Линейные объекты связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Линейные объекты связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.41 "Ходатайство об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Анализ положений статьи 39.37, пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ, то есть целей установления публичного сервитута и документов в обоснование его установления, позволяет заключить следующее. Строительство, размещение инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства, к которым, в частности, относятся и объекты электросетевого хозяйства, к сетям инженерно-технического обеспечения, либо для цели организации электроснабжения населения, являются самостоятельными целями установления публичного сервитута. Аналогичным образом данные цели следует отличать от случаев строительства объектов федерального, регионального или местного значения или перенесения линейных объектов в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд, которые также предусмотрены в пункте 1 статьи 39.37 кодекса."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за самовольное занятие лесных участков
(КонсультантПлюс, 2025)"...обществу вменяется нарушение требований статьи 26 ЛК РФ в части пользования лесным участком в целях эксплуатации линейного объекта (базовая станция сотовой связи)... без специальных разрешительных документов на использование данного участка, а именно: лесной декларации.
(КонсультантПлюс, 2025)"...обществу вменяется нарушение требований статьи 26 ЛК РФ в части пользования лесным участком в целях эксплуатации линейного объекта (базовая станция сотовой связи)... без специальных разрешительных документов на использование данного участка, а именно: лесной декларации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 52.2. Реконструкции, капитальный ремонт существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 52.2. Реконструкции, капитальный ремонт существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 51.2. Использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 51.2. Использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 52.2. Реконструкции, капитальный ремонт существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства
(ред. от 31.07.2025)Статья 52.2. Реконструкции, капитальный ремонт существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 51.2. Использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов
(ред. от 31.07.2025)Статья 51.2. Использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Внесение указанных изменений позволило существенно упростить процедуру оформления и согласования строительства линейных объектов, а также сократить общие сроки строительства. До принятия Закона N 341-ФЗ сервитут устанавливался только для ремонта линейных объектов, в связи с чем оформить участок для нового или реконструируемого объекта инфраструктуры в сложившемся землепользовании было затруднительно. Также Законом N 341-ФЗ предусмотрена возможность установления сервитута, публичного сервитута на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения без предварительного перевода в другую категорию земель (с учетом требований об обеспечении рационального использования земель).
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Внесение указанных изменений позволило существенно упростить процедуру оформления и согласования строительства линейных объектов, а также сократить общие сроки строительства. До принятия Закона N 341-ФЗ сервитут устанавливался только для ремонта линейных объектов, в связи с чем оформить участок для нового или реконструируемого объекта инфраструктуры в сложившемся землепользовании было затруднительно. Также Законом N 341-ФЗ предусмотрена возможность установления сервитута, публичного сервитута на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения без предварительного перевода в другую категорию земель (с учетом требований об обеспечении рационального использования земель).
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль денежных средств, полученных из бюджетов РФ для финансирования переноса, переустройства ОС в связи с созданием (реконструкцией) иного объекта (линейных объектов).
(Письмо Минфина России от 16.01.2024 N 03-03-06/1/2263)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль денежных средств, полученных из бюджетов РФ для финансирования переноса, переустройства ОС в связи с созданием (реконструкцией) иного объекта (линейных объектов).
(Письмо Минфина России от 16.01.2024 N 03-03-06/1/2263)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль денежных средств, полученных из бюджетов РФ для финансирования переноса, переустройства ОС в связи с созданием (реконструкцией) иного объекта (линейных объектов).
