Ликвидация объектов накопленного вреда
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация объектов накопленного вреда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какой порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении инвентаризации и ликвидации подобных объектов существует отдельный порядок.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении инвентаризации и ликвидации подобных объектов существует отдельный порядок.
Статья: О необходимости ликвидации объектов накопленного экологического вреда для перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3
(Рыженков А.Я.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава XIV.1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И УЧЕТ ОБЪЕКТОВ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава XIV.1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И УЧЕТ ОБЪЕКТОВ
Статья: Ликвидация накопленного вреда окружающей среде и обращение с отходами производства и потребления: проблема соотношения правовых институтов
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Можно предположить, что сложившийся порядок признания несанкционированных свалок объектами накопленного экологического вреда обусловлен положениями приоритетного проекта, направленного на ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде и снижение доли захоронения твердых коммунальных отходов <21>, либо является прямым следствием исторической связи рассматриваемых правовых институтов (например, по результатам обсуждения на круглом столе в Совете Федерации в 2008 г. вопросов совершенствования законодательства с целью повышения эффективности переработки и использования отходов производства и потребления был оформлен ряд поручений профильным ведомствам, среди которых была разработка "программы в области обращения с отходами" <22> с уделением особого внимания вопросам устранения последствий "ранее нанесенного (накопленного) в результате хозяйственной и военной деятельности экологического вреда" <23>.
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Можно предположить, что сложившийся порядок признания несанкционированных свалок объектами накопленного экологического вреда обусловлен положениями приоритетного проекта, направленного на ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде и снижение доли захоронения твердых коммунальных отходов <21>, либо является прямым следствием исторической связи рассматриваемых правовых институтов (например, по результатам обсуждения на круглом столе в Совете Федерации в 2008 г. вопросов совершенствования законодательства с целью повышения эффективности переработки и использования отходов производства и потребления был оформлен ряд поручений профильным ведомствам, среди которых была разработка "программы в области обращения с отходами" <22> с уделением особого внимания вопросам устранения последствий "ранее нанесенного (накопленного) в результате хозяйственной и военной деятельности экологического вреда" <23>.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)3. Малахова Ю.В. Разработка экологически безопасных способов ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в Арктической зоне: диссертация кандидата технических наук / Ю.В. Малахова. Москва, 2022. 187 с.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)3. Малахова Ю.В. Разработка экологически безопасных способов ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в Арктической зоне: диссертация кандидата технических наук / Ю.В. Малахова. Москва, 2022. 187 с.
Статья: Межотраслевые связи гражданского и экологического права и их влияние на зеленую экономику
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)2. В настоящий момент (в силу ст. 78.2 Закона об охране окружающей среды) денежные средства, полученные по искам о возмещении вреда окружающей среде, должны расходоваться на выявление и ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде (а не на восстановление самого нарушенного природного объекта). Представляется, что, несмотря на важность ликвидации объектов накопленного экологического вреда, такой подход все-таки не обоснован и главной целью должно являться восстановление того природного объекта, который пострадал от правонарушения. При этом приоритетным должно быть восстановление нарушенного природного объекта.
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)2. В настоящий момент (в силу ст. 78.2 Закона об охране окружающей среды) денежные средства, полученные по искам о возмещении вреда окружающей среде, должны расходоваться на выявление и ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде (а не на восстановление самого нарушенного природного объекта). Представляется, что, несмотря на важность ликвидации объектов накопленного экологического вреда, такой подход все-таки не обоснован и главной целью должно являться восстановление того природного объекта, который пострадал от правонарушения. При этом приоритетным должно быть восстановление нарушенного природного объекта.
Статья: Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Кроме того, в последнее время популярным экологическим направлением является ликвидация объектов накопленного вреда, например хвостохранилищ, отвалов вскрышных и вмещающих горных пород, мест формирования шламов и т.п., в виде их рекультивации, под которое выделяется масштабное бюджетное финансирование. Зачастую подобные мероприятия проводятся без комплексной геолого-экономической оценки (далее - ГЭО) содержащихся в данных объектах отходов недропользования, и, как следствие, миллионы тонн полезных ископаемых, а также полезных компонентов остаются недоизвлеченными <2>. Данное обстоятельство позволяет рассматривать подобные объекты в качестве дополнительной минерально-сырьевой базы с предполагаемой дальнейшей многолетней переработкой, - верно отмечает И.И. Жуков <3>. В связи с чем подобная деятельность недропользователей и правоприменительных органов не в полной мере соответствует заявленным целям государственной политики по рациональному недропользованию, а также перечню поручений Президента РФ, направленных на развитие перспективной минерально-сырьевой базы <4>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Кроме того, в последнее время популярным экологическим направлением является ликвидация объектов накопленного вреда, например хвостохранилищ, отвалов вскрышных и вмещающих горных пород, мест формирования шламов и т.п., в виде их рекультивации, под которое выделяется масштабное бюджетное финансирование. Зачастую подобные мероприятия проводятся без комплексной геолого-экономической оценки (далее - ГЭО) содержащихся в данных объектах отходов недропользования, и, как следствие, миллионы тонн полезных ископаемых, а также полезных компонентов остаются недоизвлеченными <2>. Данное обстоятельство позволяет рассматривать подобные объекты в качестве дополнительной минерально-сырьевой базы с предполагаемой дальнейшей многолетней переработкой, - верно отмечает И.И. Жуков <3>. В связи с чем подобная деятельность недропользователей и правоприменительных органов не в полной мере соответствует заявленным целям государственной политики по рациональному недропользованию, а также перечню поручений Президента РФ, направленных на развитие перспективной минерально-сырьевой базы <4>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде.
