Ликвидационный баланс бюджетного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидационный баланс бюджетного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 N 12АП-1202/2024 по делу N А06-2301/2023
Требование: О взыскании задолженности за электроэнергию в порядке субсидиарной ответственности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Положения пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ не могут обеспечить надлежащий баланс между законными интересами должника и кредитора, поскольку не исключают злоупотреблений правом со стороны должников, являющихся муниципальными бюджетными учреждениями, имущество которых в ряде случаев оказывается, по сути "защищено" их публичным собственником от имущественной ответственности перед контрагентами. При отсутствии юридической возможности снять ограничения в отношении возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества бюджетного учреждения, в том числе муниципального (включая случаи недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств для исполнения своих обязательств из публичного договора при его ликвидации), подобное правовое регулирование способно повлечь нарушение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав стороны, заключившей и исполнившей публичный договор и не получившей встречного предоставления.
Требование: О взыскании задолженности за электроэнергию в порядке субсидиарной ответственности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Положения пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ не могут обеспечить надлежащий баланс между законными интересами должника и кредитора, поскольку не исключают злоупотреблений правом со стороны должников, являющихся муниципальными бюджетными учреждениями, имущество которых в ряде случаев оказывается, по сути "защищено" их публичным собственником от имущественной ответственности перед контрагентами. При отсутствии юридической возможности снять ограничения в отношении возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества бюджетного учреждения, в том числе муниципального (включая случаи недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств для исполнения своих обязательств из публичного договора при его ликвидации), подобное правовое регулирование способно повлечь нарушение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав стороны, заключившей и исполнившей публичный договор и не получившей встречного предоставления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каков порядок ликвидации бюджетного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Ликвидационная комиссия федерального бюджетного учреждения составляет и представляет на утверждение ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами в течение 10 календарных дней. Такой вывод следует из п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона о некоммерческих организациях, пп. "в" п. 29 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539.
(КонсультантПлюс, 2025)Ликвидационная комиссия федерального бюджетного учреждения составляет и представляет на утверждение ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами в течение 10 календарных дней. Такой вывод следует из п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона о некоммерческих организациях, пп. "в" п. 29 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539.
Готовое решение: Каков порядок возврата обеспечения контракта (его части), гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Так, при ликвидации заказчика как юридического лица полагаем, что для возврата денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения исполнения контракта, следует действовать в общем порядке, предусмотренном для расчетов с кредиторами. Так, по общему правилу выплата кредиторам производится ликвидационной комиссией в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Учитывайте правила, предусмотренные для ликвидации юрлиц той организационно-правовой формы, к которой относится заказчик. Например, определенные особенности предусмотрены для казенных и бюджетных учреждений. Предварительно убедитесь, что отсутствуют основания для удержания обеспечения.
(КонсультантПлюс, 2025)Так, при ликвидации заказчика как юридического лица полагаем, что для возврата денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения исполнения контракта, следует действовать в общем порядке, предусмотренном для расчетов с кредиторами. Так, по общему правилу выплата кредиторам производится ликвидационной комиссией в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Учитывайте правила, предусмотренные для ликвидации юрлиц той организационно-правовой формы, к которой относится заказчик. Например, определенные особенности предусмотрены для казенных и бюджетных учреждений. Предварительно убедитесь, что отсутствуют основания для удержания обеспечения.
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ОКУД 0503790) >>>
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ОКУД 0503790) >>>
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Однако по смыслу указанной правовой позиции нарушение баланса прав и законных интересов возникает не в связи с ликвидацией учреждения, а в силу обязанности кредитора бюджетного учреждения на основании положений статьи 426 ГК РФ вступить в правоотношения по поставке ресурса с лицом, исполнение которым встречной обязанности по оплате этого ресурса в случае финансовых затруднений не обеспечено эффективным инструментарием защиты прав поставщика, в том числе возможностью взыскания задолженности с собственника имущества учреждения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Однако по смыслу указанной правовой позиции нарушение баланса прав и законных интересов возникает не в связи с ликвидацией учреждения, а в силу обязанности кредитора бюджетного учреждения на основании положений статьи 426 ГК РФ вступить в правоотношения по поставке ресурса с лицом, исполнение которым встречной обязанности по оплате этого ресурса в случае финансовых затруднений не обеспечено эффективным инструментарием защиты прав поставщика, в том числе возможностью взыскания задолженности с собственника имущества учреждения.
Готовое решение: Как учреждению отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете расчеты с прочими кредиторами (счет 0 304 06 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду: нормы гражданского законодательства предусматривают составление только передаточного акта. Однако учреждению нужно составлять разделительный (ликвидационный) баланс: на это указано в инструкциях по учету и отчетности. Поэтому ГРБС (учредитель), скорее всего, потребует от казенного учреждения составить его на дату, предшествующую дате госрегистрации реорганизации. Если вы - реорганизуемое (преобразуемое) бюджетное (автономное) учреждение, то представьте разделительный (ликвидационный) баланс в составе последней бухгалтерской отчетности на дату, предшествующую дате госрегистрации последнего из возникших юрлиц (дате внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ) (п. 281 Инструкции N 157н, п. 275 Инструкции N 191н, п. 77 Инструкции N 33н, п. п. 3, 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду: нормы гражданского законодательства предусматривают составление только передаточного акта. Однако учреждению нужно составлять разделительный (ликвидационный) баланс: на это указано в инструкциях по учету и отчетности. Поэтому ГРБС (учредитель), скорее всего, потребует от казенного учреждения составить его на дату, предшествующую дате госрегистрации реорганизации. Если вы - реорганизуемое (преобразуемое) бюджетное (автономное) учреждение, то представьте разделительный (ликвидационный) баланс в составе последней бухгалтерской отчетности на дату, предшествующую дате госрегистрации последнего из возникших юрлиц (дате внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ) (п. 281 Инструкции N 157н, п. 275 Инструкции N 191н, п. 77 Инструкции N 33н, п. п. 3, 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ).
