Лишение судей полномочий
Подборка наиболее важных документов по запросу Лишение судей полномочий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Квазисудебные парламентарные процедуры лишения судьи статуса в России и Соединенных Штатах Америки
(Кузнецова И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 2)В настоящей статье анализируется российская новелла института лишения судьи его статуса, появившаяся в законодательстве в связи с вступлением в силу Закона РФ от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ о поправке к Конституции РФ, в сравнении с давно известным странам англо-американской правовой системы и реализуемым, в частности, в США институтом отрешения высших должностных лиц от должности - импичментом. С целью выявления общих черт, приоритетов деятельности процедур, а также для обозначения их различий автор проводит компаративный правовой анализ всех этапов, а также деятельности субъектов, участвующих в процедурах по лишению судьи полномочий в США и России, начиная это сравнение с рассмотрения момента возбуждения производства по делу и завершая его рассмотрением порядка принятия решения о прекращении судейских полномочий. По мнению автора, процедура импичмента судьи в США на всех ее этапах - это квазисудебная процедура привлечения судей к ответственности, которая заслуживает внимания как в большей степени гарантирующая независимость судей и защиту их от необоснованного преследования и произвольного лишения статуса. Этому способствует следующее: во-первых, обязательное участие в процедуре импичмента судьи США органа судейского сообщества - Судейской конференции; во-вторых, в США участие в процедуре импичмента судьи обеих палат парламента (Конгресса) гарантирует в целом независимость процедуры, а участие Палаты представителей, непосредственно избираемой народом и действующей как на этапе возбуждения процедуры, так и на этапе рассмотрения дела по существу в Сенате, усиливает ее независимость, в том числе от органов исполнительной власти; в-третьих, в целях обеспечения принципа независимости судей и судебной власти в целом в американской модели импичмента базовыми элементами данной процедуры являются принципы гласности, открытости и состязательности; в-четвертых, решение о дальнейшем движении дела об импичменте судьи принимается на всех этапах процедуры коллегиально.
(Кузнецова И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 2)В настоящей статье анализируется российская новелла института лишения судьи его статуса, появившаяся в законодательстве в связи с вступлением в силу Закона РФ от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ о поправке к Конституции РФ, в сравнении с давно известным странам англо-американской правовой системы и реализуемым, в частности, в США институтом отрешения высших должностных лиц от должности - импичментом. С целью выявления общих черт, приоритетов деятельности процедур, а также для обозначения их различий автор проводит компаративный правовой анализ всех этапов, а также деятельности субъектов, участвующих в процедурах по лишению судьи полномочий в США и России, начиная это сравнение с рассмотрения момента возбуждения производства по делу и завершая его рассмотрением порядка принятия решения о прекращении судейских полномочий. По мнению автора, процедура импичмента судьи в США на всех ее этапах - это квазисудебная процедура привлечения судей к ответственности, которая заслуживает внимания как в большей степени гарантирующая независимость судей и защиту их от необоснованного преследования и произвольного лишения статуса. Этому способствует следующее: во-первых, обязательное участие в процедуре импичмента судьи США органа судейского сообщества - Судейской конференции; во-вторых, в США участие в процедуре импичмента судьи обеих палат парламента (Конгресса) гарантирует в целом независимость процедуры, а участие Палаты представителей, непосредственно избираемой народом и действующей как на этапе возбуждения процедуры, так и на этапе рассмотрения дела по существу в Сенате, усиливает ее независимость, в том числе от органов исполнительной власти; в-третьих, в целях обеспечения принципа независимости судей и судебной власти в целом в американской модели импичмента базовыми элементами данной процедуры являются принципы гласности, открытости и состязательности; в-четвертых, решение о дальнейшем движении дела об импичменте судьи принимается на всех этапах процедуры коллегиально.
Статья: Превратности разбирательств в отношении судей, обвиняемых в превышении своих должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ)
(Колоколов Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)Мы же позволим себе только напомнить, что в отношении судьи Ш. орган судейского сообщества счел возможным ограничиться предупреждением. Мировому судье Л. (А.) просто предложили выйти в отставку. Совершенно очевидно, что с момента удаления в отставку, лишения полномочий судьи как носителя власти потенциал опасности утрачивают.
