Может ли физическое лицо оплатить штраф за юридическое лицо
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли физическое лицо оплатить штраф за юридическое лицо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за неуплату административного штрафа
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая, что обязанность по уплате административного штрафа лежит на конкретном (юридическом или физическом) лице, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, следует считать место нахождения юридического лица или место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя), не уплатившего наложенный на него административный штраф..."
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая, что обязанность по уплате административного штрафа лежит на конкретном (юридическом или физическом) лице, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, следует считать место нахождения юридического лица или место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя), не уплатившего наложенный на него административный штраф..."
Перспективы и риски арбитражного спора: Аренда лесного участка: Арендодатель хочет взыскать неустойку (пени, штраф) в связи с нарушением срока оплаты
(КонсультантПлюс, 2025)Сторонами заключен договор аренды лесного участка. По мнению Арендодателя, Арендатор нарушил сроки внесения арендной платы. Условиями договора предусмотрена уплата неустойки (пеней, штрафа) в связи с нарушением срока оплаты.
(КонсультантПлюс, 2025)Сторонами заключен договор аренды лесного участка. По мнению Арендодателя, Арендатор нарушил сроки внесения арендной платы. Условиями договора предусмотрена уплата неустойки (пеней, штрафа) в связи с нарушением срока оплаты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как вернуть излишне уплаченный административный штраф
(КонсультантПлюс, 2025)документы, подтверждающие наименование заявителя - юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя - физического лица, чья обязанность по уплате платежа исполнялась. Такие документы понадобятся в случае изменения данных заявителя. Например, если после уплаты штрафа название юрлица изменилось или юрлицо было реорганизовано;
(КонсультантПлюс, 2025)документы, подтверждающие наименование заявителя - юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя - физического лица, чья обязанность по уплате платежа исполнялась. Такие документы понадобятся в случае изменения данных заявителя. Например, если после уплаты штрафа название юрлица изменилось или юрлицо было реорганизовано;
Статья: Особенности привлечения лиц к административной ответственности, связанные с внесенными изменениями в статьи КоАП РФ в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации в 2020 г. (статья, занявшая третье место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В вышеуказанной ст. 6.3 КоАП РФ дополнили вторую и третью части, где во второй части изменили размер административного штрафа как для физических, так и для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц. В случае нарушения нормы физические лица будут вынуждены заплатить административный штраф по ч. 2 указанной статьи, что составляет от 15 до 40 тысяч рублей, а юридические лица и ИП обязаны заплатить от 50 до 150 тысяч рублей, или им грозит приостановление осуществляемой деятельности до 90 суток, должностные лица должны заплатить от 50 до 150 тысяч рублей. Однако если данные действия повлекли за собой причинение вреда здоровью или смерть человека при условии, что в них нет состава преступления, то размер административного штрафа ужесточится <5>.
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)В вышеуказанной ст. 6.3 КоАП РФ дополнили вторую и третью части, где во второй части изменили размер административного штрафа как для физических, так и для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц. В случае нарушения нормы физические лица будут вынуждены заплатить административный штраф по ч. 2 указанной статьи, что составляет от 15 до 40 тысяч рублей, а юридические лица и ИП обязаны заплатить от 50 до 150 тысяч рублей, или им грозит приостановление осуществляемой деятельности до 90 суток, должностные лица должны заплатить от 50 до 150 тысяч рублей. Однако если данные действия повлекли за собой причинение вреда здоровью или смерть человека при условии, что в них нет состава преступления, то размер административного штрафа ужесточится <5>.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Организация либо осуществление лицом деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
(ред. от 04.11.2025)1. Организация либо осуществление лицом деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"1. Задолженность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц и физических лиц по уплате пеней, штрафов и процентов, начисленных на основании договора (сделки) и (или) положений гражданского или бюджетного законодательства Российской Федерации за несвоевременное исполнение денежных обязательств перед Российской Федерацией и (или) пользование чужими денежными средствами, подлежит списанию (прощению) в случае полного исполнения других обязательств должника по уплате денежных средств, определенных соответствующим договором (сделкой), возврату неосновательного обогащения, возмещению убытков.