Статья: Экологические требования к выводу из эксплуатации объектов хозяйственной деятельности
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Как следствие, в настоящее время ликвидация объектов накопленного вреда признана одной из первоочередных государственных задач в сфере охраны окружающей среды. На ее решение в приоритетном порядке направляются бюджетные средства, получаемые от экологически обусловленных публично-правовых платежей - экологического сбора, платы за негативное воздействие на окружающую среду и проч.
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Как следствие, в настоящее время ликвидация объектов накопленного вреда признана одной из первоочередных государственных задач в сфере охраны окружающей среды. На ее решение в приоритетном порядке направляются бюджетные средства, получаемые от экологически обусловленных публично-правовых платежей - экологического сбора, платы за негативное воздействие на окружающую среду и проч.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)п. 37 - выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации такого вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального района.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)п. 37 - выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации такого вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального района.
Статья: Правовые проблемы финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Вместе с тем чрезмерно увеличивающийся с каждым годом список объектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде (2012 г. - 77 объектов <12>; 2013 г. - 340; 2017 г. - 1412; 2021 г. - 1 749 (по результатам предварительной инвентаризации по состоянию на 1 мая 2021 г. <13>), несмотря на успешно проведенную ликвидацию некоторых загрязненных объектов (по сведениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, только в 2020 г. ликвидировано 22 объекта общей площадью 250 га <14>), свидетельствует о недостаточной степени разработанности действующего правового регулирования ликвидации накопленного экологического вреда.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Вместе с тем чрезмерно увеличивающийся с каждым годом список объектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде (2012 г. - 77 объектов <12>; 2013 г. - 340; 2017 г. - 1412; 2021 г. - 1 749 (по результатам предварительной инвентаризации по состоянию на 1 мая 2021 г. <13>), несмотря на успешно проведенную ликвидацию некоторых загрязненных объектов (по сведениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, только в 2020 г. ликвидировано 22 объекта общей площадью 250 га <14>), свидетельствует о недостаточной степени разработанности действующего правового регулирования ликвидации накопленного экологического вреда.
Статья: Применение экосистемного подхода к ликвидации и возмещению накопленного вреда окружающей среде
(Кудяков А.К.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)Вместе с тем в отдельных случаях мероприятия по ликвидации НВОС могут осуществляться в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду, т.е. неистощительного природопользования <16>. Данная деятельность проводится в рамках модернизации либо реконструкции существующих объектов, являющихся источниками загрязнения, и может не включать в себя непосредственно восстановление окружающих экологических систем. К сожалению, подобные действия не гарантируют устранение экологических рисков от существующих объектов в дальнейшем и, по нашему мнению, возможны только как альтернативный вариант в случае невозможности по техническим причинам ликвидации объекта накопленного вреда в полном объеме.
(Кудяков А.К.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)Вместе с тем в отдельных случаях мероприятия по ликвидации НВОС могут осуществляться в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду, т.е. неистощительного природопользования <16>. Данная деятельность проводится в рамках модернизации либо реконструкции существующих объектов, являющихся источниками загрязнения, и может не включать в себя непосредственно восстановление окружающих экологических систем. К сожалению, подобные действия не гарантируют устранение экологических рисков от существующих объектов в дальнейшем и, по нашему мнению, возможны только как альтернативный вариант в случае невозможности по техническим причинам ликвидации объекта накопленного вреда в полном объеме.
Статья: Эколого-правовые проблемы и подходы к стратегированию в области пространственного развития Российской Федерации
(Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Для достижения цели обеспечения комфортной и безопасной среды жизни определены показатели, в числе которых наряду с другими (увеличением объема жилищного строительства, дорожной сети крупнейших городских агломераций, решением проблем твердых коммунальных отходов, снижением выбросов загрязняющих веществ, ликвидацией объектов накопленного вреда окружающей среде, экологическим оздоровлением водных объектов) выделено улучшение качества городской среды в полтора раза.
(Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Для достижения цели обеспечения комфортной и безопасной среды жизни определены показатели, в числе которых наряду с другими (увеличением объема жилищного строительства, дорожной сети крупнейших городских агломераций, решением проблем твердых коммунальных отходов, снижением выбросов загрязняющих веществ, ликвидацией объектов накопленного вреда окружающей среде, экологическим оздоровлением водных объектов) выделено улучшение качества городской среды в полтора раза.