(Колоколов Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)Мы же позволим себе только напомнить, что в отношении судьи Ш. орган судейского сообщества счел возможным ограничиться предупреждением. Мировому судье Л. (А.) просто предложили выйти в отставку. Совершенно очевидно, что с момента удаления в отставку, лишения полномочий судьи как носителя власти потенциал опасности утрачивают.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"В случае отсутствия судьи, принимавшего решение по делу (например, в связи со смертью или тяжелой болезнью, повлекшей утрату трудо- или дееспособности, либо лишением судьи полномочий), копии таких судебных актов, а также исполнительные листы, выдаваемые по делу, подписываются председателем судебного состава, в который входит/входил отсутствующий судья, или иным судьей по его поручению.
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"В случае отсутствия судьи, принимавшего решение по делу (например, в связи со смертью или тяжелой болезнью, повлекшей утрату трудо- или дееспособности, либо лишением судьи полномочий), копии таких судебных актов, а также исполнительные листы, выдаваемые по делу, подписываются председателем судебного состава, в который входит/входил отсутствующий судья, или иным судьей по его поручению.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)С учетом того, что судья О. ранее привлекался к дисциплинарной ответственности, вновь совершил дисциплинарный проступок до истечения ранее наложенного взыскания, примененное к нему дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи с лишением квалификационного класса судьи соразмерно тяжести допущенного им нарушения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)С учетом того, что судья О. ранее привлекался к дисциплинарной ответственности, вновь совершил дисциплинарный проступок до истечения ранее наложенного взыскания, примененное к нему дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи с лишением квалификационного класса судьи соразмерно тяжести допущенного им нарушения.
Статья: Особенности возбуждения уголовного дела в отношении адвоката
(Ковальских Д.А.)
("Российский следователь", 2023, N 7)Обсуждается в науке и возможность возвращения судье районного суда полномочия по даче заключения о наличии или отсутствии в действиях адвоката признаков преступления. При этом учеными природа такого заключения определяется по-разному. Одни говорят о том, что суд в этом случае фактически дает разрешение на возбуждение дела, что нарушает принцип состязательности, приводит к смешению в деятельности суда сразу двух процессуальных функций - разрешения дела по существу и обвинения <15>. Аналогичную позицию занимает Верховный Суд РФ, который являлся инициатором законопроекта об исключении из УПК РФ нормы о получении заключения судьи для возбуждения уголовного дела, в том числе в отношении адвоката. Верховный Суд РФ считает, что от этой гарантии стоило отказаться, поскольку дача заключения лишь затягивает процесс. Другие, напротив, отмечают, что лишение судьи указанного полномочия привело к неоправданному упрощению судопроизводства в отношении адвокатов <16>.
(Ковальских Д.А.)
("Российский следователь", 2023, N 7)Обсуждается в науке и возможность возвращения судье районного суда полномочия по даче заключения о наличии или отсутствии в действиях адвоката признаков преступления. При этом учеными природа такого заключения определяется по-разному. Одни говорят о том, что суд в этом случае фактически дает разрешение на возбуждение дела, что нарушает принцип состязательности, приводит к смешению в деятельности суда сразу двух процессуальных функций - разрешения дела по существу и обвинения <15>. Аналогичную позицию занимает Верховный Суд РФ, который являлся инициатором законопроекта об исключении из УПК РФ нормы о получении заключения судьи для возбуждения уголовного дела, в том числе в отношении адвоката. Верховный Суд РФ считает, что от этой гарантии стоило отказаться, поскольку дача заключения лишь затягивает процесс. Другие, напротив, отмечают, что лишение судьи указанного полномочия привело к неоправданному упрощению судопроизводства в отношении адвокатов <16>.
Статья: Прекращение отставки судьи как мера юридической ответственности
(Серенко С.Б.)
("Российский судья", 2021, N 11)Приобретение правового статуса судьи в отставке Закон о статусе судей связывает с четко поименованными основаниями прекращения полномочий действующего судьи, не позволяя признавать таковым лишение судьи полномочий в связи с иными обстоятельствами. Из самого понятия отставки как почетного ухода или почетного удаления судьи с должности можно сделать вывод о том, что основаниями для отставки являются события, не связанные с виновным поведением судьи. Анализ оснований для отставки (п. 2 ст. 15 Закона о статусе судей) позволяет признать их коррелирующими с определением отставки и, соответственно, разделить на две группы:
(Серенко С.Б.)
