Лицензирование аудитОрской деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензирование аудитОрской деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Условие о возможности проведения аудита (проверки)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Условие о возможности проведения аудита (проверки)
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Закон 2001 г. об аудите в целом сохранил свою преемственность с названными Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации и содержал положения о независимости аудиторов, правилах (стандартах) аудиторской деятельности, основах конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аудита, определении понятия аудиторской деятельности (аудита), а также обязательном и инициативном аудите, страховании гражданской ответственности, основах контроля качества работы, аттестации и лицензировании аудиторской деятельности. Новеллами данного Закона явились: возложение государственного регулирования аудиторской деятельности на федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ; создание совета по аудиторской деятельности при указанном федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности; введение института аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Ряд важных правовых позиций в отношении норм Закона 2001 г. об аудите изложен в Постановлении КС России от 1 апреля 2003 г. N 4-П <34>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Закон 2001 г. об аудите в целом сохранил свою преемственность с названными Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации и содержал положения о независимости аудиторов, правилах (стандартах) аудиторской деятельности, основах конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аудита, определении понятия аудиторской деятельности (аудита), а также обязательном и инициативном аудите, страховании гражданской ответственности, основах контроля качества работы, аттестации и лицензировании аудиторской деятельности. Новеллами данного Закона явились: возложение государственного регулирования аудиторской деятельности на федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ; создание совета по аудиторской деятельности при указанном федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности; введение института аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Ряд важных правовых позиций в отношении норм Закона 2001 г. об аудите изложен в Постановлении КС России от 1 апреля 2003 г. N 4-П <34>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"28) статью 24 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15);
(ред. от 23.05.2025)
"О лицензировании отдельных видов деятельности"28) статью 24 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15);
"Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита"1.6.1 Наличие эффективных механизмов лицензирования аудиторских организаций и частных аудиторов
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Нормативное правовое регулирование аудита реализовывается в двух направлениях. Первое основывается на государственном регулировании, которое подразумевает наличие уполномоченного органа федеральной власти. Таким органом является Министерство финансов РФ, а также Федеральное казначейство, которое ему подчиняется (пункт 2 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 703) <279>. Второе направление включает в себя оказание аудиторских услуг и регулируется Законом об аудиторской деятельности. Так как в 2010 году было отменено лицензирование аудиторской деятельности и введено обязательное членство в саморегулируемых организациях, И.В. Ершова и А.А. Ершов полагают, что концепция осуществления аудита в России стала сочетать элементы публичного и частного права. До соответствующего изменения в регулировании аудита превалировали публично-правовые начала <280>. С этим трудно не согласиться, поскольку саморегулируемые организации разрабатывают свои внутренние документы и внутренние стандарты деятельности, в связи с чем определенная часть писем Министерства финансов РФ начала носить рекомендательный характер. Это косвенно подтверждает также подпункт 2 пункта 2 статьи 16 Закона об аудиторской деятельности, где указано, что Совет по аудиторской деятельности рассматривает проекты нормативных актов с целью рекомендации их к утверждению уполномоченным органом.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Нормативное правовое регулирование аудита реализовывается в двух направлениях. Первое основывается на государственном регулировании, которое подразумевает наличие уполномоченного органа федеральной власти. Таким органом является Министерство финансов РФ, а также Федеральное казначейство, которое ему подчиняется (пункт 2 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 703) <279>. Второе направление включает в себя оказание аудиторских услуг и регулируется Законом об аудиторской деятельности. Так как в 2010 году было отменено лицензирование аудиторской деятельности и введено обязательное членство в саморегулируемых организациях, И.В. Ершова и А.А. Ершов полагают, что концепция осуществления аудита в России стала сочетать элементы публичного и частного права. До соответствующего изменения в регулировании аудита превалировали публично-правовые начала <280>. С этим трудно не согласиться, поскольку саморегулируемые организации разрабатывают свои внутренние документы и внутренние стандарты деятельности, в связи с чем определенная часть писем Министерства финансов РФ начала носить рекомендательный характер. Это косвенно подтверждает также подпункт 2 пункта 2 статьи 16 Закона об аудиторской деятельности, где указано, что Совет по аудиторской деятельности рассматривает проекты нормативных актов с целью рекомендации их к утверждению уполномоченным органом.
Статья: Аудит информационной и кибербезопасности: нормативное регулирование и проблемы функционирования
(Сафонова М.Ф., Кривошей Д.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 6)Следует отметить, что единственным ограничением для организаций, имеющих право осуществлять внешний аудит, является наличие лицензии ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) на ТЗКИ (техническая защита конфиденциальной информации) по определенному виду деятельности. Подобных компаний на рынке услуг насчитывается порядка двух тысяч, но в процессе лицензирования не учитывается специфика финансового сектора, что, безусловно, не позволяет специалистам данных экономических субъектов квалифицированно оказывать услуги по оценке IT-систем непосредственно в финансовом секторе экономики. Фактически таких аудиторских компаний на порядок меньше [11]. Но эта проблема не единична. В отличие от реестра аудиторов финансовой отчетности, который ведется в обязательном порядке саморегулируемыми организациями (СРО), Федеральным казначейством, Банком России, реестр аудиторов IT-систем финансового сектора отсутствует.
