Материальное обеспечение судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Материальное обеспечение судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые проблемы обеспечения независимости судьи
(Полянский В.В.)
("Российский судья", 2025, N 10)Одной из важнейших гарантий независимости судей является установленное ст. 124 Конституции РФ правило, согласно которому "финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом". Отсюда следует, что финансовая гарантия независимости судей признается государством в качестве приоритетной. Однако содействующий судьям в реализации их полномочий аппарат имеет весьма скромный уровень оплаты труда, не обеспечивает должной мотивации для закрепления квалифицированных кадров во всей судебной системе, которая испытывает кадровый голод в части замещения должностей секретарей, помощников судей, других работников аппарата. Такая ситуация не способствует обеспечению независимости судей, финансирование которых в виде вознаграждения также не самое высокое. Следует возвратиться к рассмотрению ранее предлагавшегося законопроекта о финансово-материальном обеспечении судей и аппарата судов на достойном уровне. В этом контексте обоснована инициатива Совета судей России по принятию закона о повышении уровня оплаты труда судей <10>.
(Полянский В.В.)
("Российский судья", 2025, N 10)Одной из важнейших гарантий независимости судей является установленное ст. 124 Конституции РФ правило, согласно которому "финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом". Отсюда следует, что финансовая гарантия независимости судей признается государством в качестве приоритетной. Однако содействующий судьям в реализации их полномочий аппарат имеет весьма скромный уровень оплаты труда, не обеспечивает должной мотивации для закрепления квалифицированных кадров во всей судебной системе, которая испытывает кадровый голод в части замещения должностей секретарей, помощников судей, других работников аппарата. Такая ситуация не способствует обеспечению независимости судей, финансирование которых в виде вознаграждения также не самое высокое. Следует возвратиться к рассмотрению ранее предлагавшегося законопроекта о финансово-материальном обеспечении судей и аппарата судов на достойном уровне. В этом контексте обоснована инициатива Совета судей России по принятию закона о повышении уровня оплаты труда судей <10>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)На 7,6% повышаются выплаты судьям, военнослужащим и сотрудникам некоторых правоохранительных органов (01.10.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)На 7,6% повышаются выплаты судьям, военнослужащим и сотрудникам некоторых правоохранительных органов (01.10.2025)
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Статья 19. Материальное обеспечение судей
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Статья 19. Материальное обеспечение судей
Статья: Фигура работодателя как трудоправовой элемент профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 7)5. Установление условий оплаты труда судей на уровне специального федерального законодательства: материальное обеспечение судей (ежемесячное денежное вознаграждение и составляющие его элементы, иные выплаты) регламентируется в ст. 19 Закона о статусе судей. Благодаря прогрессивной законотворческой инициативе Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева был принят Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" <14>, который обеспечил практическую реализацию конституционной гарантии финансирования судов из федерального бюджета с обеспечением возможности полного и независимого отправления правосудия, установил беспрецедентную для других правопорядков норму о запрете сокращения объемов финансирования судебной власти без согласия компетентных органов судейского сообщества, закрепил право судов на безакцептное списание соответствующих сумм с казначейских счетов в случае непоступления финансирования в установленный законом срок <15>. Таким образом, с одной стороны, локальная автономия воли работодателя в определении размера оплаты труда и составляющих ее элементов в трудовых отношениях с участием судей ограничена положениями действующего законодательства (в отличие от трудовых отношений с работниками, не имеющими публично-правового статуса, в которых работодатель по своему усмотрению, на уровне локальных нормативных актов и трудовых договоров устанавливает величину заработной платы <16>, систему и условия оплаты труда). С другой - регламентация оплаты труда судей на уровне федерального законодательства выступает дополнительной гарантией обеспечения независимости судей при отправлении правосудия, гарантией независимости судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти в системе разделения властей, служит цели обеспечения независимого, компетентного, справедливого и беспристрастного правосудия.