("Российский судья", 2021, N 11)Приобретение правового статуса судьи в отставке Закон о статусе судей связывает с четко поименованными основаниями прекращения полномочий действующего судьи, не позволяя признавать таковым лишение судьи полномочий в связи с иными обстоятельствами. Из самого понятия отставки как почетного ухода или почетного удаления судьи с должности можно сделать вывод о том, что основаниями для отставки являются события, не связанные с виновным поведением судьи. Анализ оснований для отставки (п. 2 ст. 15 Закона о статусе судей) позволяет признать их коррелирующими с определением отставки и, соответственно, разделить на две группы:
Статья: Принцип независимости Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, содержание, гарантии
(Садовой М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)- порядок формирования кадрового состава Конституционного Суда. Непосредственное влияние на независимость Конституционного Суда от иных государственных органов оказывают закрепленные механизмы назначения судей на должность, определение внутренней структуры состава суда (назначение председателя и его заместителя), а также прекращение полномочий судьи. Для принципа разделения властей и соответствующей ему системы сдержек и противовесов традиционной практикой является участие органов одной ветви власти в формировании органов другой ветви власти. Так и в отношении Конституционного Суда основными полномочиями для определения его кадрового состава обладают Президент РФ и Совет Федерации. Однако необоснованно высокая степень участия органов иных ветвей власти в вопросе формирования Конституционного Суда и объем их полномочий могут нарушать необходимый баланс в системе органов власти. В настоящее время данный вопрос является особенно актуальным в свете конституционной реформы 2020 г. <11>, расширившей полномочия Президента РФ и Совета Федерации по вопросу досрочного прекращения полномочий судей Конституционного Суда. В практике органов конституционного контроля можно встретить оценку механизма досрочного прекращения судей с участием органов других ветвей власти. Например, Конституционный трибунал Республики Польша указывал, что лишение полномочий судьи органами исполнительной власти влечет разбалансировку системы сдержек и противовесов <12>. В отечественном же правопорядке в данной процедуре участвуют как глава государства, так и орган законодательной власти, что, по мнению самого Конституционного Суда, не допускает немотивированного и ничем не обоснованного прекращения полномочий судей <13>. Однако, по нашему мнению, появившаяся после внесения в 2020 г. изменений в ст. 83, ст. 102 Конституции возможность прекращения полномочий судьи по основаниям совершения поступка, порочащего честь и достоинство, а также занятия деятельностью или совершения действий, не совместимых с должностью, во многом связывает с субъективной оценкой действий судьи и не имеет объективных критериев, что может негативно влиять на рассматриваемый принцип в рамках институциональной независимости суда. В связи с чем данный вопрос может быть предметом дальнейших самостоятельных исследований, а полномочия Президента РФ и Совета Федерации по прекращению полномочий судьи Конституционного Суда нуждаются в законодательной детализации;
(Садовой М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)- порядок формирования кадрового состава Конституционного Суда. Непосредственное влияние на независимость Конституционного Суда от иных государственных органов оказывают закрепленные механизмы назначения судей на должность, определение внутренней структуры состава суда (назначение председателя и его заместителя), а также прекращение полномочий судьи. Для принципа разделения властей и соответствующей ему системы сдержек и противовесов традиционной практикой является участие органов одной ветви власти в формировании органов другой ветви власти. Так и в отношении Конституционного Суда основными полномочиями для определения его кадрового состава обладают Президент РФ и Совет Федерации. Однако необоснованно высокая степень участия органов иных ветвей власти в вопросе формирования Конституционного Суда и объем их полномочий могут нарушать необходимый баланс в системе органов власти. В настоящее время данный вопрос является особенно актуальным в свете конституционной реформы 2020 г. <11>, расширившей полномочия Президента РФ и Совета Федерации по вопросу досрочного прекращения полномочий судей Конституционного Суда. В практике органов конституционного контроля можно встретить оценку механизма досрочного прекращения судей с участием органов других ветвей власти. Например, Конституционный трибунал Республики Польша указывал, что лишение полномочий судьи органами исполнительной власти влечет разбалансировку системы сдержек и противовесов <12>. В отечественном же правопорядке в данной процедуре участвуют как глава государства, так и орган законодательной власти, что, по мнению самого Конституционного Суда, не допускает немотивированного и ничем не обоснованного прекращения полномочий судей <13>. Однако, по нашему мнению, появившаяся после внесения в 2020 г. изменений в ст. 83, ст. 102 Конституции возможность прекращения полномочий судьи по основаниям совершения поступка, порочащего честь и достоинство, а также занятия деятельностью или совершения действий, не совместимых с должностью, во многом связывает с субъективной оценкой действий судьи и не имеет объективных критериев, что может негативно влиять на рассматриваемый принцип в рамках институциональной независимости суда. В связи с чем данный вопрос может быть предметом дальнейших самостоятельных исследований, а полномочия Президента РФ и Совета Федерации по прекращению полномочий судьи Конституционного Суда нуждаются в законодательной детализации;
Статья: Право на компетентный суд: формирование состава суда, подсудность дела
(Решетникова И.В.)
