Материальная поддержка безработных
Подборка наиболее важных документов по запросу Материальная поддержка безработных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Заложенные Конвенциями Международной организации труда (далее - МОТ) N 2 "О безработице" <1>, N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" <2>, N 122 "О политике в области занятости" <3>, N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" <4> основы построения моделей социальной защиты от безработицы предполагают наличие в государствах системы государственных органов службы занятости, осуществляющих мероприятия, направленные на бесплатное оказание содействия гражданам в трудоустройстве, а работодателям - в поиске подходящих работников, а также системы материальной поддержки безработных граждан в период поиска работы.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Заложенные Конвенциями Международной организации труда (далее - МОТ) N 2 "О безработице" <1>, N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" <2>, N 122 "О политике в области занятости" <3>, N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" <4> основы построения моделей социальной защиты от безработицы предполагают наличие в государствах системы государственных органов службы занятости, осуществляющих мероприятия, направленные на бесплатное оказание содействия гражданам в трудоустройстве, а работодателям - в поиске подходящих работников, а также системы материальной поддержки безработных граждан в период поиска работы.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)расходы на выплату материальной поддержки безработным гражданам, участвующих в общественных работах или задействованных во временном трудоустройстве;
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)расходы на выплату материальной поддержки безработным гражданам, участвующих в общественных работах или задействованных во временном трудоустройстве;
Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н
(ред. от 04.10.2024)
"Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2018 N 50003)выплату материальной поддержки безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах, временного трудоустройства;
(ред. от 04.10.2024)
"Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2018 N 50003)выплату материальной поддержки безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах, временного трудоустройства;
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Влияние судебной практики на развитие норм, регулирующих отношения в области материальной поддержки безработных граждан. В соответствии со ст. 2 Конвенции МОТ N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" <1> каждое государство должно стремиться обеспечить, чтобы его система защиты от безработицы и, в частности, методы предоставления пособий по безработице содействовали созданию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и имели бы такой характер, что предприниматели были бы заинтересованы предлагать трудящимся продуктивную занятость, а трудящиеся - искать такую занятость. Государству предоставляется возможность самостоятельно определять методы защиты, посредством которых оно предпочитает применять положения Конвенции, будь то посредством системы взносов, или системы, не основанной на взносах, или посредством сочетания таких систем (ст. 12). От выбранного метода защиты зависит размер пособия по безработице <2>.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Влияние судебной практики на развитие норм, регулирующих отношения в области материальной поддержки безработных граждан. В соответствии со ст. 2 Конвенции МОТ N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" <1> каждое государство должно стремиться обеспечить, чтобы его система защиты от безработицы и, в частности, методы предоставления пособий по безработице содействовали созданию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и имели бы такой характер, что предприниматели были бы заинтересованы предлагать трудящимся продуктивную занятость, а трудящиеся - искать такую занятость. Государству предоставляется возможность самостоятельно определять методы защиты, посредством которых оно предпочитает применять положения Конвенции, будь то посредством системы взносов, или системы, не основанной на взносах, или посредством сочетания таких систем (ст. 12). От выбранного метода защиты зависит размер пособия по безработице <2>.
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Установление для безработных граждан предпенсионного возраста более высокого максимального размера пособия по безработице направлено на предоставление им дополнительной социальной поддержки не просто в связи с утратой работы и заработка (трудового дохода), а в связи с объективно возникающими у них трудностями с трудоустройством, обусловленными главным образом достижением ими указанного возраста (сказанное тем более актуально в условиях повышения с 2019 года возраста выхода на пенсию по старости). При таких обстоятельствах повышенный максимальный размер пособия по безработице призван обеспечить данной категории граждан более весомую - по сравнению с остальными безработными гражданами - материальную поддержку на период поиска новой работы, который, как правило, занимает достаточно длительное время.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Установление для безработных граждан предпенсионного возраста более высокого максимального размера пособия по безработице направлено на предоставление им дополнительной социальной поддержки не просто в связи с утратой работы и заработка (трудового дохода), а в связи с объективно возникающими у них трудностями с трудоустройством, обусловленными главным образом достижением ими указанного возраста (сказанное тем более актуально в условиях повышения с 2019 года возраста выхода на пенсию по старости). При таких обстоятельствах повышенный максимальный размер пособия по безработице призван обеспечить данной категории граждан более весомую - по сравнению с остальными безработными гражданами - материальную поддержку на период поиска новой работы, который, как правило, занимает достаточно длительное время.
Статья: Предупреждение рецидивной преступности: состояние проблемы
(Кондрат И.Н., Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Мировой судья", 2025, N 8)Если говорить о социальной сфере жизни и деятельности людей, то зависимость преступности от поведения людей выражена в большей степени. Сюда относят уменьшение различия в материальном обеспечении между населением, уменьшение количества безработных граждан. "Поддержка в сохранении института семьи, материнства и детства, а также обеспечение доступной помощи жертвам семейного насилия, информационное содействие реализации потерпевшим их прав на защиту поможет усилить роль социальных институтов, которые будут способствовать повышению нравственности, формированию у каждого человека моральных принципов, правильной системы ценностей и целей в жизни, а также культурного уровня" <6>.
(Кондрат И.Н., Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Мировой судья", 2025, N 8)Если говорить о социальной сфере жизни и деятельности людей, то зависимость преступности от поведения людей выражена в большей степени. Сюда относят уменьшение различия в материальном обеспечении между населением, уменьшение количества безработных граждан. "Поддержка в сохранении института семьи, материнства и детства, а также обеспечение доступной помощи жертвам семейного насилия, информационное содействие реализации потерпевшим их прав на защиту поможет усилить роль социальных институтов, которые будут способствовать повышению нравственности, формированию у каждого человека моральных принципов, правильной системы ценностей и целей в жизни, а также культурного уровня" <6>.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Безработным гражданам гарантируется социальная поддержка, которая заключается в мерах материальной поддержки, направленной на компенсацию утраты или отсутствия заработка у безработного гражданина и на обеспечение основных потребностей гражданина.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Безработным гражданам гарантируется социальная поддержка, которая заключается в мерах материальной поддержки, направленной на компенсацию утраты или отсутствия заработка у безработного гражданина и на обеспечение основных потребностей гражданина.