Материальное обеспечение военнослужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Материальное обеспечение военнослужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Денежное довольствие военнослужащих" Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"Денежное довольствие военнослужащих является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. При этом подпункт "д" пункта 3 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, входит в правовой механизм регламентации системы денежного довольствия военнослужащих и направлен на защиту их интересов. С учетом сказанного оспариваемая норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя, настаивающего на ее расширительном толковании."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Наделение военнослужащего статусом материально ответственного лица: порядок и правовые последствия
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Понятие материально ответственного лица в военном законодательстве. Рассматриваемое нами понятие часто используется в нормативных правовых актах о войсковом (корабельном) хозяйстве, вещевом и иных видах материального обеспечения военнослужащих <1>. Однако легальной дефиниции указанного понятия нет. Его содержание можно сформулировать только с помощью анализа положений Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ (далее - Закон о материальной ответственности военнослужащих) и приказов различных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба. Заметим, что последняя группа нормативных правовых актов довольно обширна. Кроме того, порядок наделения военнослужащих статусом материально ответственных лиц, как и содержание их служебных обязанностей, может сильно различаться в зависимости от ведомства, в котором эти лица проходят военную службу. Данные обстоятельства серьезно усложняют определение правового статуса военнослужащего как материально ответственного лица. Причем в рамках не только научного исследования, но и практической деятельности самого материально ответственного лица.
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Понятие материально ответственного лица в военном законодательстве. Рассматриваемое нами понятие часто используется в нормативных правовых актах о войсковом (корабельном) хозяйстве, вещевом и иных видах материального обеспечения военнослужащих <1>. Однако легальной дефиниции указанного понятия нет. Его содержание можно сформулировать только с помощью анализа положений Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ (далее - Закон о материальной ответственности военнослужащих) и приказов различных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба. Заметим, что последняя группа нормативных правовых актов довольно обширна. Кроме того, порядок наделения военнослужащих статусом материально ответственных лиц, как и содержание их служебных обязанностей, может сильно различаться в зависимости от ведомства, в котором эти лица проходят военную службу. Данные обстоятельства серьезно усложняют определение правового статуса военнослужащего как материально ответственного лица. Причем в рамках не только научного исследования, но и практической деятельности самого материально ответственного лица.
Статья: Обеспечение прокурором прав семей участников специальной военной операции
(Ережипалиев Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)И это не случайно. В специальной литературе не раз подчеркивалась важность материального обеспечения военнослужащих и их семей <3>. В условиях СВО государством особое внимание уделяется вопросам реализации комплекса мер социальной поддержки семей участников СВО: упрощена выплата надбавок к денежному довольствию за участие в СВО, расширен круг мер поддержки, введен порядок их беззаявительного предоставления, доходы мобилизованных граждан не учитываются для оценки нуждаемости при назначении детских пособий, в субъектах Российской Федерации введены дополнительные меры поддержки, в том числе бесплатное питание для школьников, внеочередное зачисление детей в дошкольные организации и др.
(Ережипалиев Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)И это не случайно. В специальной литературе не раз подчеркивалась важность материального обеспечения военнослужащих и их семей <3>. В условиях СВО государством особое внимание уделяется вопросам реализации комплекса мер социальной поддержки семей участников СВО: упрощена выплата надбавок к денежному довольствию за участие в СВО, расширен круг мер поддержки, введен порядок их беззаявительного предоставления, доходы мобилизованных граждан не учитываются для оценки нуждаемости при назначении детских пособий, в субъектах Российской Федерации введены дополнительные меры поддержки, в том числе бесплатное питание для школьников, внеочередное зачисление детей в дошкольные организации и др.
