Лицензирование перевозки такси
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензирование перевозки такси (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция выявила формальную передачу обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам на основании лицензионных договоров, признала необоснованным применение освобождения от уплаты НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ и применение пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с подп. 3 п. 1, подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ. Налоговый орган доначислил обществу НДС, а также страховые взносы. Суд признал доначисления правомерными. Суд переквалифицировал лицензионные договоры на предоставление прав пользования базой данных в договоры оказания услуг такси. Согласно выводам суда фактически общество занималось приемом звонков и занесением информации о заказах в базу данных для оказания услуг перевозки пассажиров (грузов). Суд подтвердил формальный характер лицензионных договоров между обществом и контрагентом (сервисом такси), поскольку фактически базой данных пользовались только водители и пассажиры. При этом водители оплачивали доступ к заказам в базе данных, поступившие средства распределялись контрагенту общества (сервису такси), а от него - поступали обществу. Суд учел, что общество получает выплаты не только по лицензионному договору, но и за оказание услуг по сбору информации о заказах такси, их обработке и систематизации, что исключает право общества на освобождение от НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция выявила формальную передачу обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам на основании лицензионных договоров, признала необоснованным применение освобождения от уплаты НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ и применение пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с подп. 3 п. 1, подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ. Налоговый орган доначислил обществу НДС, а также страховые взносы. Суд признал доначисления правомерными. Суд переквалифицировал лицензионные договоры на предоставление прав пользования базой данных в договоры оказания услуг такси. Согласно выводам суда фактически общество занималось приемом звонков и занесением информации о заказах в базу данных для оказания услуг перевозки пассажиров (грузов). Суд подтвердил формальный характер лицензионных договоров между обществом и контрагентом (сервисом такси), поскольку фактически базой данных пользовались только водители и пассажиры. При этом водители оплачивали доступ к заказам в базе данных, поступившие средства распределялись контрагенту общества (сервису такси), а от него - поступали обществу. Суд учел, что общество получает выплаты не только по лицензионному договору, но и за оказание услуг по сбору информации о заказах такси, их обработке и систематизации, что исключает право общества на освобождение от НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.05.2024 N 33-10986/2024 (УИД 78RS0023-01-2022-004492-40)
Категория спора: ОСАГО.
Требования страховщика: О взыскании ущерба в порядке регресса.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что является страховщиком транспортного средства, принадлежащего ответчику, возместил потерпевшему ущерб, причиненный в результате ДТП, при этом на момент происшествия автомобиль был зарегистрирован в качестве такси, о чем ответчик не сообщил при заключении договора страхования.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано.При этом, наличие лицензии на осуществление пассажирских перевозок легковым такси в отношении спорного автомобиля на имя ответчика в момент заключения договора страхования не свидетельствует об использовании автомобиля в данном качестве.
Категория спора: ОСАГО.
Требования страховщика: О взыскании ущерба в порядке регресса.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что является страховщиком транспортного средства, принадлежащего ответчику, возместил потерпевшему ущерб, причиненный в результате ДТП, при этом на момент происшествия автомобиль был зарегистрирован в качестве такси, о чем ответчик не сообщил при заключении договора страхования.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано.При этом, наличие лицензии на осуществление пассажирских перевозок легковым такси в отношении спорного автомобиля на имя ответчика в момент заключения договора страхования не свидетельствует об использовании автомобиля в данном качестве.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предметная область информатизации судебных решений
(Поляков С.Б., Гилев И.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Например, о тестировании прокуратурой округа Буэнос-Айрес (Аргентина) программного приложения Prometea, способного за 10 секунд вынести и оформить судебное решение по ряду категорий гражданских и административных дел. "Оказалось, что местными судьями были утверждены 100% решений, принятых за последний год с помощью искусственного интеллекта. Приложение, как сообщает Bloomberg, было создано 29-летним программистом Игнасио Раффой в партнерстве с офисом окружного прокурора аргентинской столицы - соглашение о сотрудничестве они подписали летом 2017 года. Раффа обучил двуязычную программу (она распознает английский и испанский языки), используя цифровую библиотеку документов: Prometea проанализировала порядка 300 000 отсканированных судебных решений с 2016 по 2017 год, в том числе 2 000 постановлений. Стоит отметить, что в Аргентине окружные прокуроры составляют решения, а председательствующие судьи по делам либо отклоняют их и пишут свои собственные, либо просто одобряют их. Теперь, как только новое дело попадает в прокурорскую систему, Prometea сопоставляет фактуру с наиболее релевантными решениями в своей базе данных, и это позволяет программе примерно за 10 секунд установить, как суд отреагирует на ситуацию. Речь пока идет об относительно простых случаях, например спорах о выдаче лицензии на перевозки такси, отказах в выплате компенсации учителям, купившим школьные принадлежности за свой счет, и т.п. В результате применения приложения прокурорские работники оказались освобождены от больших массивов рутинной деятельности [6].
