Лицензия на обращение с отходами I-IV классов опасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на обращение с отходами I-IV классов опасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Обучение по экологической безопасности и обращению с отходами
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 73 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, п. 3 ст. 15 Закона об отходах, п. 3, пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 73 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, п. 3 ст. 15 Закона об отходах, п. 3, пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организационно-правовые меры в сфере утилизации твердых бытовых отходов в Российской Федерации
(Бендиков А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)В настоящее время в Российской Федерации имеют право заниматься утилизацией ТБО согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <9> только индивидуальные предприниматели, юридические лица и государственные компании. При этом они обязаны иметь лицензию, разрешающую обращение с отходами I - IV классов опасности. Кроме того, работники, непосредственно занимающиеся утилизацией, должны иметь соответствующую лицензию и документы, подтверждающие квалификацию.
(Бендиков А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)В настоящее время в Российской Федерации имеют право заниматься утилизацией ТБО согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <9> только индивидуальные предприниматели, юридические лица и государственные компании. При этом они обязаны иметь лицензию, разрешающую обращение с отходами I - IV классов опасности. Кроме того, работники, непосредственно занимающиеся утилизацией, должны иметь соответствующую лицензию и документы, подтверждающие квалификацию.
Статья: Декларации о плате за НВОС: отчитываемся за 2022 год
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)Согласно положениям, указанным в Федеральном законе N 268-ФЗ, необходимость в наличии лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности после 1 марта 2023 года сохраняется, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности будет осуществляться не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)Согласно положениям, указанным в Федеральном законе N 268-ФЗ, необходимость в наличии лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности после 1 марта 2023 года сохраняется, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности будет осуществляться не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
Нормативные акты
<Письмо> Минприроды России от 06.12.2022 N 25-50/17502-ОГ
"О рассмотрении обращения"Согласно положениям, указанным в Законе N 268-ФЗ, необходимость в наличии лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности после 1 марта 2023 года сохраняется, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности будет осуществляться не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
"О рассмотрении обращения"Согласно положениям, указанным в Законе N 268-ФЗ, необходимость в наличии лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности после 1 марта 2023 года сохраняется, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности будет осуществляться не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
Статья: Закупка услуг по обращению с медицинскими отходами
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Пример. Заказчик объявил аукцион на оказание услуг по обезвреживанию, утилизации медицинских отходов класса Б. В документации было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности. Участник закупки оспорил правомерность данного требования.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Пример. Заказчик объявил аукцион на оказание услуг по обезвреживанию, утилизации медицинских отходов класса Б. В документации было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности. Участник закупки оспорил правомерность данного требования.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- готовой продукции, например, рекультиванта (законодательство не ограничивает перечень отходов, которые могут служить исходным сырьем для производства рекультиванта, однако для производства рекультиванта с использованием отходов необходимы документы на технологию его производства, документы, подтверждающие качество произведенной продукции и безопасность его использования для целей рекультивации, при утилизации отходов I - IV классов опасности потребуется также соответствующая лицензия на деятельность по обращению с отходами).
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- готовой продукции, например, рекультиванта (законодательство не ограничивает перечень отходов, которые могут служить исходным сырьем для производства рекультиванта, однако для производства рекультиванта с использованием отходов необходимы документы на технологию его производства, документы, подтверждающие качество произведенной продукции и безопасность его использования для целей рекультивации, при утилизации отходов I - IV классов опасности потребуется также соответствующая лицензия на деятельность по обращению с отходами).
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", лицензируемых видов деятельности - положениями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Согласно положениям, указанным в Законе N 268-ФЗ, необходимость в наличии лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности после 1 марта 2023 г. сохраняется, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности будет осуществляться не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", лицензируемых видов деятельности - положениями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Согласно положениям, указанным в Законе N 268-ФЗ, необходимость в наличии лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности после 1 марта 2023 г. сохраняется, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности будет осуществляться не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
Статья: Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам об отдельных видах незаконного предпринимательства
(Мусеибов У.А., Кузнецова Н.А., Куприянов Е.И.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Результаты анализа судебной практики показали, что в случаях, когда осуществление предпринимательской деятельности в области обращения с отходами I - IV классов опасности без лицензии сопряжено с ведением аналогичной деятельности с отходами V класса опасности, не требующей лицензирования, и при невозможности установить точную сумму дохода, извлеченного именно от занятия незаконной деятельностью, в связи с произведением оплат по договорам за общий объем отходов, независимо от их принадлежности к какому-либо из классов опасности, достаточно получить сведения об объеме каждого класса отходов, переданных или полученных коммерческой организацией <7>.
(Мусеибов У.А., Кузнецова Н.А., Куприянов Е.И.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Результаты анализа судебной практики показали, что в случаях, когда осуществление предпринимательской деятельности в области обращения с отходами I - IV классов опасности без лицензии сопряжено с ведением аналогичной деятельности с отходами V класса опасности, не требующей лицензирования, и при невозможности установить точную сумму дохода, извлеченного именно от занятия незаконной деятельностью, в связи с произведением оплат по договорам за общий объем отходов, независимо от их принадлежности к какому-либо из классов опасности, достаточно получить сведения об объеме каждого класса отходов, переданных или полученных коммерческой организацией <7>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Активное освоение акваторий водных объектов для различных целей зачастую приводит к необходимости размещения и (или) строительства предназначенных для этого разнообразных объектов инфраструктуры, что, в свою очередь, обусловливает проведение разного рода дноуглубительных и иных работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов. В ходе указанных работ образуется довольно большое количество изымаемого из водных объектов донного грунта, который долгое время <1> признавался отходом и не мог складироваться в границах водоохранных зон и их прибрежных защитных полос согласно ст. 65 ВК РФ, а для осуществления обращения с ним, как правило, требовалась лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности. Вместе с тем в настоящее время в случае, если донный грунт используется в соответствии с целями, предусмотренными федеральными законами, он отходом не признается и на деятельность по обращению с ним указанные ограничения не распространяются.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Активное освоение акваторий водных объектов для различных целей зачастую приводит к необходимости размещения и (или) строительства предназначенных для этого разнообразных объектов инфраструктуры, что, в свою очередь, обусловливает проведение разного рода дноуглубительных и иных работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов. В ходе указанных работ образуется довольно большое количество изымаемого из водных объектов донного грунта, который долгое время <1> признавался отходом и не мог складироваться в границах водоохранных зон и их прибрежных защитных полос согласно ст. 65 ВК РФ, а для осуществления обращения с ним, как правило, требовалась лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности. Вместе с тем в настоящее время в случае, если донный грунт используется в соответствии с целями, предусмотренными федеральными законами, он отходом не признается и на деятельность по обращению с ним указанные ограничения не распространяются.