Ликвидация накопленного экологического ущерба
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидация накопленного экологического ущерба (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Камчатского краевого суда от 08.08.2024 по делу N 33а-1387/2024 (УИД 41RS0001-01-2023-011228-78)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, неизвестными лицами были несанкционированно размещены бытовые и промышленные отходы. Ликвидацию свалок и рекультивацию земель ответчик не осуществляет, что нарушает требования действующего земельного законодательства и законодательства об окружающей среде, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.Оценив данные обстоятельства, с учетом приведенных правовых норм, удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об обоснованности требования о возложении на ТУ Росимущества в Камчатском крае обязанности провести рекультивационные работы по ликвидации накопленного экологического ущерба на земельных участках с кадастровыми номерами N и N
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: Истец указал, что на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, неизвестными лицами были несанкционированно размещены бытовые и промышленные отходы. Ликвидацию свалок и рекультивацию земель ответчик не осуществляет, что нарушает требования действующего земельного законодательства и законодательства об окружающей среде, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.Оценив данные обстоятельства, с учетом приведенных правовых норм, удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об обоснованности требования о возложении на ТУ Росимущества в Камчатском крае обязанности провести рекультивационные работы по ликвидации накопленного экологического ущерба на земельных участках с кадастровыми номерами N и N
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение экологической безопасности при ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах в границах особо охраняемых природных территорий: вопросы права и практики
(Мухлынина М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)<4> Пинаев В.Е., Чернышев Д.А. Ликвидация накопленного экологического ущерба - организационные и правовые аспекты: Монография. М.: Мир науки, 2017. С. 6.
(Мухлынина М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)<4> Пинаев В.Е., Чернышев Д.А. Ликвидация накопленного экологического ущерба - организационные и правовые аспекты: Монография. М.: Мир науки, 2017. С. 6.
Статья: Ликвидация накопленного вреда окружающей среде и обращение с отходами производства и потребления: проблема соотношения правовых институтов
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Так, федеральными бюджетами на 2017 и 2018 гг. закреплялось выделение субсидий на "поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба" <15> в рамках мероприятия по поддержке "региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде" <16>. Изложенное свидетельствует о том, что мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и по обращению с отходами хотя и закреплялись в рамках одной статьи бюджета, рассматривались как отдельные направления.
(Наумова В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Так, федеральными бюджетами на 2017 и 2018 гг. закреплялось выделение субсидий на "поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба" <15> в рамках мероприятия по поддержке "региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде" <16>. Изложенное свидетельствует о том, что мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и по обращению с отходами хотя и закреплялись в рамках одной статьи бюджета, рассматривались как отдельные направления.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 15.09.2011 N 780
(ред. от 03.10.2018)
"О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата"
(вместе с "Положением о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата")ж) инвестиционная декларация, представляемая в произвольной форме и содержащая намерения заявителя разработать и реализовать за счет средств, полученных от операций с углеродными единицами, проекты на период до 2020 года, направленные на повышение энергетической или экологической эффективности, в том числе в отношении ликвидации накопленного экологического ущерба и снижения негативного воздействия на окружающую среду, а также другие подобные мероприятия, направленные на достижение общественных благ, с указанием сведений об объемах инвестиций, объемах и сроках осуществления капитальных вложений и описанием практических действий по осуществлению инвестиций.
(ред. от 03.10.2018)
"О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата"
(вместе с "Положением о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата")ж) инвестиционная декларация, представляемая в произвольной форме и содержащая намерения заявителя разработать и реализовать за счет средств, полученных от операций с углеродными единицами, проекты на период до 2020 года, направленные на повышение энергетической или экологической эффективности, в том числе в отношении ликвидации накопленного экологического ущерба и снижения негативного воздействия на окружающую среду, а также другие подобные мероприятия, направленные на достижение общественных благ, с указанием сведений об объемах инвестиций, объемах и сроках осуществления капитальных вложений и описанием практических действий по осуществлению инвестиций.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 20.03.2020 N 633/р
"Об утверждении порядка ликвидации загрязнения земель, образовавшихся в результате эксплуатационной деятельности структурных подразделений ОАО "РЖД"1.3.16. Распоряжения ОАО "РЖД" от 15.05.2019 N 880/р "Об утверждении Порядка формирования и реализации программы ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в структурных подразделениях ОАО "РЖД";
"Об утверждении порядка ликвидации загрязнения земель, образовавшихся в результате эксплуатационной деятельности структурных подразделений ОАО "РЖД"1.3.16. Распоряжения ОАО "РЖД" от 15.05.2019 N 880/р "Об утверждении Порядка формирования и реализации программы ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в структурных подразделениях ОАО "РЖД";
Статья: Проблемы финансового и технологического обеспечения отрасли по обращению с отходами производства и потребления: состояние и перспективы функционирования
(Белхароев Х.У.)
("Экологическое право", 2022, N 1)Н.И. Хлуденева отмечает, что "правовой механизм по ликвидации накопленного экологического ущерба не содержит конкретных норм, устанавливающих непосредственные требования по оценке эффективности проводимых работ, выбора технологий, способов и средств ликвидации последствий предыдущей деятельности" <4>.
(Белхароев Х.У.)
("Экологическое право", 2022, N 1)Н.И. Хлуденева отмечает, что "правовой механизм по ликвидации накопленного экологического ущерба не содержит конкретных норм, устанавливающих непосредственные требования по оценке эффективности проводимых работ, выбора технологий, способов и средств ликвидации последствий предыдущей деятельности" <4>.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (декабрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме, направленного на выбор организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в структурных подразделениях Заказчика (далее - Квалификационный отбор, Жалоба).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме, направленного на выбор организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в структурных подразделениях Заказчика (далее - Квалификационный отбор, Жалоба).
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Экологическая безопасность выступает структурным компонентом экологических интересов общества. В Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. N 176, констатируется, что до 15% территории государства характеризуется экологическим неблагополучием, и предлагается ряд решений этой проблемы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Вызовы и угрозы экологической безопасности могут иметь различное происхождение (быть следствием техногенной катастрофы или недружественной деятельности иностранных государств, возникнуть в связи со случайным стечением обстоятельств, иметь природное происхождение). В Стратегии поставлена важная задача ликвидации накопленного экологического ущерба, а кроме того, этот документ создает условия для совершенствования законодательства об ответственности за экологические преступления и правонарушения.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Экологическая безопасность выступает структурным компонентом экологических интересов общества. В Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. N 176, констатируется, что до 15% территории государства характеризуется экологическим неблагополучием, и предлагается ряд решений этой проблемы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Вызовы и угрозы экологической безопасности могут иметь различное происхождение (быть следствием техногенной катастрофы или недружественной деятельности иностранных государств, возникнуть в связи со случайным стечением обстоятельств, иметь природное происхождение). В Стратегии поставлена важная задача ликвидации накопленного экологического ущерба, а кроме того, этот документ создает условия для совершенствования законодательства об ответственности за экологические преступления и правонарушения.