("Закон", 2021, N 7)Вопрос о замене судьи может встать в том числе после оглашения резолютивной части судебного решения: производится замена судьи, который не рассматривает дело, ибо оно уже рассмотрено, а уполномочен лишь изготовить мотивировочную часть судебного решения <7>. Согласно абз. 7 п. 10.3 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) <8> в случае отсутствия судьи, принимавшего решение по делу (например, в связи со смертью или тяжелой болезнью, повлекшей утрату трудо- или дееспособности, либо лишением судьи полномочий) копии таких судебных актов, а также исполнительные листы, выдаваемые по делу, подписывает председатель судебного состава, в который входит/входил отсутствующий судья, или иной судья по его поручению. Подобный подход может быть применен при необходимости изготовления мотивированного решения по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, при наличии перечисленных выше обстоятельств.
(Решетникова И.В.)
("Закон", 2021, N 7)Вопрос о замене судьи может встать в том числе после оглашения резолютивной части судебного решения: производится замена судьи, который не рассматривает дело, ибо оно уже рассмотрено, а уполномочен лишь изготовить мотивировочную часть судебного решения <7>. Согласно абз. 7 п. 10.3 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) <8> в случае отсутствия судьи, принимавшего решение по делу (например, в связи со смертью или тяжелой болезнью, повлекшей утрату трудо- или дееспособности, либо лишением судьи полномочий) копии таких судебных актов, а также исполнительные листы, выдаваемые по делу, подписывает председатель судебного состава, в который входит/входил отсутствующий судья, или иной судья по его поручению. Подобный подход может быть применен при необходимости изготовления мотивированного решения по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, при наличии перечисленных выше обстоятельств.
Статья: Рассмотрение замечаний на протокол судебного заседания
(Милицин С.Д.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 3)К сожалению, в рамках имеющихся правовых конструкций остаются трудноразрешимыми две ситуации с рассмотрением замечаний на протокол судебного заседания - это смерть судьи, единолично рассматривавшего уголовное дело, последовавшая сразу после провозглашения приговора, или вступление в законную силу решения квалификационной коллегии о лишении судьи полномочий. При всей умозрительности подобных случаев полностью исключить их вероятность нельзя, поэтому можно предложить следующий выход: замечания, поданные сторонами на протокол судебного заседания, остаются без рассмотрения, но приобщаются к протоколу судебного заседания. При рассмотрении дела во второй инстанции суд не рассматривает эти замечания по существу, а разрешает дело с учетом всей совокупности собранных доказательств, проводя при необходимости по своей инициативе или по ходатайству стороны, участвующей в деле, повторное полное или частичное исследование тех доказательств, по поводу фиксации которых и были поданы замечания на протокол. Такой выход из сложной процессуальной ситуации, с одной стороны, полностью соответствует действующему уголовно-процессуальному законодательству, а с другой - позволяет помочь заинтересованной стороне в реализации своих прав.
(Милицин С.Д.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 3)К сожалению, в рамках имеющихся правовых конструкций остаются трудноразрешимыми две ситуации с рассмотрением замечаний на протокол судебного заседания - это смерть судьи, единолично рассматривавшего уголовное дело, последовавшая сразу после провозглашения приговора, или вступление в законную силу решения квалификационной коллегии о лишении судьи полномочий. При всей умозрительности подобных случаев полностью исключить их вероятность нельзя, поэтому можно предложить следующий выход: замечания, поданные сторонами на протокол судебного заседания, остаются без рассмотрения, но приобщаются к протоколу судебного заседания. При рассмотрении дела во второй инстанции суд не рассматривает эти замечания по существу, а разрешает дело с учетом всей совокупности собранных доказательств, проводя при необходимости по своей инициативе или по ходатайству стороны, участвующей в деле, повторное полное или частичное исследование тех доказательств, по поводу фиксации которых и были поданы замечания на протокол. Такой выход из сложной процессуальной ситуации, с одной стороны, полностью соответствует действующему уголовно-процессуальному законодательству, а с другой - позволяет помочь заинтересованной стороне в реализации своих прав.
