Меры по повышению эффективности расходования бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Меры по повышению эффективности расходования бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В зависимости от темы ревизии в ходе ревизии проводится комплекс контрольных действий по изучению: соответствия деятельности учредительным документам; расчетов сметных назначений; исполнения смет доходов и расходов; использования средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд; использования средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций); исполнения бюджетов субъектов РФ в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ, а также контроля за их исполнением; соблюдения требований бюджетного законодательства РФ получателями средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ; использования средств государственных внебюджетных фондов; поступления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В зависимости от темы ревизии в ходе ревизии проводится комплекс контрольных действий по изучению: соответствия деятельности учредительным документам; расчетов сметных назначений; исполнения смет доходов и расходов; использования средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд; использования средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций); исполнения бюджетов субъектов РФ в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ, а также контроля за их исполнением; соблюдения требований бюджетного законодательства РФ получателями средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ; использования средств государственных внебюджетных фондов; поступления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
Статья: Эффективность использования институтами развития бюджетных средств
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Для повышения эффективности использования бюджетных средств в последнее десятилетие государством предпринят широкий перечень мер <5>, однако несмотря на реализацию данных мер, можно констатировать, что существенные проблемы, связанные с эффективностью расходования средств бюджетов, так и остаются нерешенными. Одна из таких проблем связана с использованием бюджетных средств юридическими лицами, деятельность которых нацелена на достижение социально-экономического эффекта и которые в своей деятельности должны исходить из необходимости реализации публичного интереса, к числу которых относятся институты развития <6>.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Для повышения эффективности использования бюджетных средств в последнее десятилетие государством предпринят широкий перечень мер <5>, однако несмотря на реализацию данных мер, можно констатировать, что существенные проблемы, связанные с эффективностью расходования средств бюджетов, так и остаются нерешенными. Одна из таких проблем связана с использованием бюджетных средств юридическими лицами, деятельность которых нацелена на достижение социально-экономического эффекта и которые в своей деятельности должны исходить из необходимости реализации публичного интереса, к числу которых относятся институты развития <6>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"1) подписание соглашений с финансовым органом субъекта Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета;
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"1) подписание соглашений с финансовым органом субъекта Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета;
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)Повышение эффективности использования бюджетных средств на финансовое обеспечение оказания бюджетных услуг
(разработаны Минфином России)Повышение эффективности использования бюджетных средств на финансовое обеспечение оказания бюджетных услуг
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В 2021 г. по итогам I квартала финансовая ситуация в целом улучшилась, хотя сохранилась ведущая роль межбюджетных трансфертов как основного источника финансирования расходов муниципального уровня. Исходя из этого следует уделить внимание подходам к распределению трансфертов, применяемым в региональных практиках. Их совершенствование позволит повысить эффективность использования бюджетных средств на территориальном уровне. В современных условиях важно не только совершенствование методик распределения межбюджетных трансфертов, но и формирование подходов к оценке эффективности предоставления и использования трансфертов местным бюджетом. Это является важным элементом, характеризующим обратную связь системы межбюджетного регулирования.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В 2021 г. по итогам I квартала финансовая ситуация в целом улучшилась, хотя сохранилась ведущая роль межбюджетных трансфертов как основного источника финансирования расходов муниципального уровня. Исходя из этого следует уделить внимание подходам к распределению трансфертов, применяемым в региональных практиках. Их совершенствование позволит повысить эффективность использования бюджетных средств на территориальном уровне. В современных условиях важно не только совершенствование методик распределения межбюджетных трансфертов, но и формирование подходов к оценке эффективности предоставления и использования трансфертов местным бюджетом. Это является важным элементом, характеризующим обратную связь системы межбюджетного регулирования.
Статья: Идентификация дотационности территориальных бюджетов и их типологизация
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)- в целях снижения дотационности органы региональной власти подписывают соглашения с Минфином России о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации <12>.
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)- в целях снижения дотационности органы региональной власти подписывают соглашения с Минфином России о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации <12>.
