Муниципальная казна земельный налог
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальная казна земельный налог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 387 "Общие положения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Комитет городского хозяйства администрации города оспорил начисление земельного налога. Суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что ни комитет, ни администрация не являются плательщиками земельного налога. Суд установил, что администрации на праве собственности принадлежит земельный участок с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность". Постановлением администрации земельный участок передан комитету для содержания, контроля и учета в качестве имущества муниципальной казны города на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Этот участок расположен в пределах другого муниципального образования, поэтому согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог по нему регулируют нормативные акты представительных органов данного муниципального образования. Согласно таким актам категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность" не освобождена от уплаты земельного налога. Соответственно, у комитета есть обязанность по уплате земельного налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Комитет городского хозяйства администрации города оспорил начисление земельного налога. Суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что ни комитет, ни администрация не являются плательщиками земельного налога. Суд установил, что администрации на праве собственности принадлежит земельный участок с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность". Постановлением администрации земельный участок передан комитету для содержания, контроля и учета в качестве имущества муниципальной казны города на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Этот участок расположен в пределах другого муниципального образования, поэтому согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог по нему регулируют нормативные акты представительных органов данного муниципального образования. Согласно таким актам категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность" не освобождена от уплаты земельного налога. Соответственно, у комитета есть обязанность по уплате земельного налога.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 09.09.2015 по делу N 66-АПГ15-22
Об оставлении в силе решения Иркутского областного суда от 28.04.2015 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приложения 1 к приказу Службы по тарифам Иркутской области от 09.12.2014 N 620-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО "Централизованная энергоремонтная фирма".Судом первой инстанции установлено, что правовой акт по бюджетному учету казны Мальтинского муниципального образования отсутствует, в связи с чем орган местного самоуправления не производит начисление амортизации на имущество муниципальной казны, переданное ООО "Централизованная энергоремонтная фирма" на основании договора аренды.
Об оставлении в силе решения Иркутского областного суда от 28.04.2015 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приложения 1 к приказу Службы по тарифам Иркутской области от 09.12.2014 N 620-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО "Централизованная энергоремонтная фирма".Судом первой инстанции установлено, что правовой акт по бюджетному учету казны Мальтинского муниципального образования отсутствует, в связи с чем орган местного самоуправления не производит начисление амортизации на имущество муниципальной казны, переданное ООО "Централизованная энергоремонтная фирма" на основании договора аренды.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правосубъектность федеральной территории "Сириус"
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 6)Земельный налог (местный налог)
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 6)Земельный налог (местный налог)
Статья: Возмещение государством вреда, причиненного незаконными актами власти, и векторы контентного развития деликтного права
(Губаева А.К.)
("Закон", 2017, N 10)Договор купли-продажи указанного земельного участка был заключен с обществом спустя два года после вступления в силу решения арбитражного суда, которое длительное время не исполнялось администрацией. До передачи спорного земельного участка в собственность истцу земельный участок использовался истцом на праве аренды. Истец потребовал возместить за счет муниципальной казны убытки, которые составили разницу между уплаченной им арендной платой и суммой земельного налога, подлежавшего взысканию с собственника земельного участка. Решением АС Московской области от 16.03.2017 заявленные требования были удовлетворены частично.
(Губаева А.К.)
("Закон", 2017, N 10)Договор купли-продажи указанного земельного участка был заключен с обществом спустя два года после вступления в силу решения арбитражного суда, которое длительное время не исполнялось администрацией. До передачи спорного земельного участка в собственность истцу земельный участок использовался истцом на праве аренды. Истец потребовал возместить за счет муниципальной казны убытки, которые составили разницу между уплаченной им арендной платой и суммой земельного налога, подлежавшего взысканию с собственника земельного участка. Решением АС Московской области от 16.03.2017 заявленные требования были удовлетворены частично.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС РФ от 30.11.2006 N ММ-6-21/1159@
"О земельном налоге"
(вместе с <Письмом> Минфина РФ от 16.11.2006 N 03-06-02-02/138)В том случае, если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, отсутствует налогоплательщик. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, доли земельного участка) под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом, налогоплательщиком земельного налога должна признаваться организация - правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (доли земельного участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок.