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 7)5. Установление условий оплаты труда судей на уровне специального федерального законодательства: материальное обеспечение судей (ежемесячное денежное вознаграждение и составляющие его элементы, иные выплаты) регламентируется в ст. 19 Закона о статусе судей. Благодаря прогрессивной законотворческой инициативе Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева был принят Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" <14>, который обеспечил практическую реализацию конституционной гарантии финансирования судов из федерального бюджета с обеспечением возможности полного и независимого отправления правосудия, установил беспрецедентную для других правопорядков норму о запрете сокращения объемов финансирования судебной власти без согласия компетентных органов судейского сообщества, закрепил право судов на безакцептное списание соответствующих сумм с казначейских счетов в случае непоступления финансирования в установленный законом срок <15>. Таким образом, с одной стороны, локальная автономия воли работодателя в определении размера оплаты труда и составляющих ее элементов в трудовых отношениях с участием судей ограничена положениями действующего законодательства (в отличие от трудовых отношений с работниками, не имеющими публично-правового статуса, в которых работодатель по своему усмотрению, на уровне локальных нормативных актов и трудовых договоров устанавливает величину заработной платы <16>, систему и условия оплаты труда). С другой - регламентация оплаты труда судей на уровне федерального законодательства выступает дополнительной гарантией обеспечения независимости судей при отправлении правосудия, гарантией независимости судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти в системе разделения властей, служит цели обеспечения независимого, компетентного, справедливого и беспристрастного правосудия.
Статья: Судьи в отставке как кадровый резерв судебной системы
(Петрякова А.В.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Правовые режимы отставки судьи различаются по многочисленным параметрам, но в рамках данного исследования обратим внимание на значительные различия в материальном обеспечении судей в отставке в зависимости от обозначенных правовых режимов.
(Петрякова А.В.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Правовые режимы отставки судьи различаются по многочисленным параметрам, но в рамках данного исследования обратим внимание на значительные различия в материальном обеспечении судей в отставке в зависимости от обозначенных правовых режимов.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Конституция РФ устанавливает две важнейшие гарантии независимости судей: несменяемость в ст. 121 и неприкосновенность в ст. 122. Более подробно гарантии независимости судей представлены в ст. 9 Закона о статусе судей. Данная статья содержит перечень основных положений, призванных обеспечивать независимость судьи. Это прежде всего сама процедура порядка осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность; роль и значение органов судейского сообщества; материальное и социальное обеспечение судей, а также меры особой защиты самого судьи, членов его семьи и их имущества. Эти основные гарантии конкретизируются в различных нормах Закона о статусе судей и других законах и нормативных правовых актах. Так, независимость раскрывается как принцип в ст. 8 Кодекса судейской этики, принятого Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (далее - Кодекс этики). Гарантии принципа независимости многогранны, и сложно все перечислить, но для понимания целесообразно классифицировать их на экономические, политические, организационные и процессуальные. Важнейшей экономической гарантией является достойное материальное обеспечение судей, которое складывается из ежемесячного денежного вознаграждения, премий, материальной помощи, гарантированного ежемесячного пожизненного содержания, единовременной выплаты в связи с уходом в отставку, дополнительных оплачиваемых отпусков, получения медицинской помощи самим судьей и членами его семьи, оплаты санаторно-курортного лечения судье, его супругу и несовершеннолетним детям. При необходимости судье предоставляют документы на проезд в городском, пригородном и местном сообщении, о также обеспечивают жилым помещением или выделяют средства на его аренду. Социальная защита гарантирована членам семьи в случае смерти судьи и в повышенном размере, если его смерть была связана или обусловлена исполнением служебных обязанностей. Достойное материальное обеспечение судьи сочетается с запретом на занятие другими видами деятельности, кроме разрешенных в законе, и получение средств от зарубежных физических и юридических лиц.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Конституция РФ устанавливает две важнейшие гарантии независимости судей: несменяемость в ст. 121 и неприкосновенность в ст. 122. Более подробно гарантии независимости судей представлены в ст. 9 Закона о статусе судей. Данная статья содержит перечень основных положений, призванных обеспечивать независимость судьи. Это прежде всего сама процедура порядка осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность; роль и значение органов судейского сообщества; материальное и социальное обеспечение судей, а также меры особой защиты самого судьи, членов его семьи и их имущества. Эти основные гарантии конкретизируются в различных нормах Закона о статусе судей и других законах и нормативных правовых актах. Так, независимость раскрывается как принцип в ст. 8 Кодекса судейской этики, принятого Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (далее - Кодекс этики). Гарантии принципа независимости многогранны, и сложно все перечислить, но для понимания целесообразно классифицировать их на экономические, политические, организационные и процессуальные. Важнейшей экономической гарантией является достойное материальное обеспечение судей, которое складывается из ежемесячного денежного вознаграждения, премий, материальной помощи, гарантированного ежемесячного пожизненного содержания, единовременной выплаты в связи с уходом в отставку, дополнительных оплачиваемых отпусков, получения медицинской помощи самим судьей и членами его семьи, оплаты санаторно-курортного лечения судье, его супругу и несовершеннолетним детям. При необходимости судье предоставляют документы на проезд в городском, пригородном и местном сообщении, о также обеспечивают жилым помещением или выделяют средства на его аренду. Социальная защита гарантирована членам семьи в случае смерти судьи и в повышенном размере, если его смерть была связана или обусловлена исполнением служебных обязанностей. Достойное материальное обеспечение судьи сочетается с запретом на занятие другими видами деятельности, кроме разрешенных в законе, и получение средств от зарубежных физических и юридических лиц.
