Медиация в обрАзовании
Подборка наиболее важных документов по запросу Медиация в обрАзовании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и проблемы школьной медиации
(Грабар В.И.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)<2> Белова Е.Н., Смолянинова О.Г., Таюрский А.И. Перспективы применения медиативных технологий в сетевой самообучающейся образовательной организации: Материалы I Междунар. науч. конф. "Медиация в образовании: поликультурный контекст" (Красноярск, 24 - 26 октября 2019 г.) / под общ. ред. О.Г. Смоляниновой. Красноярск, 2019. С. 123 - 127.
(Грабар В.И.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)<2> Белова Е.Н., Смолянинова О.Г., Таюрский А.И. Перспективы применения медиативных технологий в сетевой самообучающейся образовательной организации: Материалы I Междунар. науч. конф. "Медиация в образовании: поликультурный контекст" (Красноярск, 24 - 26 октября 2019 г.) / под общ. ред. О.Г. Смоляниновой. Красноярск, 2019. С. 123 - 127.
Статья: Медиация и нотариат: опыт Франции и России
(Борисова Е.А.)
("Закон", 2023, N 9)Ключевые слова: медиация, нотариат, посредник, центр медиации, правосудие, образование, урегулирование спора, конфликт.
(Борисова Е.А.)
("Закон", 2023, N 9)Ключевые слова: медиация, нотариат, посредник, центр медиации, правосудие, образование, урегулирование спора, конфликт.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ
(ред. от 26.07.2019)
"Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"1. Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.
(ред. от 26.07.2019)
"Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"1. Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Представляется оправданным к судьям в отставке, изъявившим желание действовать в качестве профессиональных медиаторов, также выдвинуть требование пройти соответствующую программу дополнительного образования (ведь медиация основывается на принципах, существенно отличающихся от принципов судебного процесса) и внести соответствующие поправки в ч. 1.1 ст. 16 Закона.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Представляется оправданным к судьям в отставке, изъявившим желание действовать в качестве профессиональных медиаторов, также выдвинуть требование пройти соответствующую программу дополнительного образования (ведь медиация основывается на принципах, существенно отличающихся от принципов судебного процесса) и внести соответствующие поправки в ч. 1.1 ст. 16 Закона.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", создавая условия для распространения медиации, позволяет заниматься медиацией на непрофессиональной и профессиональной основе. Общие требования к медиатору, который может действовать на непрофессиональной основе, установлены ст. 15 этого Закона: достижение совершеннолетия, отсутствие судимости и пр. В соответствии с той же статьей для ведения медиативной деятельности на профессиональной основе необходимо достижение возраста 25 лет, высшее профессиональное образование (медиаторами могут быть представители неограниченного круга профессий) и обучение по специальной программе подготовки медиаторов, разработанной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2010 N 969 "О программе подготовки медиаторов", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2011 N 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов" <8>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", создавая условия для распространения медиации, позволяет заниматься медиацией на непрофессиональной и профессиональной основе. Общие требования к медиатору, который может действовать на непрофессиональной основе, установлены ст. 15 этого Закона: достижение совершеннолетия, отсутствие судимости и пр. В соответствии с той же статьей для ведения медиативной деятельности на профессиональной основе необходимо достижение возраста 25 лет, высшее профессиональное образование (медиаторами могут быть представители неограниченного круга профессий) и обучение по специальной программе подготовки медиаторов, разработанной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2010 N 969 "О программе подготовки медиаторов", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2011 N 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов" <8>.
Готовое решение: Как при расчете налога на прибыль учесть расходы на персонал
(КонсультантПлюс, 2025)договор заключен между организацией и российской образовательной (научной) организацией или иностранной образовательной организацией. Заключение договора через посредника не препятствует учету расходов, если права и обязанности по нему не переходят посреднику (поверенному или агенту), а возникают у самого налогоплательщика (доверителя или принципала) (Письмо Минфина России от 02.06.2025 N 03-03-06/3/54023).
(КонсультантПлюс, 2025)договор заключен между организацией и российской образовательной (научной) организацией или иностранной образовательной организацией. Заключение договора через посредника не препятствует учету расходов, если права и обязанности по нему не переходят посреднику (поверенному или агенту), а возникают у самого налогоплательщика (доверителя или принципала) (Письмо Минфина России от 02.06.2025 N 03-03-06/3/54023).
