Мрот 1992
Подборка наиболее важных документов по запросу Мрот 1992 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Проведем ретроспективный анализ законодательства в части определения размеров пособий по безработице. В период с 1 июня 1992 г. до 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. законодатель заменяет установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия на 100 руб. в месяц <40>. С января 2005 г. законодательно вводится "потолок" - максимальная величина пособия по безработице. Длительный период (с 2009 по 2018 г.) минимум и максимум пособия не изменялись и составляли 850 руб. и 4 900 руб. соответственно. Правоведы отмечают, что результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России <41>. Серьезные корректировки условий обеспечения пособием по безработице произведены Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий": наряду с введением особых условий получения пособия предпенсионерами вдвое сокращена продолжительность выплаты пособия по безработице (до шести месяцев - для граждан, уволенных не по виновным основаниям, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, и до трех месяцев - для граждан, впервые ищущих работу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия). Вслед за изменениями продолжительности выплаты пособия по безработице увеличиваются и его размеры <42>. Таким образом, государство не решило проблему по существу, а только сконцентрировало объем денежной помощи в первые месяцы безработицы, сократив срок получения пособия.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Проведем ретроспективный анализ законодательства в части определения размеров пособий по безработице. В период с 1 июня 1992 г. до 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. законодатель заменяет установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия на 100 руб. в месяц <40>. С января 2005 г. законодательно вводится "потолок" - максимальная величина пособия по безработице. Длительный период (с 2009 по 2018 г.) минимум и максимум пособия не изменялись и составляли 850 руб. и 4 900 руб. соответственно. Правоведы отмечают, что результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России <41>. Серьезные корректировки условий обеспечения пособием по безработице произведены Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий": наряду с введением особых условий получения пособия предпенсионерами вдвое сокращена продолжительность выплаты пособия по безработице (до шести месяцев - для граждан, уволенных не по виновным основаниям, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, и до трех месяцев - для граждан, впервые ищущих работу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия). Вслед за изменениями продолжительности выплаты пособия по безработице увеличиваются и его размеры <42>. Таким образом, государство не решило проблему по существу, а только сконцентрировало объем денежной помощи в первые месяцы безработицы, сократив срок получения пособия.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> Следует отметить, что в период с 1 июня 1992 г. по 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия был заменен на 100 руб. в месяц. С января 2005 г. и до настоящего времени размер пособия ограничивается минимальной и максимальной величинами.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> Следует отметить, что в период с 1 июня 1992 г. по 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия был заменен на 100 руб. в месяц. С января 2005 г. и до настоящего времени размер пособия ограничивается минимальной и максимальной величинами.
Нормативные акты
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" // СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2779.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" // СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2779.
Статья: Право граждан на справедливое социальное обеспечение
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)<46> Там же. С. 22. Еще Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации" Правительству РФ поручалось разрабатывать республиканский минимальный потребительский бюджет, включающий товары и услуги, удовлетворяющие основные материальные и духовные потребности, а также поэтапно повышать минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат с учетом указанных потребительских бюджетов и реальных экономических возможностей. На период преодоления кризисного состояния экономики Указом предписывалось определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума. Министерству труда и занятости населения РФ поручалось разработать в течение I кв. 1992 г. Методические рекомендации субъектам Федерации по расчетам минимального потребительского бюджета, а также уровней прожиточного минимума.
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)<46> Там же. С. 22. Еще Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации" Правительству РФ поручалось разрабатывать республиканский минимальный потребительский бюджет, включающий товары и услуги, удовлетворяющие основные материальные и духовные потребности, а также поэтапно повышать минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат с учетом указанных потребительских бюджетов и реальных экономических возможностей. На период преодоления кризисного состояния экономики Указом предписывалось определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума. Министерству труда и занятости населения РФ поручалось разработать в течение I кв. 1992 г. Методические рекомендации субъектам Федерации по расчетам минимального потребительского бюджета, а также уровней прожиточного минимума.
Статья: Перспективы применения вмененных налогов и сборов в условиях цифровизации налогового администрирования
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Максимальные взносы в ПФР "за себя" <12> = 8 x МРОТ x 12 месяцев x 26%.
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Максимальные взносы в ПФР "за себя" <12> = 8 x МРОТ x 12 месяцев x 26%.
Статья: О допустимости регистрации в России товарного знака по согласию правообладателя
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 4)Как известно, впервые в российском законодательстве норма о компенсации за нарушение исключительного права, являющаяся по существу, штрафной санкцией в сфере деликтной ответственности, была закреплена в Законе РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23.09.1992 N 3523-1 <11>. В соответствии с пунктом 1 ст. 18 названного Закона автор программы для ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать, в частности, выплаты нарушителем компенсации в определяемой по усмотрению суда, арбитражного или третейского суда сумме от 5 000-кратного до 50 000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в случаях нарушения с целью извлечения прибыли вместо возмещения убытков.