Статья: Оплата труда, гарантии и компенсации как трудоправовые элементы профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 9)Нормы о материальном обеспечении судей регламентируются на уровне федерального законодательства. Статья 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <3> (далее - Закон о статусе судей) перечисляет составные элементы заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи: должностной оклад; оклад за квалификационный класс; ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная доплата за выслугу лет; ежемесячные доплаты за ученую степень, ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", знание иностранных языков.
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 9)Нормы о материальном обеспечении судей регламентируются на уровне федерального законодательства. Статья 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <3> (далее - Закон о статусе судей) перечисляет составные элементы заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи: должностной оклад; оклад за квалификационный класс; ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная доплата за выслугу лет; ежемесячные доплаты за ученую степень, ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", знание иностранных языков.
Статья: Председатель суда и администратор суда в условиях правовой действительности
(Королева Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 1)Изначально должность администратора суда, регламентация его полномочий была введена в систему арбитражных судов, причем стоит обратить внимание, что указанное лицо находилось в прямом подчинении председателя суда. Таким образом, можно предположить, что координация работы осуществлялась линейно, когда администратор отвечал за надлежащее обеспечение работы суда напрямую перед председателем, а последний принимал результат такой работы, в силу чего отвечал за него перед органами судейского сообщества. Между указанными лицами отсутствовало какое-либо промежуточное звено, препятствующее проведению комплексного административно-хозяйственного оснащения суда. Конечно, единственным и главным ограничением мог служить бюджет, выделенный на оснащение суда. Но в данном случае председатели судов могли обратиться в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, предоставив обоснование дополнительного финансирования, например, для проведения неотложных ремонтных работ, выделения дополнительных средств на материальное обеспечение судей и т.д.
(Королева Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 1)Изначально должность администратора суда, регламентация его полномочий была введена в систему арбитражных судов, причем стоит обратить внимание, что указанное лицо находилось в прямом подчинении председателя суда. Таким образом, можно предположить, что координация работы осуществлялась линейно, когда администратор отвечал за надлежащее обеспечение работы суда напрямую перед председателем, а последний принимал результат такой работы, в силу чего отвечал за него перед органами судейского сообщества. Между указанными лицами отсутствовало какое-либо промежуточное звено, препятствующее проведению комплексного административно-хозяйственного оснащения суда. Конечно, единственным и главным ограничением мог служить бюджет, выделенный на оснащение суда. Но в данном случае председатели судов могли обратиться в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, предоставив обоснование дополнительного финансирования, например, для проведения неотложных ремонтных работ, выделения дополнительных средств на материальное обеспечение судей и т.д.
