Мерой гражданско-правовой ответственности за совершение коррупционного правонарушения является
Подборка наиболее важных документов по запросу Мерой гражданско-правовой ответственности за совершение коррупционного правонарушения является (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2023 N 88-9304/2023 по делу N 2-41/2023 (УИД 14RS0035-01-2022-011144-60)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обращении в доход государства движимого и недвижимого имущества.
Обстоятельства: Материалами дела подтверждено нарушение ответчиком антикоррупционного законодательства.
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы С.Л.И. о наложении ареста на спорное имущество в рамках уголовного дела не является препятствием для удовлетворения требований прокурора об ответственности С.И. за совершение коррупционного правонарушения как меры гражданско-правовой ответственности по настоящему делу, установленной федеральным законом.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обращении в доход государства движимого и недвижимого имущества.
Обстоятельства: Материалами дела подтверждено нарушение ответчиком антикоррупционного законодательства.
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы С.Л.И. о наложении ареста на спорное имущество в рамках уголовного дела не является препятствием для удовлетворения требований прокурора об ответственности С.И. за совершение коррупционного правонарушения как меры гражданско-правовой ответственности по настоящему делу, установленной федеральным законом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 31 октября 2024 г. N 49-П
(Мальбин Д.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)Во-первых, основанием наступления гражданско-правовой ответственности является совершение гражданского правонарушения, которое всегда сопряжено с нарушением субъективного гражданского права конкретного лица, чего, однако, не наблюдается в случае с обращением в доход государства имущества в соответствии с антикоррупционным законодательством. Лицо, замещающее (занимающее) или замещавшее (занимавшее) одну из должностей, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона о контроле за расходами, претерпевает негативные правовые последствия безотносительно к факту нарушения чьего-либо субъективного гражданского права. Более того, факт нарушения чьего-либо субъективного права в результате акта коррупции не устанавливается, релевантным в таком случае является факт совершения коррупционного правонарушения.
(Мальбин Д.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)Во-первых, основанием наступления гражданско-правовой ответственности является совершение гражданского правонарушения, которое всегда сопряжено с нарушением субъективного гражданского права конкретного лица, чего, однако, не наблюдается в случае с обращением в доход государства имущества в соответствии с антикоррупционным законодательством. Лицо, замещающее (занимающее) или замещавшее (занимавшее) одну из должностей, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона о контроле за расходами, претерпевает негативные правовые последствия безотносительно к факту нарушения чьего-либо субъективного гражданского права. Более того, факт нарушения чьего-либо субъективного права в результате акта коррупции не устанавливается, релевантным в таком случае является факт совершения коррупционного правонарушения.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Большей конкретикой в этом плане отличается достаточно распространенный подход, в рамках которого коррупционными правонарушениями признают лишь те деяния, которые не просто обладают признаками коррупции, но и за совершение которых установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность <3>. Применительно к рассматриваемой обязанности данный подход также видится не вполне удачным, поскольку, хотя в ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О противодействии коррупции" и сказано, что "граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации", фактически, однако, ответственность лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, не подпадает под этот перечень - за совершение коррупционных правонарушений к ним в определенных ситуациях может быть применена такая мера, как досрочное прекращение полномочий, которая по своей правовой природе является мерой конституционно-правовой ответственности <4>.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Большей конкретикой в этом плане отличается достаточно распространенный подход, в рамках которого коррупционными правонарушениями признают лишь те деяния, которые не просто обладают признаками коррупции, но и за совершение которых установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность <3>. Применительно к рассматриваемой обязанности данный подход также видится не вполне удачным, поскольку, хотя в ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О противодействии коррупции" и сказано, что "граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации", фактически, однако, ответственность лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, не подпадает под этот перечень - за совершение коррупционных правонарушений к ним в определенных ситуациях может быть применена такая мера, как досрочное прекращение полномочий, которая по своей правовой природе является мерой конституционно-правовой ответственности <4>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 N 26-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан"5. Федеральный закон "О противодействии коррупции" допускает различные виды ответственности за коррупционные правонарушения - уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную, которую лица, совершившие такие правонарушения, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13).
"По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан"5. Федеральный закон "О противодействии коррупции" допускает различные виды ответственности за коррупционные правонарушения - уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную, которую лица, совершившие такие правонарушения, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13).
Статья: О сроках исковой давности при принудительном правопреемстве в случае обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы
(Носов Д.В., Устинова А.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Думается, что в подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ проявляется межотраслевая направленность - частного законодательства и публичного законодательства (о противодействии коррупции). Как указано в одном из дел, "предусмотренная законодателем в п. 8 ч. 2 ст. 235 ГК РФ мера ответственности за коррупционное правонарушение является единственной в своем роде, а ст. 10 ГК РФ обязывает суд использовать эту меру для недопущения дальнейшего осуществления ответчиками гражданских прав с незаконно приобретенным имуществом под видом добросовестных участников гражданских правоотношений и получения от этого благ" <34>. В этой связи стоит добавить, что реализация гражданских прав должна основываться на праве, в противном случае идея субъективных прав теряет свой содержательный юридический аспект.
(Носов Д.В., Устинова А.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Думается, что в подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ проявляется межотраслевая направленность - частного законодательства и публичного законодательства (о противодействии коррупции). Как указано в одном из дел, "предусмотренная законодателем в п. 8 ч. 2 ст. 235 ГК РФ мера ответственности за коррупционное правонарушение является единственной в своем роде, а ст. 10 ГК РФ обязывает суд использовать эту меру для недопущения дальнейшего осуществления ответчиками гражданских прав с незаконно приобретенным имуществом под видом добросовестных участников гражданских правоотношений и получения от этого благ" <34>. В этой связи стоит добавить, что реализация гражданских прав должна основываться на праве, в противном случае идея субъективных прав теряет свой содержательный юридический аспект.
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Вторым видом коррупционного правонарушения, за совершение которого может быть привлечен к административной ответственности работодатель, является нарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ.
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Вторым видом коррупционного правонарушения, за совершение которого может быть привлечен к административной ответственности работодатель, является нарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ.
Статья: Прекращение права собственности на землю. Анализ причин на примере судов
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении данного явления указал, что Закон N 273-ФЗ предусматривает различные виды ответственности за коррупционные правонарушения - гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную, которую лица, совершившие такие правонарушения, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 13). Предусмотренное Законом N 230-ФЗ обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлены доказательства его приобретения на законные доходы, является, по существу, особой мерой государственного принуждения, применяемой в случае нарушения лицами, выполняющими публичные функции, антикоррупционного законодательства.
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении данного явления указал, что Закон N 273-ФЗ предусматривает различные виды ответственности за коррупционные правонарушения - гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную, которую лица, совершившие такие правонарушения, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 13). Предусмотренное Законом N 230-ФЗ обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлены доказательства его приобретения на законные доходы, является, по существу, особой мерой государственного принуждения, применяемой в случае нарушения лицами, выполняющими публичные функции, антикоррупционного законодательства.