Типовая ситуация: Когда надо проводить инвентаризацию до 31 декабря 2023 г. включительно (в том числе нефинансовых активов) (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2023)при ликвидации или реорганизации учреждения. В этом случае до даты составления ликвидационного баланса или даты подписания передаточного акта (разделительного баланса) должна быть проведена инвентаризация всего имущества и всех обязательств учреждения;
(Издательство "Главная книга", 2023)при ликвидации или реорганизации учреждения. В этом случае до даты составления ликвидационного баланса или даты подписания передаточного акта (разделительного баланса) должна быть проведена инвентаризация всего имущества и всех обязательств учреждения;
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- утилизацию объектов основных средств и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации;
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- утилизацию объектов основных средств и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации;
Готовое решение: СЗВ-СТАЖ при ликвидации организации (за периоды по 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Срок сдачи СЗВ-СТАЖ при ликвидации - в течение одного месяца после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня, когда вы представите последние документы для госрегистрации ликвидации в налоговую. Если ликвидация происходит в рамках процедуры банкротства, подать отчетность нужно до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства (п. 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).
(КонсультантПлюс, 2022)Срок сдачи СЗВ-СТАЖ при ликвидации - в течение одного месяца после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня, когда вы представите последние документы для госрегистрации ликвидации в налоговую. Если ликвидация происходит в рамках процедуры банкротства, подать отчетность нужно до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства (п. 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).
Готовое решение: Как ликвидировать автономное учреждение
(КонсультантПлюс, 2025)6. В какой срок составить и представить на утверждение ликвидационный баланс автономного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)6. В какой срок составить и представить на утверждение ликвидационный баланс автономного учреждения
Статья: Реорганизация учреждения культуры в 2023 году
(Вадимова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 17)Согласно пункту 78 Инструкции N 33н реорганизуемое учреждение составляет промежуточный ликвидационный баланс по форме, предусмотренной для Разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
(Вадимова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 17)Согласно пункту 78 Инструкции N 33н реорганизуемое учреждение составляет промежуточный ликвидационный баланс по форме, предусмотренной для Разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
Готовое решение: Как составить и подать налоговую, бухгалтерскую и другую отчетность при ликвидации учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Заполняется он на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица. К нему казенные учреждения прилагают те же формы, которые предусмотрены для представления с промежуточным ликвидационным балансом. Бюджетные (автономные) учреждения прилагают формы, указанные в составе годовой бухгалтерской отчетности (п. 275 Инструкции N 191н, п. п. 77, 78 Инструкции N 33н).
(КонсультантПлюс, 2025)Заполняется он на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юрлица. К нему казенные учреждения прилагают те же формы, которые предусмотрены для представления с промежуточным ликвидационным балансом. Бюджетные (автономные) учреждения прилагают формы, указанные в составе годовой бухгалтерской отчетности (п. 275 Инструкции N 191н, п. п. 77, 78 Инструкции N 33н).
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830)
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830)
Статья: Возражения против иска о понуждении к заключению договора
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Кроме того, лицо, обязанное к заключению публичного договора с муниципальным бюджетным учреждением, включая договор теплоснабжения, имеет возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) такого учреждения. При этом если в 2020 г. КС РФ вывел соответствующее правило для случаев ликвидации муниципального бюджетного учреждения <38>, то в 2023 г. ВС РФ указал, что субсидиарная ответственность собственника имущества не зависит от того, находится учреждение в стадии ликвидации или нет <39>. Так, ВС РФ указал, что "нарушение баланса прав и законных интересов возникает не в связи с ликвидацией учреждения, а в силу обязанности кредитора бюджетного учреждения на основании положений ст. 426 ГК РФ вступить в правоотношения по поставке ресурса с лицом, исполнение которым встречной обязанности по оплате этого ресурса в случае финансовых затруднений не обеспечено эффективным инструментарием защиты прав поставщика, в том числе возможностью взыскания задолженности с собственника имущества учреждения".
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Кроме того, лицо, обязанное к заключению публичного договора с муниципальным бюджетным учреждением, включая договор теплоснабжения, имеет возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) такого учреждения. При этом если в 2020 г. КС РФ вывел соответствующее правило для случаев ликвидации муниципального бюджетного учреждения <38>, то в 2023 г. ВС РФ указал, что субсидиарная ответственность собственника имущества не зависит от того, находится учреждение в стадии ликвидации или нет <39>. Так, ВС РФ указал, что "нарушение баланса прав и законных интересов возникает не в связи с ликвидацией учреждения, а в силу обязанности кредитора бюджетного учреждения на основании положений ст. 426 ГК РФ вступить в правоотношения по поставке ресурса с лицом, исполнение которым встречной обязанности по оплате этого ресурса в случае финансовых затруднений не обеспечено эффективным инструментарием защиты прав поставщика, в том числе возможностью взыскания задолженности с собственника имущества учреждения".