Лицензирование обрАзовательной деятельности филиала
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензирование обрАзовательной деятельности филиала (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Реорганизация и закрытие филиала (представительства) юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)...Довод заявителя кассационной жалобы о том, что прекращение деятельности филиала образовательного учреждения и последующая его ликвидация стали следствием прекращения действия лицензии на осуществление образовательной деятельности в отношении филиала, т.е. прекращение деятельности филиала истца было вызвано обстоятельствами, не зависящими от его воли, проверен... и обоснованно отклонен.
(КонсультантПлюс, 2025)...Довод заявителя кассационной жалобы о том, что прекращение деятельности филиала образовательного учреждения и последующая его ликвидация стали следствием прекращения действия лицензии на осуществление образовательной деятельности в отношении филиала, т.е. прекращение деятельности филиала истца было вызвано обстоятельствами, не зависящими от его воли, проверен... и обоснованно отклонен.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Роскомнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)...ПАО... указало на то, что в данном случае у него отсутствовала обязанность соблюдать... лицензионные требования, поскольку... Институт экологии Волжского бассейна... прекратил деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГБУН Самарский "Федеральный исследовательский центр РАН", в настоящее время Институт является филиалом ФГБУН Самарский "Федеральный исследовательский центр РАН", у которого лицензия на осуществление образовательной деятельности отсутствует.
(КонсультантПлюс, 2025)...ПАО... указало на то, что в данном случае у него отсутствовала обязанность соблюдать... лицензионные требования, поскольку... Институт экологии Волжского бассейна... прекратил деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГБУН Самарский "Федеральный исследовательский центр РАН", в настоящее время Институт является филиалом ФГБУН Самарский "Федеральный исследовательский центр РАН", у которого лицензия на осуществление образовательной деятельности отсутствует.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как получить или переоформить лицензию на образовательную деятельность (до 27.02.2021)
(КонсультантПлюс, 2021)документарную. Проверят, в частности, соответствуют ли сведения, указанные в заявлении и поданных документах, установленным требованиям и сведениям об организации (ИП) в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). В форме документарной проверки по решению лицензирующего органа проводится лицензионный контроль в отношении филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность, и загранучреждения МИД России, расположенных за пределами РФ (п. 20 Положения).
(КонсультантПлюс, 2021)документарную. Проверят, в частности, соответствуют ли сведения, указанные в заявлении и поданных документах, установленным требованиям и сведениям об организации (ИП) в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). В форме документарной проверки по решению лицензирующего органа проводится лицензионный контроль в отношении филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность, и загранучреждения МИД России, расположенных за пределами РФ (п. 20 Положения).
Статья: Проблемы правового регулирования практической подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)В то же время необходимость определения статуса соответствующих подразделений и получения специального разрешения была продиктована фактами нарушения законности в их деятельности, на что также указывалось и Генеральной прокуратурой еще в конце 1990-х гг. В частности, в Представлении Генпрокуратуры РФ от 6 января 1999 г. N 21-7-99 отмечается: "Многие филиалы не имеют лицензий, что говорит либо о том, что они не смогли создать минимальных условий для учебного процесса, либо о том, что они вообще не имеют отношение к высшему образованию. В любом случае их деятельность считается незаконной и может быть прекращена в соответствующем порядке... Деятельность филиалов больше напоминает теневой бизнес, чем сферу образования. Многие из них просто паразитируют на стремлении молодежи к образованию... Многие нелицензированные филиалы вузов скрываются "под крышей" представительств вузов, которым по закону не требуется лицензирование, но и одновременно запрещена и образовательная деятельность" <31>. Отсюда следует, что филиалы, отвечая признаку обособленной структуры, должны отдельно проходить регистрацию (по месту своего нахождения - фактическому адресу) и лицензирование.
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)В то же время необходимость определения статуса соответствующих подразделений и получения специального разрешения была продиктована фактами нарушения законности в их деятельности, на что также указывалось и Генеральной прокуратурой еще в конце 1990-х гг. В частности, в Представлении Генпрокуратуры РФ от 6 января 1999 г. N 21-7-99 отмечается: "Многие филиалы не имеют лицензий, что говорит либо о том, что они не смогли создать минимальных условий для учебного процесса, либо о том, что они вообще не имеют отношение к высшему образованию. В любом случае их деятельность считается незаконной и может быть прекращена в соответствующем порядке... Деятельность филиалов больше напоминает теневой бизнес, чем сферу образования. Многие из них просто паразитируют на стремлении молодежи к образованию... Многие нелицензированные филиалы вузов скрываются "под крышей" представительств вузов, которым по закону не требуется лицензирование, но и одновременно запрещена и образовательная деятельность" <31>. Отсюда следует, что филиалы, отвечая признаку обособленной структуры, должны отдельно проходить регистрацию (по месту своего нахождения - фактическому адресу) и лицензирование.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона. Исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при лицензировании образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует осуществление лицензирования образовательной деятельности в таких филиалах во взаимодействии с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся соответствующие филиалы организации, осуществляющей образовательную деятельность.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона. Исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при лицензировании образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует осуществление лицензирования образовательной деятельности в таких филиалах во взаимодействии с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся соответствующие филиалы организации, осуществляющей образовательную деятельность.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)36. Отказ от заключения договора на стажировку лоцманов в связи с отсутствием у юридического лица соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности не свидетельствует о нарушении положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не создает со стороны юридического лица препятствий для доступа на рынок услуг лоцманской проводки судов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)36. Отказ от заключения договора на стажировку лоцманов в связи с отсутствием у юридического лица соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности не свидетельствует о нарушении положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не создает со стороны юридического лица препятствий для доступа на рынок услуг лоцманской проводки судов.