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)Статья 170. Материально-бытовое и медицинское обеспечение осужденных военнослужащих
(ред. от 07.04.2025)Статья 170. Материально-бытовое и медицинское обеспечение осужденных военнослужащих
Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"Статья 40. Материальное и социальное обеспечение военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета
(ред. от 01.04.2025)
"О Следственном комитете Российской Федерации"Статья 40. Материальное и социальное обеспечение военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета
Статья: Гражданско-правовой институт "неосновательное обогащение" и специфика его применения в отношении военнослужащих
(Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 7)Исходя из изложенного выше правовое регулирование должно гарантировать военнослужащим достаточный уровень материального обеспечения, соразмерного роду их деятельности и учитывающего условия ее осуществления. В любом случае, предусматривая различные формы и виды материального обеспечения военнослужащих, в том числе компенсационные выплаты с учетом характера и особенностей службы, стимулирующие выплаты за добросовестное исполнение служебных обязанностей, государство должно обеспечивать в числе прочего и такую регламентацию права на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы, которая гарантировала бы возможность реализации ими права на владение, пользование и распоряжение полученными выплатами, исходя из положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих гарантии права собственности и иных имущественных прав, в том числе связанных с получением вознаграждения за труд.
(Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 7)Исходя из изложенного выше правовое регулирование должно гарантировать военнослужащим достаточный уровень материального обеспечения, соразмерного роду их деятельности и учитывающего условия ее осуществления. В любом случае, предусматривая различные формы и виды материального обеспечения военнослужащих, в том числе компенсационные выплаты с учетом характера и особенностей службы, стимулирующие выплаты за добросовестное исполнение служебных обязанностей, государство должно обеспечивать в числе прочего и такую регламентацию права на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы, которая гарантировала бы возможность реализации ими права на владение, пользование и распоряжение полученными выплатами, исходя из положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих гарантии права собственности и иных имущественных прав, в том числе связанных с получением вознаграждения за труд.
Статья: Взыскание необоснованно выплаченного денежного довольствия: решение проблем посредством конституционного правосудия
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 7)Изучение соответствующих актов осуществляется в рамках организации правового обучения в Вооруженных Силах Российской Федерации, а их перечень (правовой минимум) может включать в себя в том числе акты, регулирующие отношения в сфере материального обеспечения военнослужащих.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 7)Изучение соответствующих актов осуществляется в рамках организации правового обучения в Вооруженных Силах Российской Федерации, а их перечень (правовой минимум) может включать в себя в том числе акты, регулирующие отношения в сфере материального обеспечения военнослужащих.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Положения ч. 13 ст. 35, ч. 1 и 4 ст. 40 Закона о Следственном комитете Российской Федерации касаются материального и социального обеспечения сотрудников Следственного комитета, материального и социального обеспечения военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Положения ч. 13 ст. 35, ч. 1 и 4 ст. 40 Закона о Следственном комитете Российской Федерации касаются материального и социального обеспечения сотрудников Следственного комитета, материального и социального обеспечения военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета.
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<3> См.: Гришина Я.С. Особенности судопроизводства по неисковым делам, возникающим из земельных правоотношений: Учеб. пособие / Под ред. О.В. Исаенковой. Саратов, 2008. С. 108; Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Викут, Р.М. Нигматдинова. Саратов, 2009. С. 166 (автор главы - Я.С. Гришина); Гришина Я.С. Судопроизводство по неисковым делам, возникающим из земельных правоотношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 155 - 172; Исаенкова О.В., Гришина Я.С. Законная сила и исполнение судебных решений по делам, возникающим из публичных правоотношений // Юстиция. 2005. N 6. С. 31; Ефимова Ю.В. Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел: Учеб.-метод. пособие. Саратов, 2009. С. 174 - 175; Выскубин А.А. Некоторые вопросы, связанные с исполнением решений судебных актов по делам, возникающим из публичных правоотношений // Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих: Рос. воен.-прав. сб. 2006. N 7.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<3> См.: Гришина Я.С. Особенности судопроизводства по неисковым делам, возникающим из земельных правоотношений: Учеб. пособие / Под ред. О.В. Исаенковой. Саратов, 2008. С. 108; Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Викут, Р.М. Нигматдинова. Саратов, 2009. С. 166 (автор главы - Я.С. Гришина); Гришина Я.С. Судопроизводство по неисковым делам, возникающим из земельных правоотношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 155 - 172; Исаенкова О.В., Гришина Я.С. Законная сила и исполнение судебных решений по делам, возникающим из публичных правоотношений // Юстиция. 2005. N 6. С. 31; Ефимова Ю.В. Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел: Учеб.-метод. пособие. Саратов, 2009. С. 174 - 175; Выскубин А.А. Некоторые вопросы, связанные с исполнением решений судебных актов по делам, возникающим из публичных правоотношений // Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих: Рос. воен.-прав. сб. 2006. N 7.