"О земельном налоге"
(вместе с <Письмом> Минфина РФ от 16.11.2006 N 03-06-02-02/138)В том случае, если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, отсутствует налогоплательщик. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, доли земельного участка) под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом, налогоплательщиком земельного налога должна признаваться организация - правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (доли земельного участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок.
Решение Совета депутатов городского округа Химки МО от 27.11.2009 N 48/3
(ред. от 26.09.2024)
"О земельном налоге"8.4. Полностью освободить от уплаты земельного налога органы местного самоуправления городского округа Химки в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в муниципальной казне, а также муниципальный жилой фонд.
(ред. от 26.09.2024)
"О земельном налоге"8.4. Полностью освободить от уплаты земельного налога органы местного самоуправления городского округа Химки в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в муниципальной казне, а также муниципальный жилой фонд.
Вопрос: Если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то кто является плательщиком земельного налога в таком случае?
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 7)"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 7
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 7)"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 7
Вопрос: ...Кто является плательщиком земельного налога, если одним из собственников помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме является муниципальное образование (помещения являются имуществом казны)? Кто будет являться плательщиком земельного налога, если встроенные нежилые помещения в многоквартирном доме (имущество казны) переданы в аренду или безвозмездное пользование?
(Письмо Минфина РФ от 19.05.2005 N 03-06-02-02/33)Вопрос: Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
(Письмо Минфина РФ от 19.05.2005 N 03-06-02-02/33)Вопрос: Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
"Земельный налог"
(Кузьмин Г.В.)
("Налоговый вестник", 2012)Если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), до их приобретения в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков плательщик земельного налога отсутствует (Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-05-04-01/82).
(Кузьмин Г.В.)
("Налоговый вестник", 2012)Если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), до их приобретения в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков плательщик земельного налога отсутствует (Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-05-04-01/82).
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 06.10.2009 N 03-05-04-01/82 <Налогообложение имущества муниципальной казны> и Письму Минфина России от 27.10.2009 N 03-05-04-01/88 <Налог на имущество, находящееся в муниципальной собственности>
(Чурсинова Е.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2009, N 23)Дальше в Письме разобран вопрос о земельном налоге с участков, составляющих казну. Здесь финансисты обратились к п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, посвященному налогоплательщикам земельного налога. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица. Минфин России сделал вывод, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организаций или физических лиц. Следовательно, по причине отсутствия налогоплательщика земельные участки, составляющие казну, не облагаются земельным налогом.
(Чурсинова Е.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2009, N 23)Дальше в Письме разобран вопрос о земельном налоге с участков, составляющих казну. Здесь финансисты обратились к п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, посвященному налогоплательщикам земельного налога. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица. Минфин России сделал вывод, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организаций или физических лиц. Следовательно, по причине отсутствия налогоплательщика земельные участки, составляющие казну, не облагаются земельным налогом.
"Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации: вопросы теории и практики: Монография"
(Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Сотникова М.С.)
("Новый индекс", 2010)К сказанному остается лишь добавить, что земельный интерес муниципалитета состоит вовсе не в том, чтобы получить максимальное количество земли, а в том, чтобы получить с земель населенных пунктов максимальное количество земельного налога (отнесенного ст. 15 Налогового кодекса РФ к числу местных) в свой бюджет. Сделать это можно следующим образом: за счет собственных средств (либо выделенных вышестоящими органами публичной власти) произвести формирование земельных участков под многоквартирными домами. Это позволит получить в качестве плательщика земельного налога самую массовую (миллионную) армию населения. С точки зрения интересов муниципальной казны это намного выгоднее, чем быть собственником городских земель и не получать с них особого дохода.
(Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Сотникова М.С.)
("Новый индекс", 2010)К сказанному остается лишь добавить, что земельный интерес муниципалитета состоит вовсе не в том, чтобы получить максимальное количество земли, а в том, чтобы получить с земель населенных пунктов максимальное количество земельного налога (отнесенного ст. 15 Налогового кодекса РФ к числу местных) в свой бюджет. Сделать это можно следующим образом: за счет собственных средств (либо выделенных вышестоящими органами публичной власти) произвести формирование земельных участков под многоквартирными домами. Это позволит получить в качестве плательщика земельного налога самую массовую (миллионную) армию населения. С точки зрения интересов муниципальной казны это намного выгоднее, чем быть собственником городских земель и не получать с них особого дохода.