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"1. Задолженность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц и физических лиц по уплате пеней, штрафов и процентов, начисленных на основании договора (сделки) и (или) положений гражданского или бюджетного законодательства Российской Федерации за несвоевременное исполнение денежных обязательств перед Российской Федерацией и (или) пользование чужими денежными средствами, подлежит списанию (прощению) в случае полного исполнения других обязательств должника по уплате денежных средств, определенных соответствующим договором (сделкой), возврату неосновательного обогащения, возмещению убытков.
Статья: Особенности реализации федерального бюджета в 2024 году
(Коробейников С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 3)- списание (прощение) задолженности субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц и физических лиц по уплате пеней, штрафов и процентов, начисленных на основании договора (сделки) и (или) положений гражданского или бюджетного законодательства РФ за несвоевременное исполнение денежных обязательств перед РФ и (или) пользование чужими денежными средствами, в случае полного исполнения других обязательств должника по уплате денежных средств, определенных соответствующим договором (сделкой), по возврату неосновательного обогащения и возмещению убытков. Решение о списании (прощении) такой задолженности принимается в месячный срок со дня получения заявления заемщика и документов, подтверждающих выполнение указанного условия списания (прощения) задолженности;
(Коробейников С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 3)- списание (прощение) задолженности субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц и физических лиц по уплате пеней, штрафов и процентов, начисленных на основании договора (сделки) и (или) положений гражданского или бюджетного законодательства РФ за несвоевременное исполнение денежных обязательств перед РФ и (или) пользование чужими денежными средствами, в случае полного исполнения других обязательств должника по уплате денежных средств, определенных соответствующим договором (сделкой), по возврату неосновательного обогащения и возмещению убытков. Решение о списании (прощении) такой задолженности принимается в месячный срок со дня получения заявления заемщика и документов, подтверждающих выполнение указанного условия списания (прощения) задолженности;
Статья: Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении изменился
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 1)Таким образом, из-за незначительного на первый взгляд изменения в КоАП у юрлиц/физлиц появилось больше времени, чтобы отменить административный штраф.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 1)Таким образом, из-за незначительного на первый взгляд изменения в КоАП у юрлиц/физлиц появилось больше времени, чтобы отменить административный штраф.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В ст. 13 данного Закона, посвященной ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства, предусматривалось лишь, что "взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном. Взыскание недоимки с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц", а в ст. 24 предусматривалось ограничение данного взыскания определенными сроками, которые, однако, не назывались сроками давности.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)В ст. 13 данного Закона, посвященной ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства, предусматривалось лишь, что "взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном. Взыскание недоимки с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц", а в ст. 24 предусматривалось ограничение данного взыскания определенными сроками, которые, однако, не назывались сроками давности.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)- финансовых результатов организации (налог на прибыль, штрафные санкции и пени) - Д 99 "Прибыли и убытки";
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)- финансовых результатов организации (налог на прибыль, штрафные санкции и пени) - Д 99 "Прибыли и убытки";
Статья: Применение мер уголовно-правового характера к юридическим лицам на Украине
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 7)Согласно УК Украины, если для физических лиц штраф - это уголовное наказание, то для юридических лиц - мера уголовно-правового характера.
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 7)Согласно УК Украины, если для физических лиц штраф - это уголовное наказание, то для юридических лиц - мера уголовно-правового характера.
Вопрос: Об НДФЛ с выплат физлицу - субъекту персональных данных, производимых оператором-юрлицом в случае утечки персональных данных.
(Письмо ФНС России от 26.04.2024 N БС-4-11/5038@)Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 05.04.2024 и в отношении обложения налогом на доходы физических лиц денежной выплаты, производимой оператором - юридическим лицом в пользу физических лиц - субъектов персональных данных в связи с допущенной таким оператором утечкой персональных данных в качестве условия для снижения размера административного штрафа за соответствующее правонарушение, сообщает следующее.
