Модели местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Модели местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года"В случае формирования в каком-либо муниципальном образовании органов местного самоуправления вопреки выявленному в настоящем Постановлении конституционно-правовому смыслу оспоренных норм эти органы местного самоуправления продолжают функционировать до конца срока, на который они были избраны (сформированы). Входящие в состав представительного органа муниципального района главы поселений, избранные представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, подлежат замене представителями из числа депутатов представительных органов поселений. Если в устав сельского поселения на момент вступления настоящего Постановления в силу не внесены изменения, предусматривающие в соответствии с законом субъекта Российской Федерации способ замещения должности главы сельского поселения, соответствующие сельские поселения вправе сохранить прежнюю модель структуры органов местного самоуправления, применявшуюся ими до принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года"В случае формирования в каком-либо муниципальном образовании органов местного самоуправления вопреки выявленному в настоящем Постановлении конституционно-правовому смыслу оспоренных норм эти органы местного самоуправления продолжают функционировать до конца срока, на который они были избраны (сформированы). Входящие в состав представительного органа муниципального района главы поселений, избранные представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, подлежат замене представителями из числа депутатов представительных органов поселений. Если в устав сельского поселения на момент вступления настоящего Постановления в силу не внесены изменения, предусматривающие в соответствии с законом субъекта Российской Федерации способ замещения должности главы сельского поселения, соответствующие сельские поселения вправе сохранить прежнюю модель структуры органов местного самоуправления, применявшуюся ими до принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р
(ред. от 13.01.2017)
<Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года>В сельской местности действует двухуровневая модель местного самоуправления, включающая сельские поселения и муниципальные районы. За годы, прошедшие после вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проведена большая работа по разграничению полномочий между органами местного самоуправления разных уровней и органами государственной власти, а также по закреплению за ними соответствующих источников дохода. Вопросы местного значения, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, охватывают широкий круг социально значимых задач. Эффективное исполнение органами местного самоуправления соответствующих полномочий является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития сельских территорий.
(ред. от 13.01.2017)
<Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года>В сельской местности действует двухуровневая модель местного самоуправления, включающая сельские поселения и муниципальные районы. За годы, прошедшие после вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проведена большая работа по разграничению полномочий между органами местного самоуправления разных уровней и органами государственной власти, а также по закреплению за ними соответствующих источников дохода. Вопросы местного значения, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, охватывают широкий круг социально значимых задач. Эффективное исполнение органами местного самоуправления соответствующих полномочий является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития сельских территорий.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления как гарантия, с одной стороны, целостности образовательного пространства России, а с другой, - самостоятельности в принятии решений на разных уровнях власти с учетом административно-территориального устройства и моделей местного самоуправления в Российском государстве.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления как гарантия, с одной стороны, целостности образовательного пространства России, а с другой, - самостоятельности в принятии решений на разных уровнях власти с учетом административно-территориального устройства и моделей местного самоуправления в Российском государстве.
Статья: Полномочия по изданию актов местной администрации
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)С одной стороны, очевидна тенденция постепенного дополнения случаев участия государства в процессе назначения руководителей структурных подразделений местных администраций <17>, "вследствие того, что интеграция органов местного самоуправления в управление публичными функциями постоянно увеличивается, а сферы взаимодействия переплетаются еще больше" <18>. С другой стороны, справедлива критическая оценка законодательного расширения вмешательства государственных органов "в определение муниципалитетом своих собственных административных структур и возможности набирать компетентный персонал, что посягает на конституционные положения ст. 12 и ч. 1 ст. 131 Конституции РФ в их системном единстве" <19>. Признавая изъяны в складывающейся российской модели местного самоуправления, превышение пределов допустимого ограничения его организационной самостоятельности, полагаем необходимым свести к минимуму перечень должностных лиц местной администрации, назначение которых согласуют государственные органы. Вместе с тем именно таких муниципальных служащих администрации, согласование персоналий которых с государственными органами конституционно оправданно, допустимо наделять правом издавать приказы и распоряжения.