"Правовая адгезия, или Реабилитация по-французски: о значимости компромисса в урегулировании несостоятельности"
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Контролеры могут быть лишены своих полномочий судьей-комиссаром или прокурором в случае грубого неисполнения своих полномочий, обязанностей, оказания приоритета или игнорирования интересов каких-либо кредиторов <4>. Лица, участвующие в деле, могут инициировать лишение полномочий каких-либо контролеров посредством оспаривания постановления судьи-комиссара об их назначении только в том случае, если они совершили грубые нарушения при выполнении своих обязанностей или злоупотребили своими правами <5>. Ненадлежащее поведение контролеров представляет собой деликт, связанный с процедурой урегулирования несостоятельности, иск о привлечении к ответственности могут подавать любые участники процедуры независимо от того, кому был причинен вред.
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Контролеры могут быть лишены своих полномочий судьей-комиссаром или прокурором в случае грубого неисполнения своих полномочий, обязанностей, оказания приоритета или игнорирования интересов каких-либо кредиторов <4>. Лица, участвующие в деле, могут инициировать лишение полномочий каких-либо контролеров посредством оспаривания постановления судьи-комиссара об их назначении только в том случае, если они совершили грубые нарушения при выполнении своих обязанностей или злоупотребили своими правами <5>. Ненадлежащее поведение контролеров представляет собой деликт, связанный с процедурой урегулирования несостоятельности, иск о привлечении к ответственности могут подавать любые участники процедуры независимо от того, кому был причинен вред.
Статья: Открытость и прозрачность информации о судебной деятельности в аспекте формирования судейского корпуса
(Кирющенко И.И.)
("Российский судья", 2022, N 7)Во-вторых, важно дополнить основания досрочного прекращения полномочий судей, установленные ст. 14 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", случаями совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, выявления иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, и несоблюдения требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В настоящее время в подп. 13 п. 1 указанной статьи имеется основание досрочного прекращения полномочий судьи в случае совершения судьей дисциплинарного проступка. Однако понятие дисциплинарного поступка нетождественно указанным выше основаниям. При этом лишение полномочий судьи является правом квалификационной коллегии судей, которая за установленный факт совершения дисциплинарного поступка может применить наказание в виде лишения полномочий, а может и усмотреть другой вид наказания. Как справедливо замечено А.А. Гравиной, "механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности не обеспечивает в должной мере их независимость, не исключает субъективный подход и нуждается в реформировании" <9>. Вместе с тем совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи, выявление иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, и несоблюдение коррупционных требований, ограничений и запретов является серьезным нарушением в деятельности судьи, что подрывает не только доверие к судье, но и авторитет судебной власти, а следовательно, должно пресекаться законом.
(Кирющенко И.И.)
("Российский судья", 2022, N 7)Во-вторых, важно дополнить основания досрочного прекращения полномочий судей, установленные ст. 14 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", случаями совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, выявления иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, и несоблюдения требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В настоящее время в подп. 13 п. 1 указанной статьи имеется основание досрочного прекращения полномочий судьи в случае совершения судьей дисциплинарного проступка. Однако понятие дисциплинарного поступка нетождественно указанным выше основаниям. При этом лишение полномочий судьи является правом квалификационной коллегии судей, которая за установленный факт совершения дисциплинарного поступка может применить наказание в виде лишения полномочий, а может и усмотреть другой вид наказания. Как справедливо замечено А.А. Гравиной, "механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности не обеспечивает в должной мере их независимость, не исключает субъективный подход и нуждается в реформировании" <9>. Вместе с тем совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи, выявление иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, и несоблюдение коррупционных требований, ограничений и запретов является серьезным нарушением в деятельности судьи, что подрывает не только доверие к судье, но и авторитет судебной власти, а следовательно, должно пресекаться законом.
Статья: Дисциплинарная ответственность судей
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2023, N 11)Поводом для лишения полномочий судьи также стало непроцессуальное общение судьи с адвокатом, которое установлено проверкой ККС по обращению руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Приморскому краю.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2023, N 11)Поводом для лишения полномочий судьи также стало непроцессуальное общение судьи с адвокатом, которое установлено проверкой ККС по обращению руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Приморскому краю.