(Письмо ФНС России от 26.04.2024 N БС-4-11/5038@)Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 05.04.2024 и в отношении обложения налогом на доходы физических лиц денежной выплаты, производимой оператором - юридическим лицом в пользу физических лиц - субъектов персональных данных в связи с допущенной таким оператором утечкой персональных данных в качестве условия для снижения размера административного штрафа за соответствующее правонарушение, сообщает следующее.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Для человека, не способного избавиться от долгов, пеней, отсрочки уплаты неустоек, штрафов, банкротство станет способом избавления от уплаты. После окончания процедуры банкротства индивидуальный предприниматель, юридическое лицо и физическое лицо, как правило, освобождаются полностью от обязанности уплачивать долги <116>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Для человека, не способного избавиться от долгов, пеней, отсрочки уплаты неустоек, штрафов, банкротство станет способом избавления от уплаты. После окончания процедуры банкротства индивидуальный предприниматель, юридическое лицо и физическое лицо, как правило, освобождаются полностью от обязанности уплачивать долги <116>.
Статья: Сравнительно-правовой анализ института административного наказания в действующем Кодексе об административных правонарушениях и в Проекте нового Кодекса об административных правонарушениях
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)3. В действующем КоАП РФ существует верхний и нижний предел административного наказания в виде штрафа, предусматривается скидка на заблаговременную уплату штрафа только за негрубое административное правонарушение в области безопасности административного правонарушения. Так, иным проектом, проектом кодекса об административной ответственности вместо верхнего и нижнего предела размера штрафа (т.е. конкретных сумм) на основе законодательного опыта Евразийского экономического союза вводятся расчетные показатели (базовые величины), ниже которых штраф не может быть назначен (например, для должностных лиц и предпринимателей данная величина будет не менее 0,5; для физических лиц - 0,1, для юридических лиц - не менее 2 расчетных показателей) [1, с. 199]. В проекте же нового Кодекса об административных правонарушениях законодатель предлагает оставить высшие и низшие пределы сумм штрафа только на уровне законов субъектов Российской Федерации. Будет предоставлена возможность воспользоваться скидкой на заблаговременную уплату штрафа лицу, совершившему любое административное правонарушение (исключение - грубые административные правонарушения). Таким образом, подобные изменения направлены на снижение административной нагрузки в виде уплаты административного штрафа, а также на стимулирование правонарушителей вовремя уплачивать административный штраф.
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)3. В действующем КоАП РФ существует верхний и нижний предел административного наказания в виде штрафа, предусматривается скидка на заблаговременную уплату штрафа только за негрубое административное правонарушение в области безопасности административного правонарушения. Так, иным проектом, проектом кодекса об административной ответственности вместо верхнего и нижнего предела размера штрафа (т.е. конкретных сумм) на основе законодательного опыта Евразийского экономического союза вводятся расчетные показатели (базовые величины), ниже которых штраф не может быть назначен (например, для должностных лиц и предпринимателей данная величина будет не менее 0,5; для физических лиц - 0,1, для юридических лиц - не менее 2 расчетных показателей) [1, с. 199]. В проекте же нового Кодекса об административных правонарушениях законодатель предлагает оставить высшие и низшие пределы сумм штрафа только на уровне законов субъектов Российской Федерации. Будет предоставлена возможность воспользоваться скидкой на заблаговременную уплату штрафа лицу, совершившему любое административное правонарушение (исключение - грубые административные правонарушения). Таким образом, подобные изменения направлены на снижение административной нагрузки в виде уплаты административного штрафа, а также на стимулирование правонарушителей вовремя уплачивать административный штраф.
Статья: Финансово-экономические аспекты защиты упаковки и дизайна продукта
(Егорычева Е.В., Сухарева Д.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 1)Кроме того, штрафы предусмотрены и КоАП РФ. Так, при наличии факта правонарушения юридические лица выплачивают от 30 до 40 тыс. руб., должностные лица от 10 до 20 тыс. руб., физические лица от 1,5 до 2 тыс. руб. При этом все контрафактные экземпляры подлежат конфискации (ст. 7.12 КоАП РФ).
(Егорычева Е.В., Сухарева Д.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 1)Кроме того, штрафы предусмотрены и КоАП РФ. Так, при наличии факта правонарушения юридические лица выплачивают от 30 до 40 тыс. руб., должностные лица от 10 до 20 тыс. руб., физические лица от 1,5 до 2 тыс. руб. При этом все контрафактные экземпляры подлежат конфискации (ст. 7.12 КоАП РФ).