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)С одной стороны, очевидна тенденция постепенного дополнения случаев участия государства в процессе назначения руководителей структурных подразделений местных администраций <17>, "вследствие того, что интеграция органов местного самоуправления в управление публичными функциями постоянно увеличивается, а сферы взаимодействия переплетаются еще больше" <18>. С другой стороны, справедлива критическая оценка законодательного расширения вмешательства государственных органов "в определение муниципалитетом своих собственных административных структур и возможности набирать компетентный персонал, что посягает на конституционные положения ст. 12 и ч. 1 ст. 131 Конституции РФ в их системном единстве" <19>. Признавая изъяны в складывающейся российской модели местного самоуправления, превышение пределов допустимого ограничения его организационной самостоятельности, полагаем необходимым свести к минимуму перечень должностных лиц местной администрации, назначение которых согласуют государственные органы. Вместе с тем именно таких муниципальных служащих администрации, согласование персоналий которых с государственными органами конституционно оправданно, допустимо наделять правом издавать приказы и распоряжения.
Статья: Перспективы гибридной модели организации местного самоуправления
(Лихачев А.С.)
("Современное право", 2024, N 4)"Современное право", 2024, N 4
(Лихачев А.С.)
("Современное право", 2024, N 4)"Современное право", 2024, N 4
Статья: Создание специальных районов как альтернативный вариант территориального реформирования местного самоуправления в РФ
(Басиев М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)<2> Акмалова А.А. Модели местного самоуправления. М.: Прометей, 2001. С. 93.
(Басиев М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)<2> Акмалова А.А. Модели местного самоуправления. М.: Прометей, 2001. С. 93.
Статья: Реализация преобразованной конституционной модели местного самоуправления в России: первые шаги
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В период Российской империи окраинные территории могли обладать разным статусом. "Управлять территориями, населенными многочисленными народами, входившими в состав России в разное время, на основе унифицированной модели организации местного самоуправления, суда, земельных отношений было невозможно" <1>. Представляется, что в данном случае дело было не только в многонациональном населении, но и в природно-климатических факторах, которые, в свою очередь, определяли господствующие модели хозяйственной деятельности, а следовательно, и образа жизни.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В период Российской империи окраинные территории могли обладать разным статусом. "Управлять территориями, населенными многочисленными народами, входившими в состав России в разное время, на основе унифицированной модели организации местного самоуправления, суда, земельных отношений было невозможно" <1>. Представляется, что в данном случае дело было не только в многонациональном населении, но и в природно-климатических факторах, которые, в свою очередь, определяли господствующие модели хозяйственной деятельности, а следовательно, и образа жизни.
Статья: Конституционный принцип единства системы публичной власти и его реализация в законодательстве
(Бялкина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)1. Еще до 2020 г. высказывались суждения о том, что предусмотренная Конституцией РФ модель местного самоуправления, особенно положения ст. 12, являются конституционной фикцией, внесенной в ее текст по ошибке на волне либеральных преобразований российской государственности, они нереализуемы на практике. Отделение местных органов власти от государственных искусственно разрывает обе системы, ухудшает управленческий процесс, который объективно требует определенной соподчиненности, скоординированности действий всех органов власти сверху донизу, особенно в тех сложных условиях, в которых оказалась Российская Федерация в настоящее время <2>. Поэтому новые конституционные положения о единстве системы публичной власти и взаимодействии ее органов в осуществлении общих публичных функций должны стать определяющими для нового законодательства о местном самоуправлении. Отсюда вытекает необходимость закрепления приоритетной роли органов государственной власти в решении всех вопросов, в том числе и тех, что связаны с жизнеобеспечением населения муниципальных образований. Местным самоуправлением предлагается считать самоорганизацию граждан по месту жительства, например в форме территориального общественного самоуправления, старост населенных пунктов и т.п. Природа же органов местного самоуправления как органов публичной власти фактически относит их к нижнему уровню государственной власти. Иными словами, власть публичная есть власть государственная.
