 77 200 тыс. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам; 44 000 тыс. руб. на поддержку муниципальных программ и т.д.).
Вопрос: О снятии запрета на заключение на новый срок договоров аренды объектов недвижимости федеральной собственности, а также о применении рыночной цены при отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, и возможности приобретения указанного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства за счет создания региональных перечней целевого имущества.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 18.06.2009 N Д05-3037)В период 2010 - 2012 гг. Минэкономразвития России предполагает внести изменения в Закон N 159-ФЗ в части продления сроков его действия и расширения круга субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут воспользоваться преимущественным правом выкупа указанного имущества, а также сформировать указанные перечни в 83 субъектах Российской Федерации, а также во всех муниципальных образованиях.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 18.06.2009 N Д05-3037)В период 2010 - 2012 гг. Минэкономразвития России предполагает внести изменения в Закон N 159-ФЗ в части продления сроков его действия и расширения круга субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут воспользоваться преимущественным правом выкупа указанного имущества, а также сформировать указанные перечни в 83 субъектах Российской Федерации, а также во всех муниципальных образованиях.
Статья: Порядок формирования и регистрации инициативной группы граждан по реализации правотворческой инициативы граждан
(Быкова А.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 7)В статье на основе муниципальных правовых актов проводится анализ реализации правотворческой инициативы граждан в Российской Федерации. Автор исследует проблемы формирования и регистрации инициативной группы граждан по реализации правотворческой инициативы граждан в Российской Федерации. На примере муниципальных правовых актов муниципальных образований Республики Башкортостан, Ямало-Ненецкого автономного округа, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Омской, Московской, Новосибирской, Самарской областей, Приморского, Забайкальского краев показано, что правотворческая инициатива граждан является фиктивным институтом муниципального права. В российском законодательстве нет гарантий на право его применения.
(Быкова А.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 7)В статье на основе муниципальных правовых актов проводится анализ реализации правотворческой инициативы граждан в Российской Федерации. Автор исследует проблемы формирования и регистрации инициативной группы граждан по реализации правотворческой инициативы граждан в Российской Федерации. На примере муниципальных правовых актов муниципальных образований Республики Башкортостан, Ямало-Ненецкого автономного округа, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Омской, Московской, Новосибирской, Самарской областей, Приморского, Забайкальского краев показано, что правотворческая инициатива граждан является фиктивным институтом муниципального права. В российском законодательстве нет гарантий на право его применения.
Статья: Об инструментах открытого правительства и уровне гражданского участия в управлении общественными финансами
(Глушакова О.В., Вайсберг Я.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 11)Вместе с тем особенности распределительных отношений в России обусловливают несбалансированность не только муниципальных бюджетов, но и бюджетов регионального уровня. Зачастую борьба за сферы влияния представителей органов государственной власти и политических партий выходит на передний план и лишает местные бюджеты адекватной финансовой поддержки. В связи с этим инфраструктурные проблемы отодвигаются на задний план. Одним из городов, который, на наш взгляд, нуждается в существенной финансовой поддержке региональной власти, выступает Новосибирск. Это третий по величине город в Российской Федерации, но городская среда Новосибирска характеризуется множеством проблем, в числе которых неразвитость общественных пространств (пешеходных, парковых зон, отсутствие велосипедных дорожек, загрязнение долин и русел малых рек, которые относятся согласно законодательству РФ к водоохранным зонам) <12>. Указанные проблемы обусловливают необходимость внедрения механизмов партисипации и в практику формирования городской среды [11]. Важно отметить, что с 1 октября 2018 г. в России началась реализация федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" <13>, источником финансового обеспечения которого служат средства федерального бюджета и средства консолидированных бюджетов субъектов РФ. Срок реализации проекта - 6 лет с общим объемом финансирования из всех источников 289 121,4 млн руб. В Методических рекомендациях Минстроя России сказано, что при подготовке государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды в числе мероприятий на уровне муниципальных образований рекомендуется осуществлять проведение общественного обсуждения проекта региональной (муниципальной) программы <14>. На официальном сайте Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии Новосибирска публикуются протоколы заседания общественной комиссии по реализации приоритетного национального проекта "Формирование комфортной городской среды" <15>. Однако несмотря на участие представителей гражданского общества, существенных изменений в качестве городской среды Новосибирска, на наш взгляд, к сожалению, не наблюдается.
(Глушакова О.В., Вайсберг Я.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 11)Вместе с тем особенности распределительных отношений в России обусловливают несбалансированность не только муниципальных бюджетов, но и бюджетов регионального уровня. Зачастую борьба за сферы влияния представителей органов государственной власти и политических партий выходит на передний план и лишает местные бюджеты адекватной финансовой поддержки. В связи с этим инфраструктурные проблемы отодвигаются на задний план. Одним из городов, который, на наш взгляд, нуждается в существенной финансовой поддержке региональной власти, выступает Новосибирск. Это третий по величине город в Российской Федерации, но городская среда Новосибирска характеризуется множеством проблем, в числе которых неразвитость общественных пространств (пешеходных, парковых зон, отсутствие велосипедных дорожек, загрязнение долин и русел малых рек, которые относятся согласно законодательству РФ к водоохранным зонам) <12>. Указанные проблемы обусловливают необходимость внедрения механизмов партисипации и в практику формирования городской среды [11]. Важно отметить, что с 1 октября 2018 г. в России началась реализация федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" <13>, источником финансового обеспечения которого служат средства федерального бюджета и средства консолидированных бюджетов субъектов РФ. Срок реализации проекта - 6 лет с общим объемом финансирования из всех источников 289 121,4 млн руб. В Методических рекомендациях Минстроя России сказано, что при подготовке государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды в числе мероприятий на уровне муниципальных образований рекомендуется осуществлять проведение общественного обсуждения проекта региональной (муниципальной) программы <14>. На официальном сайте Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии Новосибирска публикуются протоколы заседания общественной комиссии по реализации приоритетного национального проекта "Формирование комфортной городской среды" <15>. Однако несмотря на участие представителей гражданского общества, существенных изменений в качестве городской среды Новосибирска, на наш взгляд, к сожалению, не наблюдается.
Статья: Участие гражданского общества в реализации социальных функций государства как фактор повышения качества управления расходами бюджета
(Балынин И.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2016, N 22; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2017, N 6)<3> "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов гражданского общества в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы": Постановление Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 N 9-п.
(Балынин И.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2016, N 22; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2017, N 6)<3> "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов гражданского общества в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы": Постановление Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 N 9-п.