Статья: Обработка и защита персональных данных судей и государственных гражданских служащих судебной системы: взаимодействие публичных и частных интересов
(Серенко С.Б., Пугачева Н.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)На наш взгляд, обработка персональных данных перечисленных лиц преследует единую цель, носящую публичный характер, - обеспечение отправления правосудия независимым и беспристрастным судом, которая и должна быть законодательно закреплена. Ей подчинены иные цели, работающие на достижение основной цели в различных аспектах: обработка данных об образовании и опыте предыдущей деятельности претендента на должность судьи осуществляется с целью допуска к отправлению правосудия только профессионально подготовленных лиц; обработка информации об имуществе, доходах и расходах - с целью профилактики коррупции. Даже в тех случаях, когда персональные данные обрабатываются в частных интересах субъекта, это работает и на обозначенную выше главную цель: например, обработка информации с целью профессионального роста судьи в то же время обеспечивает профессионализм в отправлении правосудия; сбор персональных данных о месте жительства и месте пребывания судьи и членов его семьи с целью обеспечения в необходимых случаях их безопасности одновременно также является реализацией цели обеспечения независимости правосудия. А вот приведенный выше пример об обработке данных из водительского удостоверения судьи уже достаточно трудно уложить в рамки обозначенных выше целей. Избыточность собираемых в отношении претендента на должность судьи сведений о состоянии здоровья отмечает В.К. Михайлов, указывая, что Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи <14>, слишком обширен и влечет за собой формальную возможность лишения судьи полномочий, несмотря на то что он может продолжать профессиональную деятельность <15>.
(Серенко С.Б., Пугачева Н.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)На наш взгляд, обработка персональных данных перечисленных лиц преследует единую цель, носящую публичный характер, - обеспечение отправления правосудия независимым и беспристрастным судом, которая и должна быть законодательно закреплена. Ей подчинены иные цели, работающие на достижение основной цели в различных аспектах: обработка данных об образовании и опыте предыдущей деятельности претендента на должность судьи осуществляется с целью допуска к отправлению правосудия только профессионально подготовленных лиц; обработка информации об имуществе, доходах и расходах - с целью профилактики коррупции. Даже в тех случаях, когда персональные данные обрабатываются в частных интересах субъекта, это работает и на обозначенную выше главную цель: например, обработка информации с целью профессионального роста судьи в то же время обеспечивает профессионализм в отправлении правосудия; сбор персональных данных о месте жительства и месте пребывания судьи и членов его семьи с целью обеспечения в необходимых случаях их безопасности одновременно также является реализацией цели обеспечения независимости правосудия. А вот приведенный выше пример об обработке данных из водительского удостоверения судьи уже достаточно трудно уложить в рамки обозначенных выше целей. Избыточность собираемых в отношении претендента на должность судьи сведений о состоянии здоровья отмечает В.К. Михайлов, указывая, что Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи <14>, слишком обширен и влечет за собой формальную возможность лишения судьи полномочий, несмотря на то что он может продолжать профессиональную деятельность <15>.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Например, эту процедуру не может применять суд. В частности, в США судья Верховного суда Виржинии Джеймс Майкл Шалл лишился должности после того, как разрешил при помощи монеты спор между разведенными супругами о том, кто из них заберет ребенка на Рождество. В заключении суда о лишении полномочий этого судьи говорится: "Подбрасывание монеты в зале суда при решении правового спора может только свидетельствовать о том, что судья не в состоянии выполнить свои прямые обязанности. Вместо того чтобы апеллировать к законодательной базе и правовым нормам, судья действовал наугад, положившись на удачу" <1>. Судебный процесс должен быть обставлен достаточными гарантиями достижения истины, чтобы обеспечивать вынесение гласного, обоснованного и мотивированного решения. А. Барак отмечал: "Разумность, по существу, - это процесс, а не только результат. Бросание монеты может привести к нужному итогу, однако процесс этот не может быть назван разумным" <2>, так как его результат характеризуется случайностью.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Например, эту процедуру не может применять суд. В частности, в США судья Верховного суда Виржинии Джеймс Майкл Шалл лишился должности после того, как разрешил при помощи монеты спор между разведенными супругами о том, кто из них заберет ребенка на Рождество. В заключении суда о лишении полномочий этого судьи говорится: "Подбрасывание монеты в зале суда при решении правового спора может только свидетельствовать о том, что судья не в состоянии выполнить свои прямые обязанности. Вместо того чтобы апеллировать к законодательной базе и правовым нормам, судья действовал наугад, положившись на удачу" <1>. Судебный процесс должен быть обставлен достаточными гарантиями достижения истины, чтобы обеспечивать вынесение гласного, обоснованного и мотивированного решения. А. Барак отмечал: "Разумность, по существу, - это процесс, а не только результат. Бросание монеты может привести к нужному итогу, однако процесс этот не может быть назван разумным" <2>, так как его результат характеризуется случайностью.