Лицензия на перевозку пассажиров легковым автомобилем
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на перевозку пассажиров легковым автомобилем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.11.2023 N 88-25608/2023 (УИД 03RS0038-01-2023-000101-50)
Категория спора: ОСАГО.
Требования страховщика: О признании договора ОСАГО недействительным.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что при заключении спорного договора ответчиком были сообщены заведомо ложные сведения о целевом использовании транспортного средства: сообщено о его использовании в личных целях, тогда как в юридически значимый период имелось разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - дело направлено на новое рассмотрение.Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, отменяя решения и принимая новое - об отказе в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что в отсутствии доказательств фактического использования автомобиля в качестве такси, учитывая, что сам по себе факт наличия действующей лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в отношении автомобиля ответчика, выданной ИП ФИО7 не свидетельствует о его использовании в качестве такси в момент заключения договора страхования и в период его действия. Также исходил из того, что ДД.ММ.ГГГГ на дату заключения между САО "ВСК" и ФИО1 договора ОСАГО серии ХХХ N заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (Арендодатель) и ИП ФИО7 (Арендатор) договор аренды данного автомобиля прекращен, полагая таким образом, что наличие разрешения на использование автомобиля в качестве такси правового значения не имеет.
Категория спора: ОСАГО.
Требования страховщика: О признании договора ОСАГО недействительным.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что при заключении спорного договора ответчиком были сообщены заведомо ложные сведения о целевом использовании транспортного средства: сообщено о его использовании в личных целях, тогда как в юридически значимый период имелось разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - дело направлено на новое рассмотрение.Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, отменяя решения и принимая новое - об отказе в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что в отсутствии доказательств фактического использования автомобиля в качестве такси, учитывая, что сам по себе факт наличия действующей лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в отношении автомобиля ответчика, выданной ИП ФИО7 не свидетельствует о его использовании в качестве такси в момент заключения договора страхования и в период его действия. Также исходил из того, что ДД.ММ.ГГГГ на дату заключения между САО "ВСК" и ФИО1 договора ОСАГО серии ХХХ N заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (Арендодатель) и ИП ФИО7 (Арендатор) договор аренды данного автомобиля прекращен, полагая таким образом, что наличие разрешения на использование автомобиля в качестве такси правового значения не имеет.
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 19.12.2024 по делу N 33-3-10587/2024 (УИД 26RS0014-01-2024-002459-91)
Категория спора: ОСАГО.
Требования страховщика: О взыскании ущерба в порядке регресса.
Обстоятельства: При заключении договора страхователем были сообщены страховщику неверные сведения в отношении цели использования транспортного средства, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.
Решение: Отказано.В нарушение статьи 56 ГПК РФ истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих факт использования ответчиком транспортного средства в качестве такси в период страхования своей ответственности, а получение соответствующей лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на спорный автомобиль указывает лишь на то, что ответчик имел право использовать автомобиль в качестве такси, и само по себе не свидетельствует о том, что на момент заключения договора страхования и в период его действия, данное транспортное средство использовалось в качестве такси.
Категория спора: ОСАГО.
Требования страховщика: О взыскании ущерба в порядке регресса.
Обстоятельства: При заключении договора страхователем были сообщены страховщику неверные сведения в отношении цели использования транспортного средства, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.
Решение: Отказано.В нарушение статьи 56 ГПК РФ истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих факт использования ответчиком транспортного средства в качестве такси в период страхования своей ответственности, а получение соответствующей лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на спорный автомобиль указывает лишь на то, что ответчик имел право использовать автомобиль в качестве такси, и само по себе не свидетельствует о том, что на момент заключения договора страхования и в период его действия, данное транспортное средство использовалось в качестве такси.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Что относится к автомобильному транспорту общего пользования?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Автобус - транспортное средство категории M2 или M3, за исключением троллейбуса (п. 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Автобус - транспортное средство категории M2 или M3, за исключением троллейбуса (п. 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616).
"Основы экономики автомобильного транспорта: Учебное пособие"
(Матанцева О.Ю.)
("Юстицинформ", 2020)Исходя из этого Закона лицензирование перевозок легковыми автомобилями пассажиров и перевозок грузов было отменено полностью (исключение составляли международные перевозки, для осуществления которых выдавался допуск, и опасные и крупногабаритные и тяжеловесные грузы, перевозка которых осуществлялась в соответствии со специальными нормативными документами). Таким образом, требования по обеспечению безопасности движения на все перечисленные виды деятельности были ослаблены.