(Поляков С.Б., Гилев И.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Например, о тестировании прокуратурой округа Буэнос-Айрес (Аргентина) программного приложения Prometea, способного за 10 секунд вынести и оформить судебное решение по ряду категорий гражданских и административных дел. "Оказалось, что местными судьями были утверждены 100% решений, принятых за последний год с помощью искусственного интеллекта. Приложение, как сообщает Bloomberg, было создано 29-летним программистом Игнасио Раффой в партнерстве с офисом окружного прокурора аргентинской столицы - соглашение о сотрудничестве они подписали летом 2017 года. Раффа обучил двуязычную программу (она распознает английский и испанский языки), используя цифровую библиотеку документов: Prometea проанализировала порядка 300 000 отсканированных судебных решений с 2016 по 2017 год, в том числе 2 000 постановлений. Стоит отметить, что в Аргентине окружные прокуроры составляют решения, а председательствующие судьи по делам либо отклоняют их и пишут свои собственные, либо просто одобряют их. Теперь, как только новое дело попадает в прокурорскую систему, Prometea сопоставляет фактуру с наиболее релевантными решениями в своей базе данных, и это позволяет программе примерно за 10 секунд установить, как суд отреагирует на ситуацию. Речь пока идет об относительно простых случаях, например спорах о выдаче лицензии на перевозки такси, отказах в выплате компенсации учителям, купившим школьные принадлежности за свой счет, и т.п. В результате применения приложения прокурорские работники оказались освобождены от больших массивов рутинной деятельности [6].
Статья: Регулирование таксомоторной отрасли: баланс между свободой конкуренции и государственным контролем
(Назаров М.Ю.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Однако, несмотря на рыночные механизмы, которые способны обеспечить саморегуляцию таксомоторной деятельности, исследователи предлагают отдельные механизмы, способные, по их мнению, обеспечить достижение поставленной цели. Довольно популярна позиция о необходимости лицензирования всех пассажирских перевозок, в том числе и посредством использования такси <15>. В настоящее время нормы ст. 3 Федерального закона (ФЗ) "О легковом такси" <16> устанавливают разрешительный режим таксомоторной деятельности, обязывая иметь разрешение, подтверждаемое записью в региональном реестре перевозчиков такси. Примечательно, что перечень лицензируемых видов деятельности, содержащийся в ч. 1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <17>, не упоминает таксомоторную деятельность в числе таковой, а ввод лицензирования иных видов деятельности, согласно требованиям ч. 3 указанной статьи, возможен только путем внесения в ранее обозначенный перечень. Законодатель фактически ввел лицензирование деятельности легкового такси, не внося изменения в специальный закон.
(Назаров М.Ю.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Однако, несмотря на рыночные механизмы, которые способны обеспечить саморегуляцию таксомоторной деятельности, исследователи предлагают отдельные механизмы, способные, по их мнению, обеспечить достижение поставленной цели. Довольно популярна позиция о необходимости лицензирования всех пассажирских перевозок, в том числе и посредством использования такси <15>. В настоящее время нормы ст. 3 Федерального закона (ФЗ) "О легковом такси" <16> устанавливают разрешительный режим таксомоторной деятельности, обязывая иметь разрешение, подтверждаемое записью в региональном реестре перевозчиков такси. Примечательно, что перечень лицензируемых видов деятельности, содержащийся в ч. 1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <17>, не упоминает таксомоторную деятельность в числе таковой, а ввод лицензирования иных видов деятельности, согласно требованиям ч. 3 указанной статьи, возможен только путем внесения в ранее обозначенный перечень. Законодатель фактически ввел лицензирование деятельности легкового такси, не внося изменения в специальный закон.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ
(ред. от 24.06.2023)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2) прекращение страхователем деятельности по перевозкам пассажиров (в частности, прекращение действия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров соответствующим видом транспорта, аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, принятие решения о ликвидации перевозчика, смерть страхователя);
(ред. от 24.06.2023)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2) прекращение страхователем деятельности по перевозкам пассажиров (в частности, прекращение действия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров соответствующим видом транспорта, аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, принятие решения о ликвидации перевозчика, смерть страхователя);
Статья: Административно-правовые аспекты регулирования деятельности легкового такси в России
(Ермаганбетов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)1) лицензирование и наличие системы критериев допуска на рынок (соответствие стандартам качества, требованиям к уровню квалификации водителей и техническому состоянию автотранспорта;
(Ермаганбетов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)1) лицензирование и наличие системы критериев допуска на рынок (соответствие стандартам качества, требованиям к уровню квалификации водителей и техническому состоянию автотранспорта;
Статья: Правовая природа правоотношений службы заказа легкового такси с перевозчиком легковым такси
(Скварко У.А.)