Статья: Работник едет на военные сборы
(Зимина С.Ю., Мальцева В.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)"В соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности".
(Зимина С.Ю., Мальцева В.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)"В соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности".
Статья: Отдельные выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в системе военного права
(Красиков С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, NN 5, 6)После принятия рассматриваемого Федерального закона М.И. Петров комментировал <3> указанный Закон и отмечал, что в соответствии с данным актом система материального обеспечения военнослужащих складывается из отдельных денежных выплат, не относящихся непосредственно к оплате военного труда. Все подлежащие к выплате военнослужащему надбавки условно можно подразделить на две группы: обязательные и факультативные. К обязательным надбавкам относятся указанные в комментируемом Законе, они производятся всем военнослужащим независимо от места прохождения службы, занимаемой должности и выполнения соответствующих ей обязанностей. Названные условия определяют вид и состав второй категории ежемесячных и иных дополнительных выплат, которые предусматриваются ведомственными нормативными актами.
(Красиков С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, NN 5, 6)После принятия рассматриваемого Федерального закона М.И. Петров комментировал <3> указанный Закон и отмечал, что в соответствии с данным актом система материального обеспечения военнослужащих складывается из отдельных денежных выплат, не относящихся непосредственно к оплате военного труда. Все подлежащие к выплате военнослужащему надбавки условно можно подразделить на две группы: обязательные и факультативные. К обязательным надбавкам относятся указанные в комментируемом Законе, они производятся всем военнослужащим независимо от места прохождения службы, занимаемой должности и выполнения соответствующих ей обязанностей. Названные условия определяют вид и состав второй категории ежемесячных и иных дополнительных выплат, которые предусматриваются ведомственными нормативными актами.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 496: Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, в период военной службы имеют статус военнослужащих, и основным средством их материального обеспечения является денежное довольствие, которое может состоять из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, оклада денежного содержания и из ежемесячных и иных дополнительных выплат, а также единовременных выплат.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 496: Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, в период военной службы имеют статус военнослужащих, и основным средством их материального обеспечения является денежное довольствие, которое может состоять из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, оклада денежного содержания и из ежемесячных и иных дополнительных выплат, а также единовременных выплат.
Статья: Противоречия правового регулирования, связанные с неустановлением надбавки за особые условия службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военно-учебных заведениях на воинских должностях командиров (начальников) подразделений (организаций), исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями
(Сливков А.С., Ананишвили С.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 1)В статье анализируется отсутствие при установлении надбавки за особые условия военной службы конкретизированного порядка отнесения воинских должностей к должностям командиров (начальников) подразделений (организаций), исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. В результате не установлена надбавка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военно-учебных заведениях на аналогичных воинских должностях. В рамках законодательно предусмотренного единства системы материального обеспечения военнослужащих авторами сформулированы предложения по исключению выявленных противоречий.
(Сливков А.С., Ананишвили С.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 1)В статье анализируется отсутствие при установлении надбавки за особые условия военной службы конкретизированного порядка отнесения воинских должностей к должностям командиров (начальников) подразделений (организаций), исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. В результате не установлена надбавка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военно-учебных заведениях на аналогичных воинских должностях. В рамках законодательно предусмотренного единства системы материального обеспечения военнослужащих авторами сформулированы предложения по исключению выявленных противоречий.