(Матанцева О.Ю.)
("Юстицинформ", 2020)Исходя из этого Закона лицензирование перевозок легковыми автомобилями пассажиров и перевозок грузов было отменено полностью (исключение составляли международные перевозки, для осуществления которых выдавался допуск, и опасные и крупногабаритные и тяжеловесные грузы, перевозка которых осуществлялась в соответствии со специальными нормативными документами). Таким образом, требования по обеспечению безопасности движения на все перечисленные виды деятельности были ослаблены.
Нормативные акты
Постановление Госкомстата РФ от 24.08.1999 N 81
"Об утверждении Методических указаний по оценке объемов неформальной деятельности в сфере транспорта"Расчет объема транспортной работы, выполненной физическими лицами, легально занимающимися перевозкой пассажиров легковым автотранспортом (частный извоз), производится на основе данных о числе лиц, получивших лицензию на перевозку пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе.
"Об утверждении Методических указаний по оценке объемов неформальной деятельности в сфере транспорта"Расчет объема транспортной работы, выполненной физическими лицами, легально занимающимися перевозкой пассажиров легковым автотранспортом (частный извоз), производится на основе данных о числе лиц, получивших лицензию на перевозку пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе.
"Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте"
(утв. Минтрансом России)Лицензионные палаты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в большинстве регионов России эти функции выполняют отделения Ространсинспекции по соглашениям между администрациями и Минтрансом России, выдают лицензии:
(утв. Минтрансом России)Лицензионные палаты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в большинстве регионов России эти функции выполняют отделения Ространсинспекции по соглашениям между администрациями и Минтрансом России, выдают лицензии:
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 04.03.2005 N 02-05-03/348 <О сборах и пошлинах за лицензирование>
(Иванцов И.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 6)Например, фирма перечисляет госпошлину за лицензию на перевозки пассажиров легковыми автомобилями. В платежном поручении в разрядах 1 - 3 КБК она проставит значение "106". Такой код присвоен Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Именно в этом ведомстве компания и будет получать лицензию. А госпошлину за лицензию на заготовку, переработку и продажу металлолома администрируют региональные власти. Поэтому код администратора по такому платежу должны устанавливать они.
(Иванцов И.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 6)Например, фирма перечисляет госпошлину за лицензию на перевозки пассажиров легковыми автомобилями. В платежном поручении в разрядах 1 - 3 КБК она проставит значение "106". Такой код присвоен Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Именно в этом ведомстве компания и будет получать лицензию. А госпошлину за лицензию на заготовку, переработку и продажу металлолома администрируют региональные власти. Поэтому код администратора по такому платежу должны устанавливать они.
Вопрос: ...Организация имеет на праве собственности 16 автобусов, предназначенных для оказания транспортных услуг и имеющих лицензионные карточки к лицензии на перевозку пассажиров автотранспортом, а также 13 транспортных единиц (грузовые и легковые автомобили) для служебных и хозяйственных целей (газозаправщики, бензовозы, машина снабжения и др.). Может ли организация применять специальный налоговый режим в виде ЕНВД?
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2006)Вопрос: Организация имеет на праве собственности 16 автобусов, предназначенных для оказания транспортных услуг и имеющих лицензионные карточки к лицензии организации на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, а также 13 транспортных единиц (грузовые и легковые автомобили), предназначенных для служебных и хозяйственных целей, обеспечения производственной деятельности организации (газозаправщики, бензовозы, машина снабжения и др.). Имеет ли право организация применять специальный налоговый режим в виде ЕНВД?
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2006)Вопрос: Организация имеет на праве собственности 16 автобусов, предназначенных для оказания транспортных услуг и имеющих лицензионные карточки к лицензии организации на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, а также 13 транспортных единиц (грузовые и легковые автомобили), предназначенных для служебных и хозяйственных целей, обеспечения производственной деятельности организации (газозаправщики, бензовозы, машина снабжения и др.). Имеет ли право организация применять специальный налоговый режим в виде ЕНВД?