("Право и экономика", 2024, N 6)Анализируя необходимость получения агентом разрешительных документов для осуществления в специализированной сфере юридических действий от имени принципала, Президиум Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 13.01.2011 N 9174/10 поддержал позицию, согласно которой агент не вправе совершать от имени принципала действия, требующие наличия лицензии, если необходимая лицензия есть у принципала, но отсутствует у агента <1>. При этом в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2023 N 305-ЭС23-153 однозначно отмечается, что правом осуществлять перевозки пассажиров и багажа посредством легкового автомобильного такси может обладать только то лицо, которое получило разрешение на осуществление соответствующего вида деятельности в установленном законом порядке. Соответствующая позиция также изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2023 N 305-ЭС22-2851.
(Скварко У.А.)
("Право и экономика", 2024, N 6)Анализируя необходимость получения агентом разрешительных документов для осуществления в специализированной сфере юридических действий от имени принципала, Президиум Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 13.01.2011 N 9174/10 поддержал позицию, согласно которой агент не вправе совершать от имени принципала действия, требующие наличия лицензии, если необходимая лицензия есть у принципала, но отсутствует у агента <1>. При этом в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2023 N 305-ЭС23-153 однозначно отмечается, что правом осуществлять перевозки пассажиров и багажа посредством легкового автомобильного такси может обладать только то лицо, которое получило разрешение на осуществление соответствующего вида деятельности в установленном законом порядке. Соответствующая позиция также изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2023 N 305-ЭС22-2851.
Вопрос: Какие существуют виды регионального государственного надзора (контроля)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
Статья: Ответственность в сфере перевозок легковым такси
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Что касается нарушения запрета на осуществление деятельности по перевозкам легковым такси в отсутствие разрешения со стороны граждан - потенциальных самозанятых, то в практике можно увидеть тенденцию их привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) <15>. И хотя размер штрафов здесь относительно небольшой, все же привлечение к ответственности и самих граждан, осуществляющих перевозки легковым такси в отсутствие разрешения, внесет свой вклад в решение этой проблемы.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Что касается нарушения запрета на осуществление деятельности по перевозкам легковым такси в отсутствие разрешения со стороны граждан - потенциальных самозанятых, то в практике можно увидеть тенденцию их привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) <15>. И хотя размер штрафов здесь относительно небольшой, все же привлечение к ответственности и самих граждан, осуществляющих перевозки легковым такси в отсутствие разрешения, внесет свой вклад в решение этой проблемы.
Вопрос: Может ли самозанятый водитель осуществлять пассажирские перевозки и грузоперевозки?
(Консультация эксперта, 2025)Самозанятый вправе осуществлять пассажирские и грузовые перевозки, если является ИП. Для осуществления некоторых видов перевозок может потребоваться лицензия или разрешение. Самозанятый, не являющийся ИП, вправе осуществлять только деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси при соблюдении установленных требований.
(Консультация эксперта, 2025)Самозанятый вправе осуществлять пассажирские и грузовые перевозки, если является ИП. Для осуществления некоторых видов перевозок может потребоваться лицензия или разрешение. Самозанятый, не являющийся ИП, вправе осуществлять только деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси при соблюдении установленных требований.
Статья: Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси
(Долгов С.Г.)
("Гражданское право", 2021, N 1)Можно сделать вывод о том, что агрегаторы такси готовы работать с каждым, кто имеет разрешение на работу, а также лицензию на перевозку. Владельцу (собственнику) транспортного средства достаточно установить соответствующее мобильное приложение и подтвердить готовность получать заказы.
(Долгов С.Г.)