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 4)Как известно, впервые в российском законодательстве норма о компенсации за нарушение исключительного права, являющаяся по существу, штрафной санкцией в сфере деликтной ответственности, была закреплена в Законе РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23.09.1992 N 3523-1 <11>. В соответствии с пунктом 1 ст. 18 названного Закона автор программы для ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать, в частности, выплаты нарушителем компенсации в определяемой по усмотрению суда, арбитражного или третейского суда сумме от 5 000-кратного до 50 000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в случаях нарушения с целью извлечения прибыли вместо возмещения убытков.
Статья: О корреляции социально значимых потребностей и прожиточного минимума
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Прожиточный минимум как правовая категория появился в законодательстве о социальном обеспечении в начале 90-х годов прошлого века, будучи закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации". В Федеральном законе от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" была сформулирована легальная дефиниция, а в начале 2000-х годов она получила отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ), где предусматривалось, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ).
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Прожиточный минимум как правовая категория появился в законодательстве о социальном обеспечении в начале 90-х годов прошлого века, будучи закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации". В Федеральном законе от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" была сформулирована легальная дефиниция, а в начале 2000-х годов она получила отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ), где предусматривалось, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ).
Статья: Публично-правовое регулирование цены денег и их покупательной способности в Российской Федерации
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)<25> Определение Конституционного Суда РФ от 25 марта 2003 г. N 49-О "По ходатайству Верховного Суда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". URL: https://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-25032003-n/.
(Крылов О.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)<25> Определение Конституционного Суда РФ от 25 марта 2003 г. N 49-О "По ходатайству Верховного Суда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". URL: https://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-25032003-n/.
Статья: Правовая природа компенсации за нарушение исключительного права
(Иванов Н.В.)
("Закон", 2024, N 9)В российском законодательстве родственная статутным убыткам компенсация за нарушение исключительных прав появилась с введением в действие Закона РФ от 23 сентября 1992 года N 3523-1 "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных". Согласно п. 1 ст. 18 данного Закона в первоначальной редакции в случае нарушения исключительных прав на программу для ЭВМ или базу данных, совершенного с целью извлечения прибыли, правообладатель был вправе требовать выплаты компенсации в сумме от 5 000-кратного до 50 000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. В данной норме также подчеркивался альтернативный характер компенсации - она могла быть затребована правообладателем вместо возмещения убытков.
(Иванов Н.В.)
("Закон", 2024, N 9)В российском законодательстве родственная статутным убыткам компенсация за нарушение исключительных прав появилась с введением в действие Закона РФ от 23 сентября 1992 года N 3523-1 "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных". Согласно п. 1 ст. 18 данного Закона в первоначальной редакции в случае нарушения исключительных прав на программу для ЭВМ или базу данных, совершенного с целью извлечения прибыли, правообладатель был вправе требовать выплаты компенсации в сумме от 5 000-кратного до 50 000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. В данной норме также подчеркивался альтернативный характер компенсации - она могла быть затребована правообладателем вместо возмещения убытков.
Статья: Повышение благосостояния работников как приоритетная задача социальной политики государства
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Например, по поручению Президента РФ с 1 января 2024 г. запланировано увеличение минимального размера оплаты труда на 18,5%, что свидетельствует об опережающем темпе роста по сравнению с методикой, установленной на 2023 - 2024 гг. <15>. Повышение главного государственного стандарта оплаты труда следует, несомненно, поддержать, но нужно обратить внимание на следующие моменты: во-первых, планируемый к обновлению размер, к сожалению, в любом случае не обеспечивает реализацию предусмотренного ст. 2 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) права каждого работника на достойное человека существование, поскольку прожиточный минимум, ниже которого согласно Конституции РФ и Трудовому кодексу не может быть МРОТ, является лишь минимально необходимой для обеспечения жизнедеятельности суммой доходов гражданина, т.е. позволяет ему только выживать, а не достойно жить. Введенный в 1992 г. социальный индикатор "должен был использоваться лишь на период преодоления кризисного состояния экономики" <16>. Для того чтобы защитить низкооплачиваемых работников от падения покупательной способности зарплаты, МРОТ должен корректироваться с учетом потребностей работников и их семей, а также экономических факторов; причем процесс корректировки должен осуществляться при полном участии социальных партнеров <17>. Даже если ориентироваться на среднемесячную зарплату в целом по РФ за I квартал 2023 г., составившую 66 778 руб., планируемый с 1 января 2024 г. МРОТ составляет от нее 28,8%, хотя по рекомендациям Всемирного банка такое соотношение должно составлять не менее 40%. Не стоит также забывать, что с зарплаты, равной МРОТ, также удерживается НДФЛ, что в итоге увеличение заработка делает менее значимым.