Статья: Что изменилось в учете и налогообложении на 13.07.2005
("Главбух", 2005, N 14)Пример. ООО "Город" в январе 2005 г. получило лицензию на коммерческую перевозку пассажиров легковым транспортом в течение 5 лет. Лицензионный сбор составил 1300 руб. За период с января по июль 2005 г. (7 месяцев) и в бухгалтерском, и в налоговом учете на расходы была списана часть лицензионного сбора, равная 151,67 руб. (1300 руб. : 5 лет : 12 мес. х 7 мес.). Таким образом, к тому моменту, когда Закон N 80-ФЗ отменил лицензирование пассажирских перевозок на легковых автомобилях, несписанный остаток сбора составил 1148,33 руб. (1300 - 151,67).
("Главбух", 2005, N 14)Пример. ООО "Город" в январе 2005 г. получило лицензию на коммерческую перевозку пассажиров легковым транспортом в течение 5 лет. Лицензионный сбор составил 1300 руб. За период с января по июль 2005 г. (7 месяцев) и в бухгалтерском, и в налоговом учете на расходы была списана часть лицензионного сбора, равная 151,67 руб. (1300 руб. : 5 лет : 12 мес. х 7 мес.). Таким образом, к тому моменту, когда Закон N 80-ФЗ отменил лицензирование пассажирских перевозок на легковых автомобилях, несписанный остаток сбора составил 1148,33 руб. (1300 - 151,67).
"Промышленная собственность предприятий на перекрестке законов. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
(Зуйкова Л.П.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2007, N 4)В свою очередь, индивидуальный предприниматель Б. получил лицензию на осуществление перевозок пассажиров на коммерческой основе легковым автомобилем. К данной лицензии выданы лицензионные карточки еще на 17 автомобилей.
(Зуйкова Л.П.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2007, N 4)В свою очередь, индивидуальный предприниматель Б. получил лицензию на осуществление перевозок пассажиров на коммерческой основе легковым автомобилем. К данной лицензии выданы лицензионные карточки еще на 17 автомобилей.
Статья: Правовое регулирование аренды транспортных средств с экипажем по законодательству Италии
(Боярская Ю.Н.)
("Транспортное право", 2016, N 3)В Италии широко распространен договор аренды, в котором в качестве арендодателя выступает организация, наделенная государственными органами правом заключать договор аренды транспортных средств с экипажем, который распространяется на категорию общественного транспорта и является дополнительной услугой общественного транспорта на линии. Предметом такого договора могут служить мотоцикл с коляской, легковые автомобили, автобусы, транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров, грузов, багажа, гужевые транспортные средства и т.п. Свидетельство о регистрации таких транспортных средств выдается на основании лицензии, выданной муниципальными органами (ст. 85 Правил дорожного движения 1992 г. (Nuovo codice della strada)) <3>.
(Боярская Ю.Н.)
("Транспортное право", 2016, N 3)В Италии широко распространен договор аренды, в котором в качестве арендодателя выступает организация, наделенная государственными органами правом заключать договор аренды транспортных средств с экипажем, который распространяется на категорию общественного транспорта и является дополнительной услугой общественного транспорта на линии. Предметом такого договора могут служить мотоцикл с коляской, легковые автомобили, автобусы, транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров, грузов, багажа, гужевые транспортные средства и т.п. Свидетельство о регистрации таких транспортных средств выдается на основании лицензии, выданной муниципальными органами (ст. 85 Правил дорожного движения 1992 г. (Nuovo codice della strada)) <3>.
Тематический выпуск: Промышленная собственность предприятий на перекрестке законов
(Зуйкова Л.П.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2007, N 4)В свою очередь, индивидуальный предприниматель Б. получил лицензию на осуществление перевозок пассажиров на коммерческой основе легковым автомобилем. К данной лицензии выданы лицензионные карточки еще на 17 автомобилей.
(Зуйкова Л.П.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2007, N 4)В свою очередь, индивидуальный предприниматель Б. получил лицензию на осуществление перевозок пассажиров на коммерческой основе легковым автомобилем. К данной лицензии выданы лицензионные карточки еще на 17 автомобилей.
Статья: Физический показатель: как определить и рассчитать
(Титова М.В.)
("Вмененка", 2007, N 4)Пример 2. ООО "Автосила" имеет на праве собственности 16 автобусов, предназначенных для оказания транспортных услуг и имеющих лицензионные карточки к лицензии организации на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, а также 7 транспортных средств (грузовых и легковых автомобилей), предназначенных для служебных и хозяйственных целей, обеспечения производственной деятельности организации (бензовозы, машины снабжения и др.). На территории района установлена уплата ЕНВД в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Должна ли организация применять ЕНВД?
