Льготы судьям
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы судьям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обратная сила закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 7-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 7-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации").
Статья: К вопросу о запрете деятельности по содержанию и использованию животных в цирках
(Горохов Д.Б.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<22> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" // СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. 2004. N 6. Ст. 450; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобами граждан А.А. Анохина и П.И. Зелинского и запросами Железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону" // СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2277; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 33. Ст. 4948. (Постановление); Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в связи с запросами Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края" // СЗ РФ. 2013. N 25. Ст. 3206; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой" // СЗ РФ. 2019. N 8. Ст. 820.
(Горохов Д.Б.)
("Экологическое право", 2025, N 1)<22> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" // СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. 2004. N 6. Ст. 450; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобами граждан А.А. Анохина и П.И. Зелинского и запросами Железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону" // СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2277; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 33. Ст. 4948. (Постановление); Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в связи с запросами Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края" // СЗ РФ. 2013. N 25. Ст. 3206; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой" // СЗ РФ. 2019. N 8. Ст. 820.
Нормативные акты
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Статья 20. Меры социальной защиты судьи и членов его семьи
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Статья 20. Меры социальной защиты судьи и членов его семьи
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О военных судах Российской Федерации"Статья 31. Особенности социальной защиты судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, а также членов их семей
(ред. от 28.12.2024)
"О военных судах Российской Федерации"Статья 31. Особенности социальной защиты судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, а также членов их семей
Статья: Привлечение к работе в ночное время особых работников: требования закона и нюансы практики
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Но будет ли в случае спора в суде признано "принятием всех зависящих от работодателя мер" включение в локальный акт строчки о недопустимости привлечения к ночной работе беременных женщин, праве каждой сообщить работодателю о беременности и воспользоваться льготой? Это спрогнозировать сложно. У судей, а также у проверяющих инспекторов Гострудинспекции могут быть разные мнения по данному вопросу.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Но будет ли в случае спора в суде признано "принятием всех зависящих от работодателя мер" включение в локальный акт строчки о недопустимости привлечения к ночной работе беременных женщин, праве каждой сообщить работодателю о беременности и воспользоваться льготой? Это спрогнозировать сложно. У судей, а также у проверяющих инспекторов Гострудинспекции могут быть разные мнения по данному вопросу.
Статья: Вопросы правового регулирования деятельности советов судей в Российской Федерации
(Клементьева В.И.)
("Российский судья", 2024, N 7)Первое упоминание о советах судей как органах судейского сообщества следует вести с принятием в 1992 г. Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" <11> (далее - Закон РФ о статусе судей). Создание органа судейского сообщества, избираемого Всероссийским съездом судей и действующего в период между съездами, детерминировано необходимостью обсуждения судейским сообществом страны актуальных проблем, которые в тот период стояли перед становлением современной судебной системы, включая вопросы ресурсного обеспечения судов, социальной защиты судей и взаимодействия с органами юстиции. Законом была закреплена первостепенная задача органов судейского сообщества - обеспечение независимости судей.
(Клементьева В.И.)
("Российский судья", 2024, N 7)Первое упоминание о советах судей как органах судейского сообщества следует вести с принятием в 1992 г. Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" <11> (далее - Закон РФ о статусе судей). Создание органа судейского сообщества, избираемого Всероссийским съездом судей и действующего в период между съездами, детерминировано необходимостью обсуждения судейским сообществом страны актуальных проблем, которые в тот период стояли перед становлением современной судебной системы, включая вопросы ресурсного обеспечения судов, социальной защиты судей и взаимодействия с органами юстиции. Законом была закреплена первостепенная задача органов судейского сообщества - обеспечение независимости судей.
Статья: Реализация трудоправовых принципов в профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 12)Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) перечисляет основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Данные нормы-принципы применимы и в отношении профессиональной деятельности судей (с учетом особенностей и некоторых изъятий / дополнений, вытекающих из публично-правового статуса судей и публично-правовой природы отправления правосудия как основного элемента их трудовой функции). Так, например, свобода труда, выбора рода деятельности и профессии; запрещение дискриминации в сфере труда, обеспечение права на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, в полной мере безусловно применимы и к судьям. Обеспечение права на отдых и предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска усилены в отношении судей специальными нормами действующего федерального законодательства о предоставлении более длительных по сравнению с общей продолжительностью ежегодных оплачиваемых отпусков <14>, а также о предоставлении ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков с учетом стажа работы в области юриспруденции <15>. Равенство прав и возможностей работников, обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности - как нормы-принципы реализуются в отношении судей с учетом требований, установленных действующим законодательством к кандидатам на должности судей судов различных уровней и к процедуре назначения на соответствующие должности <16>. Обеспечение права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы как норма-принцип усиливается в отношении судей нормами специального федерального законодательства об особом порядке финансирования судов и запрете снижения размеров финансирования без согласия компетентного органа судейского сообщества <17>. Обеспечение равенства возможностей работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование как норма-принцип в отношении судей видоизменяется в установленную федеральным законом императивную обязанность регулярного получения судьями дополнительного профессионального образования <18>. Обеспечение права на профессиональное объединение и участие в управлении организацией, социальное партнерство как нормы-принципы также применительно к судьям имеют свою специфику правового регулирования <19>. Что касается обеспечения права на забастовку, автор отмечает принципиальную неприменимость данного института и данного принципа к профессиональной деятельности судей ввиду особой публичной значимости отправления правосудия, которое не может быть приостановлено или прекращено <20>. Норма-принцип об обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в отношении судей дополнена установленными ст. 20 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" мерами социальной защиты судей и членов их семей, в частности обязательным государственным страхованием за счет средств федерального бюджета жизни, здоровья и имущества судей. Норма-принцип об обеспечении права каждого на защиту его трудовых прав и свобод в отношении судей также характеризуется спецификой, которая состоит, в частности, в установлении на законодательном уровне круга специальных субъектов, уполномоченных на соответствующую защиту <21>.
