Линейные объекты на землях сельхозназначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Линейные объекты на землях сельхозназначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 90 "Земли транспорта" ЗК РФС учетом того, что, как установлено судами, участок, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации и относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, частично использовался для проезда истца, суды не исследовали и не установили обстоятельства того, является ли целью установления испрашиваемого сервитута именно размещение автомобильной дороги, то есть создание нового линейного объекта без учета наличия уже существующих проездов к участкам истца, расположенных на участке с кадастровым номером 50:27:0000000:129497, при котором применению подлежат положения ст. 78 и 90 ЗК РФ или же в данном случае испрашивается сервитут в целях использования уже существующих на указанном участке проездов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Авторами проанализированы положения нормативных правовых актов, регулирующих определение размера убытков при установлении публичного сервитута, выявлены отдельные противоречия и даны рекомендации по их преодолению. Определены ущерб и упущенная прибыль, компенсируемые правообладателю земельного участка по соглашению о возмещении убытков, и затраты, возмещаемые по иным соглашениям. Рассмотрена методика оценки убытков в случае установления публичного сервитута для размещения линейных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, используемых, в частности, под пашню.
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Авторами проанализированы положения нормативных правовых актов, регулирующих определение размера убытков при установлении публичного сервитута, выявлены отдельные противоречия и даны рекомендации по их преодолению. Определены ущерб и упущенная прибыль, компенсируемые правообладателю земельного участка по соглашению о возмещении убытков, и затраты, возмещаемые по иным соглашениям. Рассмотрена методика оценки убытков в случае установления публичного сервитута для размещения линейных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, используемых, в частности, под пашню.
Статья: Правовое регулирование и реализация механизма компенсации при развитии внутренней газификации регионов Российской Федерации
(Мигунова Т.Л., Цыганов С.С.)
("Гражданское право", 2024, N 5)При прокладке газопровода высокого давления, являющегося линейным объектом, на землях сельскохозяйственного назначения необходимо заключать трехстороннее соглашение. Органы местного самоуправления должны предоставлять в собственность аналогичный земельный участок или же его эквивалент. Внимание уделяется и требованиям к новому земельному участку. Во-первых, он должен соответствовать характеристикам предыдущего, во-вторых, если на участке ранее были возведены объекты и (или) предприятия, то к новому предъявляются повышенные требования, поскольку земли такого назначения нацелены на получение плодов и иных благ.
(Мигунова Т.Л., Цыганов С.С.)
("Гражданское право", 2024, N 5)При прокладке газопровода высокого давления, являющегося линейным объектом, на землях сельскохозяйственного назначения необходимо заключать трехстороннее соглашение. Органы местного самоуправления должны предоставлять в собственность аналогичный земельный участок или же его эквивалент. Внимание уделяется и требованиям к новому земельному участку. Во-первых, он должен соответствовать характеристикам предыдущего, во-вторых, если на участке ранее были возведены объекты и (или) предприятия, то к новому предъявляются повышенные требования, поскольку земли такого назначения нацелены на получение плодов и иных благ.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"д) обоснование необходимости размещения линейного объекта и его инфраструктуры на землях сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фондов, землях особо охраняемых природных территорий;
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"д) обоснование необходимости размещения линейного объекта и его инфраструктуры на землях сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фондов, землях особо охраняемых природных территорий;
Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)Характеристика существующих и проектируемых объектов,
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)Характеристика существующих и проектируемых объектов,
Статья: Размещение объектов энергетики на землях и земельных участках без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Вместе с тем, полагаем, важно не обобщать случаи для применения сделанного Министерством вывода. Он вполне мог быть продиктован какими-то подробностями конкретной ситуации, по которой был задан вопрос, потребовавший приведенного разъяснения (если, конечно, они были, но не приведены в Письме). Дело в том, что в Письме Минэнерго России акцент сделан на то, что солнечная батарея не относится к линейным объектам. При этом солнечные батареи выделены в самостоятельный вид объектов, размещение которых предполагает (и даже прямо влечет) использование земель и земельных участков без предоставления (см. ниже). Строения и сооружения могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения не только по признаку принадлежности к линейным объектам. Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Причем нужды сельского хозяйства рассматриваются в ЗК РФ вполне широко, поскольку в составе данной категории земель выделяются земли, занятые объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Следовательно, не только линейные объекты, указанные в ст. 78 ЗК РФ, но и другие объекты, имеющие пространственно-площадное расположение, также правомерно размещаются на землях сельскохозяйственного назначения, если такие объекты обеспечивают сельскохозяйственное производство.
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Вместе с тем, полагаем, важно не обобщать случаи для применения сделанного Министерством вывода. Он вполне мог быть продиктован какими-то подробностями конкретной ситуации, по которой был задан вопрос, потребовавший приведенного разъяснения (если, конечно, они были, но не приведены в Письме). Дело в том, что в Письме Минэнерго России акцент сделан на то, что солнечная батарея не относится к линейным объектам. При этом солнечные батареи выделены в самостоятельный вид объектов, размещение которых предполагает (и даже прямо влечет) использование земель и земельных участков без предоставления (см. ниже). Строения и сооружения могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения не только по признаку принадлежности к линейным объектам. Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Причем нужды сельского хозяйства рассматриваются в ЗК РФ вполне широко, поскольку в составе данной категории земель выделяются земли, занятые объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Следовательно, не только линейные объекты, указанные в ст. 78 ЗК РФ, но и другие объекты, имеющие пространственно-площадное расположение, также правомерно размещаются на землях сельскохозяйственного назначения, если такие объекты обеспечивают сельскохозяйственное производство.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Предусмотренный ст. 11.9 ЗК РФ запрет на формирование участков, располагающихся в пределах различных территориальных зон, не распространяется на участки, образуемые для размещения линейных объектов. Нормы, предусматривающие исключения из общих правил о режиме земель, содержатся, например, в ст. 78 ЗК РФ и допускают размещение на земельных участках сельскохозяйственного назначения линейных объектов. Положения ст. 78 ЗК РФ можно толковать таким образом, что ограничения, предусмотренные нормами о целевом назначении и видах разрешенного использования сельскохозяйственных земель, не распространяются на земельные участки, на которых располагаются линейные объекты. Аналогичное содержание носят положения ст. 36 ГрК РФ, распространяющиеся на все категории земель, о том, что виды разрешенного использования земельных участков и соответствующие ограничения, предусмотренные градостроительным регламентом, не распространяются на земельные участки, занятые линейными объектами.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Предусмотренный ст. 11.9 ЗК РФ запрет на формирование участков, располагающихся в пределах различных территориальных зон, не распространяется на участки, образуемые для размещения линейных объектов. Нормы, предусматривающие исключения из общих правил о режиме земель, содержатся, например, в ст. 78 ЗК РФ и допускают размещение на земельных участках сельскохозяйственного назначения линейных объектов. Положения ст. 78 ЗК РФ можно толковать таким образом, что ограничения, предусмотренные нормами о целевом назначении и видах разрешенного использования сельскохозяйственных земель, не распространяются на земельные участки, на которых располагаются линейные объекты. Аналогичное содержание носят положения ст. 36 ГрК РФ, распространяющиеся на все категории земель, о том, что виды разрешенного использования земельных участков и соответствующие ограничения, предусмотренные градостроительным регламентом, не распространяются на земельные участки, занятые линейными объектами.