Вопрос: Об отсутствии оснований для признания земельного участка площадью 1504 кв. м, занятого объектом гражданской обороны, объектом налогообложения по земельному налогу.
(Письмо ФНС РФ от 03.06.2010 N ШС-37-3/3252@)В силу положений п. 2 ст. 11 Налогового кодекса субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога.
(Письмо ФНС РФ от 03.06.2010 N ШС-37-3/3252@)В силу положений п. 2 ст. 11 Налогового кодекса субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога.
Статья: О порядке налогообложения земельных участков в 2006 - 2007 годах (Окончание)
(Трофимова Н.Г.)
("Налоговый вестник", 2007, N 4)Если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, налогоплательщик отсутствует. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, доли земельного участка) под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом плательщиком земельного налога должна признаваться организация-правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (долю земельного участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок.
(Трофимова Н.Г.)
("Налоговый вестник", 2007, N 4)Если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, налогоплательщик отсутствует. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, доли земельного участка) под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом плательщиком земельного налога должна признаваться организация-правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (долю земельного участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок.
Статья: Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в РФ
(Перцева Е.М.)
("Налоги" (газета), 2006, N 8)Принятым 29 ноября 2004 г. Федеральным законом N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Налоговый кодекс РФ был дополнен гл. 31 "Земельный налог". С 1 января 2006 г. утрачивает силу Закон РФ от 11 октября 1991 г. "О плате за землю", представительные органы местного самоуправления в срок до 30 ноября 2005 г. должны принять свои нормативные правовые акты, вводящие земельный налог на территории соответствующих муниципальных образований. Установление и введение в действие на территории того или иного муниципального земельного налога зависит от местных законодательных органов конкретного образования, соответственно им предоставлено право решать, использовать или нет возможность указанных налоговых поступлений в качестве дохода муниципальной казны.
(Перцева Е.М.)
("Налоги" (газета), 2006, N 8)Принятым 29 ноября 2004 г. Федеральным законом N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Налоговый кодекс РФ был дополнен гл. 31 "Земельный налог". С 1 января 2006 г. утрачивает силу Закон РФ от 11 октября 1991 г. "О плате за землю", представительные органы местного самоуправления в срок до 30 ноября 2005 г. должны принять свои нормативные правовые акты, вводящие земельный налог на территории соответствующих муниципальных образований. Установление и введение в действие на территории того или иного муниципального земельного налога зависит от местных законодательных органов конкретного образования, соответственно им предоставлено право решать, использовать или нет возможность указанных налоговых поступлений в качестве дохода муниципальной казны.
"Налоговое право: Курс лекций"
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Кроме того, примечателен и тот факт, что с целью пополнения казны государственные (муниципальные) органы власти могут специально создавать коммерческие организации, исполняющие квазипубличные функции (например - по предоставлению информации заинтересованным лицам). Пример такой ситуации рассмотрен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19 января 2010 г. N 11390/09. Суд отметил, что выполнение работ по составлению и ведению списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю является контрольной функцией органа власти, которая не может быть передана хозяйствующему субъекту. Ведение электронной карты состояния земель на территории города Сочи, подготовка и выдача справок, содержащих земельно-кадастровую информацию, не могут осуществляться муниципальным унитарным предприятием.
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Кроме того, примечателен и тот факт, что с целью пополнения казны государственные (муниципальные) органы власти могут специально создавать коммерческие организации, исполняющие квазипубличные функции (например - по предоставлению информации заинтересованным лицам). Пример такой ситуации рассмотрен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19 января 2010 г. N 11390/09. Суд отметил, что выполнение работ по составлению и ведению списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю является контрольной функцией органа власти, которая не может быть передана хозяйствующему субъекту. Ведение электронной карты состояния земель на территории города Сочи, подготовка и выдача справок, содержащих земельно-кадастровую информацию, не могут осуществляться муниципальным унитарным предприятием.