Ситуация: Какие примирительные процедуры можно использовать в гражданском процессе и как?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)самостоятельно выбрать одного или нескольких профессиональных медиаторов - лиц, достигших возраста 25 лет, имеющих высшее образование и получивших дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. Профессиональным медиатором может также быть судья в отставке, их список ведется советами судей субъектов РФ (ч. 1 ст. 9, ч. 1, 1.1, 3 ст. 16 Закона N 193-ФЗ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)самостоятельно выбрать одного или нескольких профессиональных медиаторов - лиц, достигших возраста 25 лет, имеющих высшее образование и получивших дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. Профессиональным медиатором может также быть судья в отставке, их список ведется советами судей субъектов РФ (ч. 1 ст. 9, ч. 1, 1.1, 3 ст. 16 Закона N 193-ФЗ);
Статья: Профилактика травли (буллинга) в образовательных организациях и полномочия органов внутренних дел в ее осуществлении
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Учитывая, что в последнее время интерес к проблеме конфликтов в образовательной среде приобретает большое значение, дефицит знаний у несовершеннолетних об этике ненасилия, отсутствие доверительных отношений в семьях и мн. др. являются причинами проявляемой подростками агрессии. Руководствуясь рекомендациями МВД России, Главным управлением МВД России по Краснодарскому краю в адрес Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края направлено Информационное письмо о рассмотрении вопроса возможности участия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних в работе служб примирения при разрешении конфликтов между подростками в образовательных организациях, в том числе связанных с буллингом, с целью разъяснения несовершеннолетним и их законным представителям правовых последствий их поведения <8>. Данная инициатива видится оправданной и своевременной. Для специалистов школьных служб медиации (используют в работе восстановительные технологии работы с конфликтами) реализуются программы "Медиация в образовании", в рамках освоения которых предполагается обучение проведению общепрофилактической работы с несовершеннолетними, их родителями по вопросам профилактики буллинга (кибербуллинга).
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Учитывая, что в последнее время интерес к проблеме конфликтов в образовательной среде приобретает большое значение, дефицит знаний у несовершеннолетних об этике ненасилия, отсутствие доверительных отношений в семьях и мн. др. являются причинами проявляемой подростками агрессии. Руководствуясь рекомендациями МВД России, Главным управлением МВД России по Краснодарскому краю в адрес Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края направлено Информационное письмо о рассмотрении вопроса возможности участия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних в работе служб примирения при разрешении конфликтов между подростками в образовательных организациях, в том числе связанных с буллингом, с целью разъяснения несовершеннолетним и их законным представителям правовых последствий их поведения <8>. Данная инициатива видится оправданной и своевременной. Для специалистов школьных служб медиации (используют в работе восстановительные технологии работы с конфликтами) реализуются программы "Медиация в образовании", в рамках освоения которых предполагается обучение проведению общепрофилактической работы с несовершеннолетними, их родителями по вопросам профилактики буллинга (кибербуллинга).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В настоящее время в России создано более 50 различных учреждений медиации (например, некоммерческое партнерство "Лига медиаторов Поволжья" (г. Казань), коллегия медиаторов (посредников по урегулированию споров) при Торгово-промышленной палате Владимирской области, автономная некоммерческая организация образования и права "Новосибирский центр медиации", акционерное общество "Медиатор ДВ" (г. Хабаровск), центр медиации г. Санкт-Петербурга, коллегия посредников при ТПП РФ, объединенная служба медиации (посредничества) при Российском союзе промышленников и предпринимателей и т.д.) <1>.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В настоящее время в России создано более 50 различных учреждений медиации (например, некоммерческое партнерство "Лига медиаторов Поволжья" (г. Казань), коллегия медиаторов (посредников по урегулированию споров) при Торгово-промышленной палате Владимирской области, автономная некоммерческая организация образования и права "Новосибирский центр медиации", акционерное общество "Медиатор ДВ" (г. Хабаровск), центр медиации г. Санкт-Петербурга, коллегия посредников при ТПП РФ, объединенная служба медиации (посредничества) при Российском союзе промышленников и предпринимателей и т.д.) <1>.
Статья: Правовая основа подготовки профессиональных медиаторов в России: опыт прошлого и перспектива будущего
(Минкина Н.И.)
("Юрист", 2024, N 5)Если обращаться к зарубежному опыту, то нетрудно заметить, что определенная часть вопросов по подготовке медиаторов отнесена к области государственного регулирования в законах, которыми регулируется процедура медиации. Например, в ст. 11 Закона Кыргызской Республики "О медиации" предусмотрено, что такую подготовку вправе осуществлять специальные организации по профессиональному обучению медиаторов, а для получения статуса медиатора необходимо получить дополнительное образование по медиации, подтвержденное сертификатом. При этом он впоследствии обязан повышать свою квалификацию не менее 1 раза в два года <10>.
(Минкина Н.И.)
("Юрист", 2024, N 5)Если обращаться к зарубежному опыту, то нетрудно заметить, что определенная часть вопросов по подготовке медиаторов отнесена к области государственного регулирования в законах, которыми регулируется процедура медиации. Например, в ст. 11 Закона Кыргызской Республики "О медиации" предусмотрено, что такую подготовку вправе осуществлять специальные организации по профессиональному обучению медиаторов, а для получения статуса медиатора необходимо получить дополнительное образование по медиации, подтвержденное сертификатом. При этом он впоследствии обязан повышать свою квалификацию не менее 1 раза в два года <10>.