(Сафонова М.Ф., Кривошей Д.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 6)Следует отметить, что единственным ограничением для организаций, имеющих право осуществлять внешний аудит, является наличие лицензии ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) на ТЗКИ (техническая защита конфиденциальной информации) по определенному виду деятельности. Подобных компаний на рынке услуг насчитывается порядка двух тысяч, но в процессе лицензирования не учитывается специфика финансового сектора, что, безусловно, не позволяет специалистам данных экономических субъектов квалифицированно оказывать услуги по оценке IT-систем непосредственно в финансовом секторе экономики. Фактически таких аудиторских компаний на порядок меньше [11]. Но эта проблема не единична. В отличие от реестра аудиторов финансовой отчетности, который ведется в обязательном порядке саморегулируемыми организациями (СРО), Федеральным казначейством, Банком России, реестр аудиторов IT-систем финансового сектора отсутствует.
Статья: Договорно-правовые аспекты использования click-wrap соглашений в Российской Федерации
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Вторая проблема, возникающая в связи с дистанционным характером заключения click-wrap соглашения, касается полномочий на их заключение со стороны работников организаций - клиентов соответствующих интернет-сервисов. Подобные договоры заключаются в ходе осуществления сторонами предпринимательской деятельности либо при выполнении некоммерческими организациями своей уставной деятельности. Типичным примером являются различного рода лицензионные соглашения, заключаемые в упрощенном порядке (п. 5 ст. 1286 ГК РФ), или условия об использовании определенных интернет-сервисов, которые используются в деятельности компании, в том числе различного рода облачных сервисов <44>. Поскольку такие соглашения могут содержать потенциально конфликтные условия, например соглашения о подсудности, претензионном порядке, условия об уплате различного рода комиссий, положения о проведении правообладателем аудита лицензионной чистоты ПО и т.п., клиенты интернет-сервисов из числа организаций нередко пытаются уклониться от признания юридической силы таких условий посредством ссылки на то, что у конкретного лица, проставившего "галочку", отсутствовали надлежащим образом оформленные полномочия на заключение подобных договоров от имени организации.
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Вторая проблема, возникающая в связи с дистанционным характером заключения click-wrap соглашения, касается полномочий на их заключение со стороны работников организаций - клиентов соответствующих интернет-сервисов. Подобные договоры заключаются в ходе осуществления сторонами предпринимательской деятельности либо при выполнении некоммерческими организациями своей уставной деятельности. Типичным примером являются различного рода лицензионные соглашения, заключаемые в упрощенном порядке (п. 5 ст. 1286 ГК РФ), или условия об использовании определенных интернет-сервисов, которые используются в деятельности компании, в том числе различного рода облачных сервисов <44>. Поскольку такие соглашения могут содержать потенциально конфликтные условия, например соглашения о подсудности, претензионном порядке, условия об уплате различного рода комиссий, положения о проведении правообладателем аудита лицензионной чистоты ПО и т.п., клиенты интернет-сервисов из числа организаций нередко пытаются уклониться от признания юридической силы таких условий посредством ссылки на то, что у конкретного лица, проставившего "галочку", отсутствовали надлежащим образом оформленные полномочия на заключение подобных договоров от имени организации.
Статья: Утечка нефти и экологическая безопасность: проблемы совершенствования российского законодательства
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Закон должен быть единым актом, охватывающим весь комплекс средств, применяемых для решения этой задачи: ответственность (обязанности) органов государственного управления и хозяйствующих субъектов, оценка негативного воздействия в результате утечки нефти, экспертиза, лицензирование, мониторинг, аудит, производственный и ведомственный контроль, государственный экологический надзор, стимулирование, страхование, нормативно-техническое регулирование.
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2020, N 6)Закон должен быть единым актом, охватывающим весь комплекс средств, применяемых для решения этой задачи: ответственность (обязанности) органов государственного управления и хозяйствующих субъектов, оценка негативного воздействия в результате утечки нефти, экспертиза, лицензирование, мониторинг, аудит, производственный и ведомственный контроль, государственный экологический надзор, стимулирование, страхование, нормативно-техническое регулирование.