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Однако и такой подход к "публичным сервитутам" был кардинально изменен (причем далеко не в лучшую сторону) при дополнении ЗК РФ новой гл. V.7, основной целью которой было объявлено "упрощение размещения линейных объектов" <490>. Благодаря этой законодательной новелле крупные компании - владельцы "линейных объектов" (связи, транспорта, энергетики, трубопроводов и т.п.) получили возможность при эксплуатации этих объектов не прибегать к выкупу у частных собственников земельных участков по рыночной стоимости (либо к установлению обычного сервитута в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ), а обратиться в уполномоченный орган публичной власти с ходатайством о принятии им решения об установлении публичного сервитута (ст. 39.39, 39.41 и 39.43 ЗК РФ) на частном земельном участке в пользу своей компании. Названный орган определяет и размер платы за пользование земельным участком, обремененным таким "сервитутом", после чего "публичный сервитуарий" высылает собственнику для подписания "соглашение с правообладателем об осуществлении публичного сервитута". При несогласии "правообладателя" (в том числе частного собственника земли) с условиями такого "соглашения" последний на основании п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ вправе обратиться в суд с иском к сервитуарию "о понуждении к заключению соглашения об осуществлении публичного сервитута" (в котором сам истец никак не заинтересован!) либо обжаловать решение органа публичной власти об установлении такого "сервитута" <491>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Однако и такой подход к "публичным сервитутам" был кардинально изменен (причем далеко не в лучшую сторону) при дополнении ЗК РФ новой гл. V.7, основной целью которой было объявлено "упрощение размещения линейных объектов" <490>. Благодаря этой законодательной новелле крупные компании - владельцы "линейных объектов" (связи, транспорта, энергетики, трубопроводов и т.п.) получили возможность при эксплуатации этих объектов не прибегать к выкупу у частных собственников земельных участков по рыночной стоимости (либо к установлению обычного сервитута в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ), а обратиться в уполномоченный орган публичной власти с ходатайством о принятии им решения об установлении публичного сервитута (ст. 39.39, 39.41 и 39.43 ЗК РФ) на частном земельном участке в пользу своей компании. Названный орган определяет и размер платы за пользование земельным участком, обремененным таким "сервитутом", после чего "публичный сервитуарий" высылает собственнику для подписания "соглашение с правообладателем об осуществлении публичного сервитута". При несогласии "правообладателя" (в том числе частного собственника земли) с условиями такого "соглашения" последний на основании п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ вправе обратиться в суд с иском к сервитуарию "о понуждении к заключению соглашения об осуществлении публичного сервитута" (в котором сам истец никак не заинтересован!) либо обжаловать решение органа публичной власти об установлении такого "сервитута" <491>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В случае внесения изменений в ППТиПМ, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, согласование изменений не требуется при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные ППТиПМ планировочные решения, а также не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (в случаях размещения линейных объектов федерального, регионального, местного значения, для размещения которых допускается такое изъятие) <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В случае внесения изменений в ППТиПМ, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, согласование изменений не требуется при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные ППТиПМ планировочные решения, а также не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (в случаях размещения линейных объектов федерального, регионального, местного значения, для размещения которых допускается такое изъятие) <1>.
Статья: Порядок внесения изменений в проект межевания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае внесения изменений в проект планировки территории, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, не требуется направление указанных изменений на согласование в соответствии с пп. "в" и "е" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения, а также на согласование в соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения и не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 36 Правил N 112).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае внесения изменений в проект планировки территории, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, не требуется направление указанных изменений на согласование в соответствии с пп. "в" и "е" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения, а также на согласование в соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения и не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 36 Правил N 112).
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль денежных средств, полученных из бюджетов РФ для финансирования переноса, переустройства ОС в связи с созданием (реконструкцией) иного объекта (линейных объектов).
(Письмо ФНС России от 26.06.2023 N СД-4-3/8014@)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль денежных средств, полученных из бюджетов РФ для финансирования переноса, переустройства ОС в связи с созданием (реконструкцией) иного объекта (линейных объектов).
(Письмо ФНС России от 26.06.2023 N СД-4-3/8014@)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль денежных средств, полученных из бюджетов РФ для финансирования переноса, переустройства ОС в связи с созданием (реконструкцией) иного объекта (линейных объектов).
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также земельный участок может быть при определенных условиях обременен сервитутом, в частности, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами (пп. 8 п. 4 ст. 23, пп. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также земельный участок может быть при определенных условиях обременен сервитутом, в частности, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами (пп. 8 п. 4 ст. 23, пп. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ).
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в т.ч. для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд; а также в целях реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 6 ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в т.ч. для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд; а также в целях реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Ряд изменений внесен и в ст. 39.38 ЗК РФ, посвященную органам, принимающим решение об установлении публичного сервитута. Не перечисляя все новеллы, ряд из которых носит характер уточнений, заметим, что практически впервые нормативно учтена возможность размещения линейных объектов связи на территории двух и более субъектов Российской Федерации. Такие решения отнесены к компетенции уполномоченных федеральных органов власти (подп. 1).
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Ряд изменений внесен и в ст. 39.38 ЗК РФ, посвященную органам, принимающим решение об установлении публичного сервитута. Не перечисляя все новеллы, ряд из которых носит характер уточнений, заметим, что практически впервые нормативно учтена возможность размещения линейных объектов связи на территории двух и более субъектов Российской Федерации. Такие решения отнесены к компетенции уполномоченных федеральных органов власти (подп. 1).