Льготы учителям по коммунальным платежам
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы учителям по коммунальным платежам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2011 N 2-Г11-1
Об оставлении без изменения решения Вологодского областного суда от 13.10.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" от 01.06.2005 N 1285-ОЗ.Караван С.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 1 июня 2005 года N 1285-ОЗ, ссылаясь на то, что в течение 15 лет жила и работала в сельской местности, затем переехала жить в г. <...> <...> области, но продолжала работать учителем в сельской местности до выхода на пенсию в 1991 года, до 2006 года она как сельский учитель получала меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Об оставлении без изменения решения Вологодского областного суда от 13.10.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" от 01.06.2005 N 1285-ОЗ.Караван С.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 1 июня 2005 года N 1285-ОЗ, ссылаясь на то, что в течение 15 лет жила и работала в сельской местности, затем переехала жить в г. <...> <...> области, но продолжала работать учителем в сельской местности до выхода на пенсию в 1991 года, до 2006 года она как сельский учитель получала меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансово-экономический кризис: понятие и влияние на социальные права человека
(Игонина Н.А.)
("Право и экономика", 2019, N 9)Свой взгляд на возможность ограничения социального права человека и гражданина представил Конституционный суд Республики Северная Осетия - Алания (далее - РСО-Алания) при рассмотрении заявления прокурора республики о признании противоречащим Конституции РСО-Алания Закона РСО-Алания от 30.12.2015 N 48-РЗ "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия - Алания на 2016 год" (абз. 6 ст. 13). Указанным Законом было прекращено с 1 января по 31 декабря 2016 г. возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (сельским врачам, учителям и др.) в рамках социальной поддержки, предоставленной Законом РСО-Алания от 30.06.2010 N 32-РЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" (далее - Закон РСО-Алания N 32-РЗ).
(Игонина Н.А.)
("Право и экономика", 2019, N 9)Свой взгляд на возможность ограничения социального права человека и гражданина представил Конституционный суд Республики Северная Осетия - Алания (далее - РСО-Алания) при рассмотрении заявления прокурора республики о признании противоречащим Конституции РСО-Алания Закона РСО-Алания от 30.12.2015 N 48-РЗ "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия - Алания на 2016 год" (абз. 6 ст. 13). Указанным Законом было прекращено с 1 января по 31 декабря 2016 г. возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (сельским врачам, учителям и др.) в рамках социальной поддержки, предоставленной Законом РСО-Алания от 30.06.2010 N 32-РЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" (далее - Закон РСО-Алания N 32-РЗ).
Вопрос: Имеет ли право методист районного методкабинета вести 3 - 5 часов педагогической работы в общеобразовательном учреждении в основное рабочее время в объеме не более 300 часов в год? Пользуются ли они тогда льготами по оплате коммунальных услуг для сельских учителей и компенсацией за книгоиздательскую продукцию?
("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4)"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4
("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4)"Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2005, N 4
Нормативные акты
"Модельный закон о статусе учителя"
(Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением 24-13 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)Органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета обязаны предоставлять учителям льготы по оплате эксплуатационных расходов на содержание жилой площади и коммунальных услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство в соответствии с национальным законодательством.
(Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением 24-13 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)Органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета обязаны предоставлять учителям льготы по оплате эксплуатационных расходов на содержание жилой площади и коммунальных услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство в соответствии с национальным законодательством.
Решение Совета депутатов Пушкинского района МО от 24.12.2003 N 502/53
"Об утверждении бюджета на 2004 год"на оплату льгот по коммунальным услугам учителям, культработникам и медицинским работникам в Управлении народного образования, Управлении культуры и Управлении здравоохранения в связи с упразднением территорий поселков Заветы Ильича, Клязьма, Мамонтовка и Пушкинского сельского округа в сумме 891,0 тыс. рублей.
"Об утверждении бюджета на 2004 год"на оплату льгот по коммунальным услугам учителям, культработникам и медицинским работникам в Управлении народного образования, Управлении культуры и Управлении здравоохранения в связи с упразднением территорий поселков Заветы Ильича, Клязьма, Мамонтовка и Пушкинского сельского округа в сумме 891,0 тыс. рублей.