(Бялкина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)1. Еще до 2020 г. высказывались суждения о том, что предусмотренная Конституцией РФ модель местного самоуправления, особенно положения ст. 12, являются конституционной фикцией, внесенной в ее текст по ошибке на волне либеральных преобразований российской государственности, они нереализуемы на практике. Отделение местных органов власти от государственных искусственно разрывает обе системы, ухудшает управленческий процесс, который объективно требует определенной соподчиненности, скоординированности действий всех органов власти сверху донизу, особенно в тех сложных условиях, в которых оказалась Российская Федерация в настоящее время <2>. Поэтому новые конституционные положения о единстве системы публичной власти и взаимодействии ее органов в осуществлении общих публичных функций должны стать определяющими для нового законодательства о местном самоуправлении. Отсюда вытекает необходимость закрепления приоритетной роли органов государственной власти в решении всех вопросов, в том числе и тех, что связаны с жизнеобеспечением населения муниципальных образований. Местным самоуправлением предлагается считать самоорганизацию граждан по месту жительства, например в форме территориального общественного самоуправления, старост населенных пунктов и т.п. Природа же органов местного самоуправления как органов публичной власти фактически относит их к нижнему уровню государственной власти. Иными словами, власть публичная есть власть государственная.
Статья: Исполнимость мер прокурорского реагирования в отношении органов местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Законность", 2025, N 9)На современном этапе развития России продолжается реформирование отечественной модели местного самоуправления (далее - МСУ).
(Надин А.Н.)
("Законность", 2025, N 9)На современном этапе развития России продолжается реформирование отечественной модели местного самоуправления (далее - МСУ).
Статья: Правовое положение городских и земских органов местного самоуправления в структуре органов публичной власти на местном уровне в период контрреформ 1890-х годов
(Джимбиев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Таким образом, завершая разговор о правовом положении местных органов власти земств и городов в эпоху контрреформ, можно сформулировать следующие выводы. Такие масштабные изменения, как те, которые проводились во второй половине XIX в., нуждались в укоренении и дальнейшем продолжении. Однако сохранение на практике прежней модели взаимоотношений разных уровней власти, неготовность общества к дальнейшим преобразованиям, стремление к единообразию в регулировании местной жизни и, как следствие, чрезвычайная опека за деятельностью совсем недавно образованных структур способствовали сворачиванию довольно масштабного проекта реформ и возврату к строго вертикальной модели взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти. На взгляд автора, несмотря на то что местное самоуправление, являясь гарантией для принятия населением самостоятельных решений под свою ответственность, также является элементом единой публичной власти и находится в тесном взаимодействии с государственными структурами. В связи с этим в любой исторический период актуальным вопросом остается оптимальная модель местного самоуправления, при которой наличие компетенционной и организационной обособленности органов местного самоуправления не мешает их активному взаимодействию с органами власти государства при решении задач регионального и общенационального масштабов. В рамках данного исследования выводы, которые необходимо сделать при анализе положения дел в рамках рассмотренного периода, представляются довольно важными и имеющими значение в том числе в современных условиях, когда понятия "национальная политика" и "организационные и экономические гарантии местного самоуправления" являются не антагонистическими, а взаимодополняющими элементами конституционного строя подавляющего большинства государств.
(Джимбиев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Таким образом, завершая разговор о правовом положении местных органов власти земств и городов в эпоху контрреформ, можно сформулировать следующие выводы. Такие масштабные изменения, как те, которые проводились во второй половине XIX в., нуждались в укоренении и дальнейшем продолжении. Однако сохранение на практике прежней модели взаимоотношений разных уровней власти, неготовность общества к дальнейшим преобразованиям, стремление к единообразию в регулировании местной жизни и, как следствие, чрезвычайная опека за деятельностью совсем недавно образованных структур способствовали сворачиванию довольно масштабного проекта реформ и возврату к строго вертикальной модели взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти. На взгляд автора, несмотря на то что местное самоуправление, являясь гарантией для принятия населением самостоятельных решений под свою ответственность, также является элементом единой публичной власти и находится в тесном взаимодействии с государственными структурами. В связи с этим в любой исторический период актуальным вопросом остается оптимальная модель местного самоуправления, при которой наличие компетенционной и организационной обособленности органов местного самоуправления не мешает их активному взаимодействию с органами власти государства при решении задач регионального и общенационального масштабов. В рамках данного исследования выводы, которые необходимо сделать при анализе положения дел в рамках рассмотренного периода, представляются довольно важными и имеющими значение в том числе в современных условиях, когда понятия "национальная политика" и "организационные и экономические гарантии местного самоуправления" являются не антагонистическими, а взаимодополняющими элементами конституционного строя подавляющего большинства государств.