Статья: Нюансы аудита бухотчетности в 2023 году
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 1)Организация заключила договор об оказании услуг по анализу состояния бухгалтерского учета за три предыдущих года. Результаты оказания услуг предоставляются в одном экземпляре в виде письменного анализа состояния бухгалтерского учета и акта об оказанных услугах (аналог аудита, только без предоставления лицензии на аудиторскую деятельность). Как можно учесть эти расходы в налоговом учете? Включаются ли они в состав затрат по налогу на прибыль?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 1)Организация заключила договор об оказании услуг по анализу состояния бухгалтерского учета за три предыдущих года. Результаты оказания услуг предоставляются в одном экземпляре в виде письменного анализа состояния бухгалтерского учета и акта об оказанных услугах (аналог аудита, только без предоставления лицензии на аудиторскую деятельность). Как можно учесть эти расходы в налоговом учете? Включаются ли они в состав затрат по налогу на прибыль?
Статья: Сравнительно-правовой анализ изменения содержания правовой категории "аудиторская деятельность" в российской правовой системе
(Стрелкова Е.Б.)
("Финансовое право", 2025, N 1)Временные правила содержали существенную правовую коллизию. С одной стороны, они закрепляли исключительную правоспособность аудиторских организаций, прошедших процедуру лицензирования <9>, на занятие аудиторской деятельностью. С другой стороны, анализ перечня "иных аудиторских услуг" с очевидностью показывает, что он состоял из видов деятельности, на реализацию которых не требовалось аудиторской лицензии. Что логично приводит нас к выводу о том, что данные услуги не являлись аудиторскими по своей правовой природе и, следовательно, должны были быть исключены из дефиниции понятия аудиторской деятельности (аудита).
(Стрелкова Е.Б.)
("Финансовое право", 2025, N 1)Временные правила содержали существенную правовую коллизию. С одной стороны, они закрепляли исключительную правоспособность аудиторских организаций, прошедших процедуру лицензирования <9>, на занятие аудиторской деятельностью. С другой стороны, анализ перечня "иных аудиторских услуг" с очевидностью показывает, что он состоял из видов деятельности, на реализацию которых не требовалось аудиторской лицензии. Что логично приводит нас к выводу о том, что данные услуги не являлись аудиторскими по своей правовой природе и, следовательно, должны были быть исключены из дефиниции понятия аудиторской деятельности (аудита).
Статья: Экосистемный подход в праве
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Инструментами реализации экосистемного подхода М.М. Бринчук обоснованно признает экологическое нормирование, оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическую экспертизу, лицензирование, экологический аудит и другие меры, направленные на охрану природных ресурсов при использовании других природных ресурсов и на охрану естественных и иных экологических систем <18>. Реализации экосистемного подхода способствовало бы более широкое вовлечение в правовое регулирование отношений по использованию ассимиляционного потенциала природной среды, под которым следует понимать изменяющуюся под воздействием природных и антропогенных факторов суммарную естественную способность природной среды, ее отдельных компонентов (атмосферного воздуха, водных объектов, лесов и иного растительного мира, животного мира, земель, почв) и естественных экологических систем самостоятельно обезвреживать и перерабатывать определенные объемы антропогенного воздействия, устранять его негативные последствия без существенного изменения своих основных свойств <19>, на которую может быть распространен режим обязательственных прав.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Инструментами реализации экосистемного подхода М.М. Бринчук обоснованно признает экологическое нормирование, оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическую экспертизу, лицензирование, экологический аудит и другие меры, направленные на охрану природных ресурсов при использовании других природных ресурсов и на охрану естественных и иных экологических систем <18>. Реализации экосистемного подхода способствовало бы более широкое вовлечение в правовое регулирование отношений по использованию ассимиляционного потенциала природной среды, под которым следует понимать изменяющуюся под воздействием природных и антропогенных факторов суммарную естественную способность природной среды, ее отдельных компонентов (атмосферного воздуха, водных объектов, лесов и иного растительного мира, животного мира, земель, почв) и естественных экологических систем самостоятельно обезвреживать и перерабатывать определенные объемы антропогенного воздействия, устранять его негативные последствия без существенного изменения своих основных свойств <19>, на которую может быть распространен режим обязательственных прав.
Статья: Развитие экологического аудита в рамках реализации природоохранной политики России
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13)Для реализации упомянутых Постановлений Правительства Российской Федерации и выдачи лицензий на проведение экологического аудита и в целях осуществления практических работ по экологическому аудиту Приказом Госкомэкологии России от 16.10.1997 N 453 "О системе экологического аудирования" были утверждены Основные положения экологического аудирования в Российской Федерации и План первоочередных мероприятий по введению Системы экологического аудита Госкомэкологии России.
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13)Для реализации упомянутых Постановлений Правительства Российской Федерации и выдачи лицензий на проведение экологического аудита и в целях осуществления практических работ по экологическому аудиту Приказом Госкомэкологии России от 16.10.1997 N 453 "О системе экологического аудирования" были утверждены Основные положения экологического аудирования в Российской Федерации и План первоочередных мероприятий по введению Системы экологического аудита Госкомэкологии России.