Статья: Отставка судьи: основания, порядок и последствия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основным и весьма мотивирующим судей видом материального обеспечения судьи, вышедшего в отставку, является ежемесячное пожизненное содержание (ЕПС). ЕПС является альтернативой пенсионного обеспечения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основным и весьма мотивирующим судей видом материального обеспечения судьи, вышедшего в отставку, является ежемесячное пожизненное содержание (ЕПС). ЕПС является альтернативой пенсионного обеспечения.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организовывает материальное и социальное обеспечение судей (в том числе находящихся в отставке), работников аппарата судов;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организовывает материальное и социальное обеспечение судей (в том числе находящихся в отставке), работников аппарата судов;
Ситуация: Какие льготы и выплаты положены Героям России?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Герои РФ - граждане РФ, которые получают пенсию или ежемесячное пожизненное содержание судьи, имеют право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 415% размера социальной пенсии, которая назначается нетрудоспособным гражданам по достижении ими установленного возраста (с 01.04.2025 - 8 824,08 руб.). Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения лицом оплачиваемой работы (п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 1, пп. 1 п. 1 ст. 2, п. 5 ст. 3 Закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ; пп. 1 п. 1 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Герои РФ - граждане РФ, которые получают пенсию или ежемесячное пожизненное содержание судьи, имеют право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 415% размера социальной пенсии, которая назначается нетрудоспособным гражданам по достижении ими установленного возраста (с 01.04.2025 - 8 824,08 руб.). Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения лицом оплачиваемой работы (п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 1, пп. 1 п. 1 ст. 2, п. 5 ст. 3 Закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ; пп. 1 п. 1 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2025 N 287).
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Важно также, чтобы финансирование судебных органов, денежное содержание и социальное обеспечение судей, материально-техническое оснащение судов и другие расходы, связанные с функционированием судебной власти, осуществлялись за счет бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование судебной системы. Это в том числе касается расходов на обеспечение судей жилыми помещениями, транспортное обслуживание, санаторно-курортное лечение и т.д.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Важно также, чтобы финансирование судебных органов, денежное содержание и социальное обеспечение судей, материально-техническое оснащение судов и другие расходы, связанные с функционированием судебной власти, осуществлялись за счет бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование судебной системы. Это в том числе касается расходов на обеспечение судей жилыми помещениями, транспортное обслуживание, санаторно-курортное лечение и т.д.
Статья: Некоторые особенности правового механизма пенсионного обеспечения судей
(Лукьянова Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)Не вызывает сомнений, что важнейшим условием независимости судей, необходимым для обеспечения подлинного действия принципа разделения властей и функционирования системы сдержек и противовесов, является предоставление государством гарантий достойного уровня материального обеспечения судей, в том числе по выходу на пенсию. Судьи должны быть уверены в завтрашнем дне, собственном материальном и социальном благополучии, которое сохранится за ними и после завершения карьеры. Кроме того, концептуально это является важнейшим инструментом предотвращения коррупционных проявлений. Поэтому предоставление судьям высокого уровня социальных гарантий является важнейшей предпосылкой эффективной организации и осуществления процесса отправления правосудия. Поэтому суть системы государственного пенсионного обеспечения судей связана с формированием гарантий обеспечения их гражданских прав на довольно высоком уровне, что создаст предпосылки уверенности в своем будущем. Кроме того, повышенные гарантии пенсионного обеспечения данных субъектов создают необходимую ротацию служащих, формируя предпосылки для обновления судейских кадров.
(Лукьянова Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)Не вызывает сомнений, что важнейшим условием независимости судей, необходимым для обеспечения подлинного действия принципа разделения властей и функционирования системы сдержек и противовесов, является предоставление государством гарантий достойного уровня материального обеспечения судей, в том числе по выходу на пенсию. Судьи должны быть уверены в завтрашнем дне, собственном материальном и социальном благополучии, которое сохранится за ними и после завершения карьеры. Кроме того, концептуально это является важнейшим инструментом предотвращения коррупционных проявлений. Поэтому предоставление судьям высокого уровня социальных гарантий является важнейшей предпосылкой эффективной организации и осуществления процесса отправления правосудия. Поэтому суть системы государственного пенсионного обеспечения судей связана с формированием гарантий обеспечения их гражданских прав на довольно высоком уровне, что создаст предпосылки уверенности в своем будущем. Кроме того, повышенные гарантии пенсионного обеспечения данных субъектов создают необходимую ротацию служащих, формируя предпосылки для обновления судейских кадров.