Статья: О предоставлении льгот милиционерам и педагогам
(Козырева С.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 11)Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, имели право на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Традиционно суды толковали данную норму следующим образом: педагоги имеют право на предоставление им 100%-ной скидки по оплате коммунальных услуг отопления и освещения, что соответствует ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ, согласно которой размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. Судебные разбирательства, связанные с применением нормы Закона об образовании, связаны с порядком компенсации коммунальным организациям расходов за счет бюджетных средств <1>.
(Козырева С.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 11)Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, имели право на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Традиционно суды толковали данную норму следующим образом: педагоги имеют право на предоставление им 100%-ной скидки по оплате коммунальных услуг отопления и освещения, что соответствует ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ, согласно которой размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. Судебные разбирательства, связанные с применением нормы Закона об образовании, связаны с порядком компенсации коммунальным организациям расходов за счет бюджетных средств <1>.
Статья: Правовые вопросы финансирования совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: исторический аспект и современное состояние
(Андреева Е.М.)
("Финансовое право", 2015, N 1)Из года в год перечень предметов совместного ведения, которые финансировались за счет средств фонда компенсаций, возрастал. Вопрос о финансировании совместных полномочий решался по каждому конкретному направлению на уровне федеральных законов о бюджете. В 2002 г. из Федерального фонда компенсаций оплачивались расходы по реализации пяти федеральных законов, в 2003 г. - шести, а в 2004 г. уже десяти. Однако возникали новые, "не учтенные" в федеральном бюджете полномочия и, соответственно, "неучтенные" расходы. Наблюдался существенный правовой пробел. В этом ключе показателен следующий судебный пример. В ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в редакции ФЗ от 13.01.1996 N 12-ФЗ, была предусмотрена дополнительная льгота для учителей в виде права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности <6>. Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон N 52-ФЗ) было определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях <7>. Расходы на исполнение Закона не были включены в Федеральный фонд компенсаций.
(Андреева Е.М.)
("Финансовое право", 2015, N 1)Из года в год перечень предметов совместного ведения, которые финансировались за счет средств фонда компенсаций, возрастал. Вопрос о финансировании совместных полномочий решался по каждому конкретному направлению на уровне федеральных законов о бюджете. В 2002 г. из Федерального фонда компенсаций оплачивались расходы по реализации пяти федеральных законов, в 2003 г. - шести, а в 2004 г. уже десяти. Однако возникали новые, "не учтенные" в федеральном бюджете полномочия и, соответственно, "неучтенные" расходы. Наблюдался существенный правовой пробел. В этом ключе показателен следующий судебный пример. В ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в редакции ФЗ от 13.01.1996 N 12-ФЗ, была предусмотрена дополнительная льгота для учителей в виде права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности <6>. Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон N 52-ФЗ) было определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях <7>. Расходы на исполнение Закона не были включены в Федеральный фонд компенсаций.
"Судебный процесс от подачи иска до исполнения решения: Пособие для истца"
(Резепов И.Ш.)
("Феникс", 2008)Утверждения ответчиков о наличии у истца "антигосударственной" позиции, по мнению истца, противоречат элементарным азам формальной логики: нельзя быть "антигосударственным", работая в высшем органе государственной власти Российской Федерации, принимая самое активное участие в формировании государственной политики, равно как нельзя быть антигосударственным, участвуя в принятии законопроектов, в том числе и вышеназванного, предложенного органом государственной власти - Правительством Российской Федерации. Таким образом, распространенные газетой "Саратовские вести" сведения, а именно: "В апреле Государственная Дума решала вопрос: быть или не быть льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг. Был принят Закон "Об основах федеральной жилищной политики"... В результате принятых решений уже с этого года льготы не на словах, а на деле появились у врачей и учителей. Под эти льготы выделено 1,8 млрд. рублей. Любопытно, что за этот законопроект из саратовских депутатов проголосовали только центристы. Не поддержали Закон и выступили против предоставления льгот бюджетникам, фактически заняв антинародную, антигосударственную позицию..., а также депутат от СПС Владимир Южаков", по мнению истца, порочат не только его честь, достоинство, но и деловую репутацию депутата федерального органа государственной власти, политического деятеля.
(Резепов И.Ш.)