(Титова М.В.)
("Вмененка", 2007, N 4)Пример 2. ООО "Автосила" имеет на праве собственности 16 автобусов, предназначенных для оказания транспортных услуг и имеющих лицензионные карточки к лицензии организации на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, а также 7 транспортных средств (грузовых и легковых автомобилей), предназначенных для служебных и хозяйственных целей, обеспечения производственной деятельности организации (бензовозы, машины снабжения и др.). На территории района установлена уплата ЕНВД в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Должна ли организация применять ЕНВД?
Статья: Анализ некоторых изменений законодательной регламентации уголовной ответственности за незаконное предпринимательство
(Середа И.М., Суханов С.В.)
("Российский следователь", 2011, N 14)Так, В.М. Вдовенков и В.А. Широков отмечают, что при выдаче лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю объявляются требования и условия, которые необходимо соблюдать при осуществлении того вида деятельности, разрешение на занятие которым он получил от лицензионного органа. Например, предпринимателю разрешили перевозить пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом. Заниматься этим видом предпринимательства можно на легковых автомобилях, имеющих только передние дверцы, а это может создать трудности при эвакуации пассажиров во время дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ наступает, если в результате незаконного предпринимательства гражданам, организациям или государству причинен крупный ущерб или это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере <2>.
(Середа И.М., Суханов С.В.)
("Российский следователь", 2011, N 14)Так, В.М. Вдовенков и В.А. Широков отмечают, что при выдаче лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю объявляются требования и условия, которые необходимо соблюдать при осуществлении того вида деятельности, разрешение на занятие которым он получил от лицензионного органа. Например, предпринимателю разрешили перевозить пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом. Заниматься этим видом предпринимательства можно на легковых автомобилях, имеющих только передние дверцы, а это может создать трудности при эвакуации пассажиров во время дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ наступает, если в результате незаконного предпринимательства гражданам, организациям или государству причинен крупный ущерб или это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере <2>.
"Основы экономики автомобильного транспорта: Учебное пособие"
(Матанцева О.Ю.)
("Юстицинформ", 2015)Исходя из этого Закона, лицензирование перевозок легковыми автомобилями пассажиров и перевозки грузов было отменено полностью (исключение составляли международные перевозки, для осуществления которых выдавался допуск, и опасные и крупногабаритные и тяжеловесные грузы, перевозка которых осуществлялась в соответствии со специальными нормативными документами). Таким образом, требования по обеспечению безопасности движения на все перечисленные виды деятельности были ослаблены.
(Матанцева О.Ю.)
("Юстицинформ", 2015)Исходя из этого Закона, лицензирование перевозок легковыми автомобилями пассажиров и перевозки грузов было отменено полностью (исключение составляли международные перевозки, для осуществления которых выдавался допуск, и опасные и крупногабаритные и тяжеловесные грузы, перевозка которых осуществлялась в соответствии со специальными нормативными документами). Таким образом, требования по обеспечению безопасности движения на все перечисленные виды деятельности были ослаблены.
Статья: Правила новые, а требования прежние
(Кравченко С.А.)
("Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 1)Больше года прошло с момента внесения в Закон о лицензировании <1> изменений, которые сократили количество лицензируемых видов транспортных услуг <2>, исключив из них коммерческие перевозки пассажиров легковыми автомобилями и перевозки грузов автотранспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т. Однако за это время Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом <3> так и не было приведено в соответствие с внесенными в законодательство изменениями. И только осенью 2006 г. Правительство РФ утвердило новое Положение о лицензировании <4> (далее - Положение), в котором определен порядок получения разрешений на осуществление перевозок пассажиров вместительным автомобильным транспортом.
(Кравченко С.А.)
("Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 1)Больше года прошло с момента внесения в Закон о лицензировании <1> изменений, которые сократили количество лицензируемых видов транспортных услуг <2>, исключив из них коммерческие перевозки пассажиров легковыми автомобилями и перевозки грузов автотранспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т. Однако за это время Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом <3> так и не было приведено в соответствие с внесенными в законодательство изменениями. И только осенью 2006 г. Правительство РФ утвердило новое Положение о лицензировании <4> (далее - Положение), в котором определен порядок получения разрешений на осуществление перевозок пассажиров вместительным автомобильным транспортом.