Моральный вред по закону о защите прав потребителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Моральный вред по закону о защите прав потребителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 15 "Компенсация морального вреда" Закона РФ "О защите прав потребителей"СТАТЬЯ 15 "КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА"
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Компенсация морального вреда" Закона РФ "О защите прав потребителей"СТАТЬЯ 15 "КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА"
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 15. Компенсация морального вреда
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 15. Компенсация морального вреда
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33
"О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"55. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации потребителю в случае установления самого факта нарушения его прав (статья 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"). Суд, установив факт нарушения прав потребителя, взыскивает компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя наряду с применением иных мер ответственности за нарушение прав потребителя, установленных законом или договором.
"О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"55. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации потребителю в случае установления самого факта нарушения его прав (статья 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"). Суд, установив факт нарушения прав потребителя, взыскивает компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя наряду с применением иных мер ответственности за нарушение прав потребителя, установленных законом или договором.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
"Защита ответчика против группового иска: монография"
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)В первом деле <1> истцы обратились с групповым иском к оператору почтовой связи. Истцами утверждалось, что в период пандемии новой коронавирусной инфекции - с марта по август 2020 г. - ответчик доставил сданные ими международные почтовые отправления адресатам в различные страны мира (более 60) с существенной просрочкой. Вследствие этого истцы просили взыскать с ответчика неустойку за нарушение срока оказания услуг, компенсацию морального вреда и штраф по Закону о защите прав потребителей.
(Домшенко В.Г.)
("Статут", 2024)В первом деле <1> истцы обратились с групповым иском к оператору почтовой связи. Истцами утверждалось, что в период пандемии новой коронавирусной инфекции - с марта по август 2020 г. - ответчик доставил сданные ими международные почтовые отправления адресатам в различные страны мира (более 60) с существенной просрочкой. Вследствие этого истцы просили взыскать с ответчика неустойку за нарушение срока оказания услуг, компенсацию морального вреда и штраф по Закону о защите прав потребителей.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)27. Поскольку договоры, которыми опосредуются отношения потребителей и продавцов (исполнителей), являются публичными договорами, выявлена проблема необоснованного отказа потребителям в заключении публичных договоров (например, розничной купли-продажи товара). Сложность состоит в том, что, во-первых, потребители не всегда успевают зафиксировать факт нарушения (например, немногие догадываются произвести видеозапись нарушения на камеру обычного мобильного телефона); во-вторых, продавец практически всегда находит отговорки о том, что нужного потребителю товара в конкретный момент не было в наличии; в-третьих, потребители практически не предъявляют иски об обязании заключить договор по ст. 445 ГК РФ, поскольку считают, что длительность процедуры судебного разбирательства не позволяет им быстро и эффективно восстановить нарушенные права при необоснованном отказе в заключении с потребителем публичного договора. При этом некоторые потребители, обращаясь в Роспотребнадзор, пытаются добиться привлечения нарушителей к административной ответственности, а затем используют имеющиеся постановления о назначении административного наказания как одно из доказательств в гражданском процессе по делам о взыскании с нарушителей компенсации морального вреда на основании ст. 15 ЗоЗПП.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)27. Поскольку договоры, которыми опосредуются отношения потребителей и продавцов (исполнителей), являются публичными договорами, выявлена проблема необоснованного отказа потребителям в заключении публичных договоров (например, розничной купли-продажи товара). Сложность состоит в том, что, во-первых, потребители не всегда успевают зафиксировать факт нарушения (например, немногие догадываются произвести видеозапись нарушения на камеру обычного мобильного телефона); во-вторых, продавец практически всегда находит отговорки о том, что нужного потребителю товара в конкретный момент не было в наличии; в-третьих, потребители практически не предъявляют иски об обязании заключить договор по ст. 445 ГК РФ, поскольку считают, что длительность процедуры судебного разбирательства не позволяет им быстро и эффективно восстановить нарушенные права при необоснованном отказе в заключении с потребителем публичного договора. При этом некоторые потребители, обращаясь в Роспотребнадзор, пытаются добиться привлечения нарушителей к административной ответственности, а затем используют имеющиеся постановления о назначении административного наказания как одно из доказательств в гражданском процессе по делам о взыскании с нарушителей компенсации морального вреда на основании ст. 15 ЗоЗПП.
Интервью: К требованиям о компенсации морального вреда должна применяться исковая давность
("Закон", 2025, N 5)- В Законе о защите прав потребителей причинение морального вреда потребителю презюмируется. Насколько это оправданно, особенно в век потребления? Неужели при каждой покупке, с которой что-то пойдет не так, покупатель испытывает моральный вред? Есть ли еще нормы, которые презюмируют причинение морального вреда? Нужно ли законодательно расширить количество случаев такой презумпции?
("Закон", 2025, N 5)- В Законе о защите прав потребителей причинение морального вреда потребителю презюмируется. Насколько это оправданно, особенно в век потребления? Неужели при каждой покупке, с которой что-то пойдет не так, покупатель испытывает моральный вред? Есть ли еще нормы, которые презюмируют причинение морального вреда? Нужно ли законодательно расширить количество случаев такой презумпции?
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за причинение вреда здоровью
(КонсультантПлюс, 2025)штраф, если вы не возместили вред добровольно или не компенсировали моральный вред по Закону о защите прав потребителей. Возникновение деликтного обязательства не исключает возможность применить к правоотношениям сторон Закон о защите прав потребителей (п. 6 ст. 13, п. п. 1, 2 ст. 14, ст. 15 Закона о защите прав потребителей, п. 1 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023)).
(КонсультантПлюс, 2025)штраф, если вы не возместили вред добровольно или не компенсировали моральный вред по Закону о защите прав потребителей. Возникновение деликтного обязательства не исключает возможность применить к правоотношениям сторон Закон о защите прав потребителей (п. 6 ст. 13, п. п. 1, 2 ст. 14, ст. 15 Закона о защите прав потребителей, п. 1 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023)).
Статья: Навязывание услуг. Ответственность продавца (исполнителя)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого, суд может возложить на продавца обязанность компенсировать потребителю моральный вред (ст. 15 Закона о защите прав потребителей) и выплатить ему, наряду с основной присужденной суммой, штраф в размере 50% от этой суммы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого, суд может возложить на продавца обязанность компенсировать потребителю моральный вред (ст. 15 Закона о защите прав потребителей) и выплатить ему, наряду с основной присужденной суммой, штраф в размере 50% от этой суммы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Статья: Учет расходов на компенсацию морального вреда
(Шагиев М.Ф.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 12)Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
(Шагиев М.Ф.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 12)Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Статья: О принудительном исполнении банками требований исполнительных документов
(Шаров А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Суд принял решение о возврате средств на счета, отмене отрицательного баланса (технического овердрафта), выплате процентов, возмещении морального вреда и суммы штрафа в рамках Закона о защите прав потребителя. Решение не может быть проигнорировано банком вследствие введения принудительного исполнения требований исполнительных документов банками. Аналогичные иски подали также другие вкладчики, и все они должны быть удовлетворены.
(Шаров А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Суд принял решение о возврате средств на счета, отмене отрицательного баланса (технического овердрафта), выплате процентов, возмещении морального вреда и суммы штрафа в рамках Закона о защите прав потребителя. Решение не может быть проигнорировано банком вследствие введения принудительного исполнения требований исполнительных документов банками. Аналогичные иски подали также другие вкладчики, и все они должны быть удовлетворены.