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Например, по поручению Президента РФ с 1 января 2024 г. запланировано увеличение минимального размера оплаты труда на 18,5%, что свидетельствует об опережающем темпе роста по сравнению с методикой, установленной на 2023 - 2024 гг. <15>. Повышение главного государственного стандарта оплаты труда следует, несомненно, поддержать, но нужно обратить внимание на следующие моменты: во-первых, планируемый к обновлению размер, к сожалению, в любом случае не обеспечивает реализацию предусмотренного ст. 2 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) права каждого работника на достойное человека существование, поскольку прожиточный минимум, ниже которого согласно Конституции РФ и Трудовому кодексу не может быть МРОТ, является лишь минимально необходимой для обеспечения жизнедеятельности суммой доходов гражданина, т.е. позволяет ему только выживать, а не достойно жить. Введенный в 1992 г. социальный индикатор "должен был использоваться лишь на период преодоления кризисного состояния экономики" <16>. Для того чтобы защитить низкооплачиваемых работников от падения покупательной способности зарплаты, МРОТ должен корректироваться с учетом потребностей работников и их семей, а также экономических факторов; причем процесс корректировки должен осуществляться при полном участии социальных партнеров <17>. Даже если ориентироваться на среднемесячную зарплату в целом по РФ за I квартал 2023 г., составившую 66 778 руб., планируемый с 1 января 2024 г. МРОТ составляет от нее 28,8%, хотя по рекомендациям Всемирного банка такое соотношение должно составлять не менее 40%. Не стоит также забывать, что с зарплаты, равной МРОТ, также удерживается НДФЛ, что в итоге увеличение заработка делает менее значимым.
Статья: Необлагаемый минимум в дизайне НДФЛ: опыт и перспективы
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)В течение 1992 - 1997 гг., т.е. на этапе формирования рыночной экономики, идея налогового освобождения низких доходов воплощалась в виде гарантий уменьшения совокупного дохода физического лица на минимальную месячную оплату труда за каждый месяц года. То есть изначально необлагаемый минимум не встраивался в шкалу налоговых ставок и функционировал именно как налоговый вычет. При этом с накоплением практики исчисления и уплаты подоходного налога, в условиях нараставшего экономического кризиса, усиления социального неравенства и обеднения основной массы населения менялось видение того, как этот вычет должен применяться. Начав с наиболее простых и понятных правил, в рамках которых необлагаемый минимум рассматривался в качестве неотъемлемого права каждого физического лица, получающего заработную плату, законодатель перешел к принципу целевой налоговой поддержки.
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)В течение 1992 - 1997 гг., т.е. на этапе формирования рыночной экономики, идея налогового освобождения низких доходов воплощалась в виде гарантий уменьшения совокупного дохода физического лица на минимальную месячную оплату труда за каждый месяц года. То есть изначально необлагаемый минимум не встраивался в шкалу налоговых ставок и функционировал именно как налоговый вычет. При этом с накоплением практики исчисления и уплаты подоходного налога, в условиях нараставшего экономического кризиса, усиления социального неравенства и обеднения основной массы населения менялось видение того, как этот вычет должен применяться. Начав с наиболее простых и понятных правил, в рамках которых необлагаемый минимум рассматривался в качестве неотъемлемого права каждого физического лица, получающего заработную плату, законодатель перешел к принципу целевой налоговой поддержки.
Статья: Конституционный Суд РФ о компенсации за незаконное использование товарного знака
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 3)В упомянутых законодательных актах единственным видом компенсации была денежная компенсация в сумме различных диапазонов минимальных размеров оплаты труда, определяемая по усмотрению суда. Три вида компенсации (в твердой сумме - от 10 тыс. руб. до 5 млн руб.; в двукратном размере стоимости экземпляров (объектов); в двукратном размере стоимости права использования) впервые появились в результате изменений, внесенных в Закон об авторском праве в 2004 году.
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 3)В упомянутых законодательных актах единственным видом компенсации была денежная компенсация в сумме различных диапазонов минимальных размеров оплаты труда, определяемая по усмотрению суда. Три вида компенсации (в твердой сумме - от 10 тыс. руб. до 5 млн руб.; в двукратном размере стоимости экземпляров (объектов); в двукратном размере стоимости права использования) впервые появились в результате изменений, внесенных в Закон об авторском праве в 2004 году.