Статья: Цифровизация образования. Мнения
(Боярский С., Гриншкун В., Тищенко А., Сидорова Е., Рего А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 6)Реализация этих мер позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, улучшить качество образовательного процесса и создать равные условия получения образования для всех категорий обучающихся, особенно в сельской местности.
(Боярский С., Гриншкун В., Тищенко А., Сидорова Е., Рего А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 6)Реализация этих мер позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, улучшить качество образовательного процесса и создать равные условия получения образования для всех категорий обучающихся, особенно в сельской местности.
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Область применения. Разработанные рекомендации могут быть применимы в работе центров бюджетного учета, функционирующих на различных уровнях организаций и учреждений бюджетного сектора; при реализации данных мер точность и достоверность учета возрастет, повышается качество финансового управления, средства бюджета будут использоваться максимально эффективно.
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Область применения. Разработанные рекомендации могут быть применимы в работе центров бюджетного учета, функционирующих на различных уровнях организаций и учреждений бюджетного сектора; при реализации данных мер точность и достоверность учета возрастет, повышается качество финансового управления, средства бюджета будут использоваться максимально эффективно.
Статья: О судебной практике разрешения военными судами дел, связанных с обеспечением военнослужащих денежным довольствием
(Харитонов С.С., Малаханов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 10)Пунктом 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 по результатам военной службы предусмотрена возможность обеспечения военнослужащих дополнительным материальным стимулированием за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Названный Приказ издан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" от 26 декабря 2006 г. N 1459, которым Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными для содержания фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, и материального стимулирования военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 и п. 11 Порядка, утвержденного данным Приказом, дополнительное материальное стимулирование производится периодически (ежеквартально, соответственно при наличии в определенном периоде разницы между предусмотренными и выплаченными исходя из фактической численности средствами) и, будучи обусловленным эффективностью исполнения военнослужащим своих обязанностей, не предоставляется, в частности, тем из них, кто имеет дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, либо неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также допустил нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Таким образом, дополнительное материальное стимулирование является периодической выплатой, предоставляемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, и непосредственно обусловленной надлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей.
(Харитонов С.С., Малаханов А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 10)Пунктом 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 по результатам военной службы предусмотрена возможность обеспечения военнослужащих дополнительным материальным стимулированием за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Названный Приказ издан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" от 26 декабря 2006 г. N 1459, которым Министру обороны Российской Федерации предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными для содержания фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, и материального стимулирования военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 и п. 11 Порядка, утвержденного данным Приказом, дополнительное материальное стимулирование производится периодически (ежеквартально, соответственно при наличии в определенном периоде разницы между предусмотренными и выплаченными исходя из фактической численности средствами) и, будучи обусловленным эффективностью исполнения военнослужащим своих обязанностей, не предоставляется, в частности, тем из них, кто имеет дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, либо неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также допустил нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Таким образом, дополнительное материальное стимулирование является периодической выплатой, предоставляемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, и непосредственно обусловленной надлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей.
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- исполнения бюджетов субъектов Федерации в соответствии с заключенными соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Федерации, а также контроля за их исполнением;
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- исполнения бюджетов субъектов Федерации в соответствии с заключенными соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Федерации, а также контроля за их исполнением;
Статья: Оценка эффективности использования бюджетных средств муниципальными образованиями
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Косвенным инструментом для повышения уровня эффективности использования бюджетных средств следует рассматривать оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, регулирующих порядки предоставления субсидий и иных мер финансовой поддержки, а также экспертизу уже действующих нормативных правовых актов в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данные процедуры предполагают всесторонний анализ актов, в том числе с точки зрения выгод и издержек муниципального бюджета, и позволяют оценить, какое влияние окажет или оказывает реализация соответствующих положений на формирование, распределение и использование публичных финансов.
