Ликвидация опасного производственного объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация опасного производственного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов""По смыслу ст. ст. 1 и 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертиза промышленной безопасности - это комплекс мер, направленных на то, чтобы оценить безопасность объекта, а также то, соответствует ли конкретный промышленный объект нормам, направленным на предотвращение, локализацию и ликвидацию возможных чрезвычайных ситуаций и смежным эвакуационным и законодательным требованиям."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какую разрешительную документацию должны иметь организация и специалисты, разрабатывающие документацию на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов? В частности, есть ли требования для таких организаций быть членами СРО?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта
(ред. от 08.08.2024)
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава VII.1. ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава VII.1. ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
"Квалификация, подготовка, аттестация и проверка знаний работников в области промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно п. 1 ст. 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно п. 1 ст. 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
Статья: Участие прокуроров в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Например, прокуратурой г. Красноуральска Свердловской области в связи с публикациями в средствах массовой информации о допускаемых в течение длительного периода ООО "КХЗ" нарушениях законодательства в области промышленной безопасности проведена проверка, в ходе которой выявлено, что общество, признанное банкротом, эксплуатирует опасные производственные объекты с нарушением требований безопасности. По результатам проверки конкурсному управляющему общества внесено представление об устранении нарушений законодательства. Кроме того, в адрес конкурсного управляющего в порядке ст. 6, 22 Закона о прокуратуре прокурор города направил требование о еженедельном предоставлении информации о проведенных мероприятиях по ликвидации опасного производственного объекта, об объемах опасных и взрывчатых веществ на заводе, их уничтожении, осуществлении охраны территории завода. Суд указал, что прокурором нарушены положения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П, поскольку в требовании нет указания на предельный срок его исполнения. Установление длящейся обязанности конкурсного управляющего представлять прокурору значительный объем информации и сведений с приложением подтверждающих документов при отсутствии указания на предельный срок исполнения этого требования признано судом незаконным, ограничивающим права и законные интересы заявителя, требующим дополнительных временных и трудовых затрат и вложения финансовых средств (дело N А60-62501/2016). Необходимо отметить, что иная позиция в этой части означала бы отсутствие предельных сроков проведения проверочных мероприятий и исполнения требований прокурора.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Например, прокуратурой г. Красноуральска Свердловской области в связи с публикациями в средствах массовой информации о допускаемых в течение длительного периода ООО "КХЗ" нарушениях законодательства в области промышленной безопасности проведена проверка, в ходе которой выявлено, что общество, признанное банкротом, эксплуатирует опасные производственные объекты с нарушением требований безопасности. По результатам проверки конкурсному управляющему общества внесено представление об устранении нарушений законодательства. Кроме того, в адрес конкурсного управляющего в порядке ст. 6, 22 Закона о прокуратуре прокурор города направил требование о еженедельном предоставлении информации о проведенных мероприятиях по ликвидации опасного производственного объекта, об объемах опасных и взрывчатых веществ на заводе, их уничтожении, осуществлении охраны территории завода. Суд указал, что прокурором нарушены положения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П, поскольку в требовании нет указания на предельный срок его исполнения. Установление длящейся обязанности конкурсного управляющего представлять прокурору значительный объем информации и сведений с приложением подтверждающих документов при отсутствии указания на предельный срок исполнения этого требования признано судом незаконным, ограничивающим права и законные интересы заявителя, требующим дополнительных временных и трудовых затрат и вложения финансовых средств (дело N А60-62501/2016). Необходимо отметить, что иная позиция в этой части означала бы отсутствие предельных сроков проведения проверочных мероприятий и исполнения требований прокурора.
Статья: Авторский надзор в строительстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пункт 3.1 СП 246.1325800.2023 "Свод правил. Положение об авторском надзоре при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства", утв. Приказом Минстроя России от 09.01.2024 N 5/пр (далее - СП 246.1325800.2023), определяет авторский надзор как контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением требований проектной документации при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая особо опасные, технически сложные и уникальные объекты; техническом перевооружении; консервации и ликвидации опасных производственных объектов и при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пункт 3.1 СП 246.1325800.2023 "Свод правил. Положение об авторском надзоре при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства", утв. Приказом Минстроя России от 09.01.2024 N 5/пр (далее - СП 246.1325800.2023), определяет авторский надзор как контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением требований проектной документации при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая особо опасные, технически сложные и уникальные объекты; техническом перевооружении; консервации и ликвидации опасных производственных объектов и при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Согласно п. 2 ст. 10 Закона о промышленной безопасности планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I - III классов опасности, предусмотренных п. 1, 4 - 6 приложения 1 к данному Закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах. Если организация эксплуатирует опасные производственные объекты, не входящие в указанный перечень, то планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте не требуется.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Согласно п. 2 ст. 10 Закона о промышленной безопасности планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I - III классов опасности, предусмотренных п. 1, 4 - 6 приложения 1 к данному Закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах. Если организация эксплуатирует опасные производственные объекты, не входящие в указанный перечень, то планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте не требуется.
Вопрос: Прошу перечислить все способы формирования резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2022)"Официальный сайт Ростехнадзора gosnadzor.ru", 2022
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2022)"Официальный сайт Ростехнадзора gosnadzor.ru", 2022
Вопрос: Необходимо ли разрабатывать декларацию промышленной безопасности в составе проектной документации на ликвидацию опасного производственного объекта, если после ликвидации объект будет относиться к опасным производственным объектам III класса опасности?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
Последние изменения: Опасные производственные объекты (понятие, классификация, идентификация, эксплуатация)
(КонсультантПлюс, 2025)при строительстве, реконструкции, эксплуатации, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов III и IV классов опасности декларации промышленной безопасности могут быть разработаны по инициативе эксплуатирующих их организаций (п. 2 ст. 14 Закона о промышленной безопасности);
(КонсультантПлюс, 2025)при строительстве, реконструкции, эксплуатации, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов III и IV классов опасности декларации промышленной безопасности могут быть разработаны по инициативе эксплуатирующих их организаций (п. 2 ст. 14 Закона о промышленной безопасности);
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Документ содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов. Признается утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. N 144, которым утверждено аналогичное руководство.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Документ содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов. Признается утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. N 144, которым утверждено аналогичное руководство.
Готовое решение: Как провести аттестацию по вопросам безопасности в различных областях
(КонсультантПлюс, 2025)с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта;
(КонсультантПлюс, 2025)с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта;
Последние изменения: Общие обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект
(КонсультантПлюс, 2025)при строительстве, реконструкции, эксплуатации, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов III и IV классов опасности декларации промышленной безопасности могут быть разработаны по инициативе эксплуатирующих их организаций (п. 2 ст. 14 Закона о промышленной безопасности);
(КонсультантПлюс, 2025)при строительстве, реконструкции, эксплуатации, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов III и IV классов опасности декларации промышленной безопасности могут быть разработаны по инициативе эксплуатирующих их организаций (п. 2 ст. 14 Закона о промышленной безопасности);