Линейные объекты в лесу
Подборка наиболее важных документов по запросу Линейные объекты в лесу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Аренда лесного участка: Арендодатель хочет заключить договор аренды лесного участка или дополнительное соглашение к нему на предложенных им условиях
(КонсультантПлюс, 2025)Арендодателем не доказана обоснованность предложенных им условий по отдельным пунктам договора: поскольку лесной участок необходим Арендатору для эксплуатации линейного объекта, разработка проекта освоения лесов не требуется. На Арендатора не может быть возложена обязанность ежегодно подавать лесную декларацию
(КонсультантПлюс, 2025)Арендодателем не доказана обоснованность предложенных им условий по отдельным пунктам договора: поскольку лесной участок необходим Арендатору для эксплуатации линейного объекта, разработка проекта освоения лесов не требуется. На Арендатора не может быть возложена обязанность ежегодно подавать лесную декларацию
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Возврат земельного участка арендодателю
(КонсультантПлюс, 2025)ПАО... по истечении срока действия договора в адрес департамента направило письмо... с актом приема-передачи указанного лесного участка с просьбой в течение 5 рабочих дней с момента его получения подписать акт и вернуть один экземпляр обществу, в ответ на которое департамент письмом... указал на невозможность принятия участка в лесной фонд, поскольку он не пригоден для ведения лесного хозяйства; на необходимость оформить право пользования лесным участком с целью эксплуатации линейного объекта либо привести лесной участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства.
(КонсультантПлюс, 2025)ПАО... по истечении срока действия договора в адрес департамента направило письмо... с актом приема-передачи указанного лесного участка с просьбой в течение 5 рабочих дней с момента его получения подписать акт и вернуть один экземпляр обществу, в ответ на которое департамент письмом... указал на невозможность принятия участка в лесной фонд, поскольку он не пригоден для ведения лесного хозяйства; на необходимость оформить право пользования лесным участком с целью эксплуатации линейного объекта либо привести лесной участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Письмо Минприроды России от 1 февраля 2023 г.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Письмо Минприроды России от 1 февраля 2023 г.
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; более детально использование лесов для вышеуказанных целей регламентировано ст. 45 ЛК РФ и Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; более детально использование лесов для вышеуказанных целей регламентировано ст. 45 ЛК РФ и Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 45. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 45. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов
Приказ Минприроды России от 10.07.2020 N 434
(ред. от 24.08.2021)
"Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2020 N 61129)Зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2020 г. N 61129
(ред. от 24.08.2021)
"Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2020 N 61129)Зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2020 г. N 61129
Готовое решение: Какие особенности строительства линейных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)устанавливают частный или публичный сервитут, например для участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 39.23 ЗК РФ). Они в том числе могут быть лесными (ч. 1 ст. 45 Лесного кодекса РФ, пп. "а" п. 1, п. 2 Перечня случаев использования лесов для строительства и эксплуатации линейных объектов);
(КонсультантПлюс, 2025)устанавливают частный или публичный сервитут, например для участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 39.23 ЗК РФ). Они в том числе могут быть лесными (ч. 1 ст. 45 Лесного кодекса РФ, пп. "а" п. 1, п. 2 Перечня случаев использования лесов для строительства и эксплуатации линейных объектов);
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Поскольку значительная часть нашей страны покрыта лесами, особое значение в регулировании неизбежного конфликта интересов владельцев ЛО и владельцев участков занимают нормы лесного законодательства, прежде всего ст. 45 "Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" Лесного кодекса РФ, нормы которой конкретизированы Приказом Минприроды России от 10 июля 2020 г. N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" и другими актами.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Поскольку значительная часть нашей страны покрыта лесами, особое значение в регулировании неизбежного конфликта интересов владельцев ЛО и владельцев участков занимают нормы лесного законодательства, прежде всего ст. 45 "Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" Лесного кодекса РФ, нормы которой конкретизированы Приказом Минприроды России от 10 июля 2020 г. N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" и другими актами.
Статья: Некоторые вопросы правоприменения статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации
(Осипова Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Между тем ч. 4 ст. 45 ЛК РФ устанавливает иной правовой режим использования лесного участка. Так, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов... осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута. Причем в данном случае обязанность по лесовосстановлению отсутствует (ч. 6 ст. 63.1 ЛК РФ).
(Осипова Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Между тем ч. 4 ст. 45 ЛК РФ устанавливает иной правовой режим использования лесного участка. Так, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов... осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута. Причем в данном случае обязанность по лесовосстановлению отсутствует (ч. 6 ст. 63.1 ЛК РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12.3. В ч. 12.3 комментируемой статьи говорится о дополнительных обязанностях при подготовке документации по планировке территории применительно к землям лесного фонда. Еще до ее утверждения она подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (в качестве такого органа выступает Федеральное агентство лесного хозяйства).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12.3. В ч. 12.3 комментируемой статьи говорится о дополнительных обязанностях при подготовке документации по планировке территории применительно к землям лесного фонда. Еще до ее утверждения она подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (в качестве такого органа выступает Федеральное агентство лесного хозяйства).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Схожие основания искового заявления стали предметом судебной оценки при рассмотрении другого спора (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2018 г. N Ф07-14007/17 по делу N А26-5024/2017), предметом которого являлось требование уполномоченного органа к сетевой компании (ПАО) о взыскании арендной платы по договору аренды земельного участка лесного фонда. Как следовало из материалов дела, ПАО уведомило уполномоченный орган о завершении предусмотренного договором аренды строительства линейного объекта и просило с момента ввода объекта в эксплуатацию считать договор расторгнутым и принять земельный участок обратно по акту приема-передачи. По мнению уполномоченного органа, ПАО продолжало пользоваться земельным участком в соответствии с договором, который продлен на неопределенный срок, при этом участок в установленном порядке не возвращен арендодателю. Суды первой и второй инстанций пришли к заключению об отсутствии оснований для взыскания арендной платы и отказали в иске, сославшись на положения ст. 45 ЛК РФ и п. 21, 24 Постановления N 160, предусматривающие использование земельных участков без их предоставления. При этом суды основывали свои выводы на правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 20.12.2011 N 9908/11, где подчеркивается, что в целях создания условий для безопасности граждан и эксплуатации линейных объектов предоставление лесных участков в аренду в пределах охранных зон не требуется.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Схожие основания искового заявления стали предметом судебной оценки при рассмотрении другого спора (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2018 г. N Ф07-14007/17 по делу N А26-5024/2017), предметом которого являлось требование уполномоченного органа к сетевой компании (ПАО) о взыскании арендной платы по договору аренды земельного участка лесного фонда. Как следовало из материалов дела, ПАО уведомило уполномоченный орган о завершении предусмотренного договором аренды строительства линейного объекта и просило с момента ввода объекта в эксплуатацию считать договор расторгнутым и принять земельный участок обратно по акту приема-передачи. По мнению уполномоченного органа, ПАО продолжало пользоваться земельным участком в соответствии с договором, который продлен на неопределенный срок, при этом участок в установленном порядке не возвращен арендодателю. Суды первой и второй инстанций пришли к заключению об отсутствии оснований для взыскания арендной платы и отказали в иске, сославшись на положения ст. 45 ЛК РФ и п. 21, 24 Постановления N 160, предусматривающие использование земельных участков без их предоставления. При этом суды основывали свои выводы на правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 20.12.2011 N 9908/11, где подчеркивается, что в целях создания условий для безопасности граждан и эксплуатации линейных объектов предоставление лесных участков в аренду в пределах охранных зон не требуется.