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Косвенным инструментом для повышения уровня эффективности использования бюджетных средств следует рассматривать оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, регулирующих порядки предоставления субсидий и иных мер финансовой поддержки, а также экспертизу уже действующих нормативных правовых актов в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данные процедуры предполагают всесторонний анализ актов, в том числе с точки зрения выгод и издержек муниципального бюджета, и позволяют оценить, какое влияние окажет или оказывает реализация соответствующих положений на формирование, распределение и использование публичных финансов.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Таким образом, ВФК в первую очередь направлен на соблюдение нормативных правовых (правовых) актов, регламентирующих составление и исполнение бюджета, бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, а также на реализацию мер по повышению результативности и экономности использования бюджетных средств. ВФА, в свою очередь, оценивает надежность ВФК и реализуется в целях повышения эффективности внутреннего финансового контроля, а также подтверждения достоверности бюджетной отчетности, установления соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии и повышения качества финансового менеджмента.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Таким образом, ВФК в первую очередь направлен на соблюдение нормативных правовых (правовых) актов, регламентирующих составление и исполнение бюджета, бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, а также на реализацию мер по повышению результативности и экономности использования бюджетных средств. ВФА, в свою очередь, оценивает надежность ВФК и реализуется в целях повышения эффективности внутреннего финансового контроля, а также подтверждения достоверности бюджетной отчетности, установления соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии и повышения качества финансового менеджмента.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<408> Владимир Путин провел заседание Государственного совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19359 (дата обращения: 28.01.2022).
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<408> Владимир Путин провел заседание Государственного совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19359 (дата обращения: 28.01.2022).
Статья: Контроль Счетной палаты Российской Федерации за деятельностью институтов развития
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Представляется, что эффективное функционирование субъектов, в управлении которых имеются колоссальные бюджетные средства, имеет первостепенное значение для бюджета, поскольку, как справедливо отмечается в доктрине, "в условиях ограниченности источников доходов бюджета и постоянного возрастания потребностей государства, требующих финансирования за счет средств бюджетов бюджетной системы, особое значение приобретает эффективное расходование средств бюджета" <29>. Решение вопросов обеспечения эффективности деятельности институтов развития, безусловно, требует значительного внимания со стороны контрольно-счетного органа. Именно поэтому неэффективное использование бюджетных средств институтами развития становится предпосылкой для принятия контрольно-счетным органом мер, направленных на повышение результативности и экономности использования бюджетных средств, которые могут носить корректирующий и превентивный характер. Данные меры состоят в реализации Счетной палатой РФ полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ, например, посредством направления объектам контроля актов, заключений, представлений, предписаний. В таком случае превентивный характер контроля Счетной палаты РФ будет выражаться в том, что позволит "обнаружить отклонения от принятых стандартов, выявить на возможно более ранней стадии нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов" <30>, а корректирующий характер мер будет состоять в том, что объект контроля должен в установленный срок исправить допущенные нарушения.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Представляется, что эффективное функционирование субъектов, в управлении которых имеются колоссальные бюджетные средства, имеет первостепенное значение для бюджета, поскольку, как справедливо отмечается в доктрине, "в условиях ограниченности источников доходов бюджета и постоянного возрастания потребностей государства, требующих финансирования за счет средств бюджетов бюджетной системы, особое значение приобретает эффективное расходование средств бюджета" <29>. Решение вопросов обеспечения эффективности деятельности институтов развития, безусловно, требует значительного внимания со стороны контрольно-счетного органа. Именно поэтому неэффективное использование бюджетных средств институтами развития становится предпосылкой для принятия контрольно-счетным органом мер, направленных на повышение результативности и экономности использования бюджетных средств, которые могут носить корректирующий и превентивный характер. Данные меры состоят в реализации Счетной палатой РФ полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ, например, посредством направления объектам контроля актов, заключений, представлений, предписаний. В таком случае превентивный характер контроля Счетной палаты РФ будет выражаться в том, что позволит "обнаружить отклонения от принятых стандартов, выявить на возможно более ранней стадии нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов" <30>, а корректирующий характер мер будет состоять в том, что объект контроля должен в установленный срок исправить допущенные нарушения.