("Феникс", 2008)Утверждения ответчиков о наличии у истца "антигосударственной" позиции, по мнению истца, противоречат элементарным азам формальной логики: нельзя быть "антигосударственным", работая в высшем органе государственной власти Российской Федерации, принимая самое активное участие в формировании государственной политики, равно как нельзя быть антигосударственным, участвуя в принятии законопроектов, в том числе и вышеназванного, предложенного органом государственной власти - Правительством Российской Федерации. Таким образом, распространенные газетой "Саратовские вести" сведения, а именно: "В апреле Государственная Дума решала вопрос: быть или не быть льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг. Был принят Закон "Об основах федеральной жилищной политики"... В результате принятых решений уже с этого года льготы не на словах, а на деле появились у врачей и учителей. Под эти льготы выделено 1,8 млрд. рублей. Любопытно, что за этот законопроект из саратовских депутатов проголосовали только центристы. Не поддержали Закон и выступили против предоставления льгот бюджетникам, фактически заняв антинародную, антигосударственную позицию..., а также депутат от СПС Владимир Южаков", по мнению истца, порочат не только его честь, достоинство, но и деловую репутацию депутата федерального органа государственной власти, политического деятеля.
"Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях"
(постатейный)
(отв. ред. Ю.В. Воронин)
("Норма", "Инфра-М", 2012)Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пользуются, в частности, правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Подобные льготы предоставляются также на основании законодательных актов субъектов РФ в части, не противоречащей законодательству РФ. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
(постатейный)
(отв. ред. Ю.В. Воронин)
("Норма", "Инфра-М", 2012)Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пользуются, в частности, правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Подобные льготы предоставляются также на основании законодательных актов субъектов РФ в части, не противоречащей законодательству РФ. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
Статья: Обзор жилищного законодательства
(Новоселова М.)
("Жилищное право", 2009, N 1)Верховный Суд отменил это решение. Он отметил, что педагогическим работникам предоставляются льготы в натуральной форме, а именно в виде бесплатного отопления и освещения. Субъекты Российской Федерации определяют, в каком порядке возмещаются расходы организаций жилищно-коммунального хозяйства, связанные с предоставлением этих льгот. Компенсация расходов, о которой идет речь в Законе, производится не сельским учителям, а организациям жилищно-коммунального хозяйства. Сельские учителя не обязаны полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги с тем, чтобы получить компенсацию от государства, такая конструкция действующим законодательством не предусмотрена.
(Новоселова М.)
("Жилищное право", 2009, N 1)Верховный Суд отменил это решение. Он отметил, что педагогическим работникам предоставляются льготы в натуральной форме, а именно в виде бесплатного отопления и освещения. Субъекты Российской Федерации определяют, в каком порядке возмещаются расходы организаций жилищно-коммунального хозяйства, связанные с предоставлением этих льгот. Компенсация расходов, о которой идет речь в Законе, производится не сельским учителям, а организациям жилищно-коммунального хозяйства. Сельские учителя не обязаны полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги с тем, чтобы получить компенсацию от государства, такая конструкция действующим законодательством не предусмотрена.
Статья: Жилищные льготы для сельских учителей
(Кишкун О.А.)
("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2003, N 4)Предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для сельских учителей связано с социальной политикой государства. Она направлена на создание условий для обеспечения кадрами образовательных учреждений в сельской местности.
(Кишкун О.А.)
("Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2003, N 4)Предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для сельских учителей связано с социальной политикой государства. Она направлена на создание условий для обеспечения кадрами образовательных учреждений в сельской местности.
Вопрос: Следует ли облагать единым социальным налогом суммы оплаты жилой площади, отопления, освещения учителю в сельской местности?
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, N 10)Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, пользуются, в частности, правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Подобные льготы предоставляются также на основании законодательных актов субъектов Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, N 10)Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, пользуются, в частности, правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Подобные льготы предоставляются также на основании законодательных актов субъектов Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
(постатейный)
(Сытинская М.В., Шкатулла В.И.)
(отв. ред. В.И. Шкатулла)
("Юстицинформ", 2009)3. Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 г. N 377.
(постатейный)
(Сытинская М.В., Шкатулла В.И.)
(отв. ред. В.И. Шкатулла)
("Юстицинформ", 2009)3. Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 г. N 377.