("Гражданское право", 2021, N 1)Можно сделать вывод о том, что агрегаторы такси готовы работать с каждым, кто имеет разрешение на работу, а также лицензию на перевозку. Владельцу (собственнику) транспортного средства достаточно установить соответствующее мобильное приложение и подтвердить готовность получать заказы.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)2) платформы как "активные посредники". Такие платформы устанавливают тарифы (стоимость) услуг (например, стоимость услуг такси формируют алгоритмы платформы, а не водитель), условия оказания услуг/работ (например, платформы определяют время работы курьера или маршрут таксиста), предоставляют инструменты (например, форму и транспорт курьеру), помогают получить разрешения/лицензии для деятельности (например, могут помочь таксистам в получении разрешения на оказание услуг пассажирских перевозок), устанавливают меры контроля за лицами, оказывающими услуги через платформы (например, вводят систему рейтингования в зависимости от количества выполненных курьером заказов), а также применяют санкции в отношении исполнителей (например, могут отключить таксиста от платформы, если таксист отказался выполнять заказы, предложенные платформой) <1>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)2) платформы как "активные посредники". Такие платформы устанавливают тарифы (стоимость) услуг (например, стоимость услуг такси формируют алгоритмы платформы, а не водитель), условия оказания услуг/работ (например, платформы определяют время работы курьера или маршрут таксиста), предоставляют инструменты (например, форму и транспорт курьеру), помогают получить разрешения/лицензии для деятельности (например, могут помочь таксистам в получении разрешения на оказание услуг пассажирских перевозок), устанавливают меры контроля за лицами, оказывающими услуги через платформы (например, вводят систему рейтингования в зависимости от количества выполненных курьером заказов), а также применяют санкции в отношении исполнителей (например, могут отключить таксиста от платформы, если таксист отказался выполнять заказы, предложенные платформой) <1>.
Вопрос: Прошел аукцион на оказание услуг по проведению медицинских осмотров несовершеннолетних. Место оказания услуг определено следующим образом: "...на территории Исполнителя _____, г. Саратов или Саратовская область". Один из участников оказался из Нижнего Новгорода. Следует ли нам допускать его заявку?
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 1)Пример. Место оказания услуг по медицинскому осмотру работников заказчика условиями заключаемого договора было определено как "медицинское учреждение, находящееся в г. Одинцово Одинцовского района Московской области, до которого от места нахождения заказчика можно добраться с использованием транспорта общего пользования (кроме такси) не менее чем двумя маршрутами регулярных перевозок городского сообщения, время нахождения в пути составляет не более 15 - 20 минут".
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 1)Пример. Место оказания услуг по медицинскому осмотру работников заказчика условиями заключаемого договора было определено как "медицинское учреждение, находящееся в г. Одинцово Одинцовского района Московской области, до которого от места нахождения заказчика можно добраться с использованием транспорта общего пользования (кроме такси) не менее чем двумя маршрутами регулярных перевозок городского сообщения, время нахождения в пути составляет не более 15 - 20 минут".
Вопрос: Какие установлены правила осуществления перевозок пассажиров маршрутным такси?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Для осуществления перевозок пассажиров маршрутным такси должны быть оформлены соответствующие документы для лица, осуществляющего перевозку (лицензия, свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, карта маршрута регулярных перевозок и др.), и для транспортного средства (ПТС, свидетельство о регистрации, диагностическая карта). Требования к выполнению регулярных перевозок также предъявляются в отношении маршрута, расписания, остановочных пунктов, размещения информации в транспортном средстве.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Для осуществления перевозок пассажиров маршрутным такси должны быть оформлены соответствующие документы для лица, осуществляющего перевозку (лицензия, свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, карта маршрута регулярных перевозок и др.), и для транспортного средства (ПТС, свидетельство о регистрации, диагностическая карта). Требования к выполнению регулярных перевозок также предъявляются в отношении маршрута, расписания, остановочных пунктов, размещения информации в транспортном средстве.
Статья: Самозанятым могут разрешить заниматься пассажирскими перевозками
(Герасименко Д.)
("Трудовое право", 2022, N 10)Совсем обратное говорит Федеральный закон N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В 1-й части статьи 9 право заниматься перевозками пассажиров и грузов легковыми такси имеют только юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие разрешение от органов исполнительной власти в регионе Российской Федерации, в котором гражданин проживает. То есть эта деятельность строго лицензируется, и самозанятому в ряду таксистов места не предусмотрено.
(Герасименко Д.)
("Трудовое право", 2022, N 10)Совсем обратное говорит Федеральный закон N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В 1-й части статьи 9 право заниматься перевозками пассажиров и грузов легковыми такси имеют только юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие разрешение от органов исполнительной власти в регионе Российской Федерации, в котором гражданин проживает. То есть эта деятельность строго лицензируется, и самозанятому в ряду таксистов места не предусмотрено.