(Луховская Ю.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 12)Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) перечисляет основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Данные нормы-принципы применимы и в отношении профессиональной деятельности судей (с учетом особенностей и некоторых изъятий / дополнений, вытекающих из публично-правового статуса судей и публично-правовой природы отправления правосудия как основного элемента их трудовой функции). Так, например, свобода труда, выбора рода деятельности и профессии; запрещение дискриминации в сфере труда, обеспечение права на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, в полной мере безусловно применимы и к судьям. Обеспечение права на отдых и предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска усилены в отношении судей специальными нормами действующего федерального законодательства о предоставлении более длительных по сравнению с общей продолжительностью ежегодных оплачиваемых отпусков <14>, а также о предоставлении ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков с учетом стажа работы в области юриспруденции <15>. Равенство прав и возможностей работников, обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности - как нормы-принципы реализуются в отношении судей с учетом требований, установленных действующим законодательством к кандидатам на должности судей судов различных уровней и к процедуре назначения на соответствующие должности <16>. Обеспечение права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы как норма-принцип усиливается в отношении судей нормами специального федерального законодательства об особом порядке финансирования судов и запрете снижения размеров финансирования без согласия компетентного органа судейского сообщества <17>. Обеспечение равенства возможностей работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование как норма-принцип в отношении судей видоизменяется в установленную федеральным законом императивную обязанность регулярного получения судьями дополнительного профессионального образования <18>. Обеспечение права на профессиональное объединение и участие в управлении организацией, социальное партнерство как нормы-принципы также применительно к судьям имеют свою специфику правового регулирования <19>. Что касается обеспечения права на забастовку, автор отмечает принципиальную неприменимость данного института и данного принципа к профессиональной деятельности судей ввиду особой публичной значимости отправления правосудия, которое не может быть приостановлено или прекращено <20>. Норма-принцип об обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в отношении судей дополнена установленными ст. 20 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" мерами социальной защиты судей и членов их семей, в частности обязательным государственным страхованием за счет средств федерального бюджета жизни, здоровья и имущества судей. Норма-принцип об обеспечении права каждого на защиту его трудовых прав и свобод в отношении судей также характеризуется спецификой, которая состоит, в частности, в установлении на законодательном уровне круга специальных субъектов, уполномоченных на соответствующую защиту <21>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В настоящее время вопросы исчисления и уплаты государственной пошлины, в том числе льготы по ее уплате, регламентированы положениями гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ. Так, в подпункте 1 п. 1 ст. 333.37 "Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды" названной главы (здесь и далее в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 198-ФЗ <374>) предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым ВС России в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ, арбитражными судами, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в ВС России, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. Но в отношении обращений в суды общей юрисдикции и к мировым судьям такая льгота в подп. 9 п. 1 ст. 333.36 "Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям" предусмотрена только для прокуроров.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В настоящее время вопросы исчисления и уплаты государственной пошлины, в том числе льготы по ее уплате, регламентированы положениями гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ. Так, в подпункте 1 п. 1 ст. 333.37 "Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды" названной главы (здесь и далее в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 198-ФЗ <374>) предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым ВС России в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ, арбитражными судами, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в ВС России, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. Но в отношении обращений в суды общей юрисдикции и к мировым судьям такая льгота в подп. 9 п. 1 ст. 333.36 "Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям" предусмотрена только для прокуроров.
Статья: Пять лет топил кочегар с поддельным удостоверением
(Олифирова И., Подолян Д., Кряжков Н., Козаков А., Габолаев Г.)
("Трудовое право", 2024, N 12)В 2013 году был создан Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, который должен был стать решением проблемы. Однако в новостных сводках все так же можно обнаружить, что проблема использования поддельных документов об образовании существует и сегодня. Например, в 2023 году в СМИ прогремела новость о том, что якутский полицейский 16 лет служил по поддельному диплому об образовании <5>. А в 2021 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобы 2 бывших судей. В период нахождения их в отставке было установлено, что все это время они работали по поддельным дипломам, в результате чего судьи были лишены всех положенных им льгот <6>.
(Олифирова И., Подолян Д., Кряжков Н., Козаков А., Габолаев Г.)
("Трудовое право", 2024, N 12)В 2013 году был создан Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, который должен был стать решением проблемы. Однако в новостных сводках все так же можно обнаружить, что проблема использования поддельных документов об образовании существует и сегодня. Например, в 2023 году в СМИ прогремела новость о том, что якутский полицейский 16 лет служил по поддельному диплому об образовании <5>. А в 2021 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобы 2 бывших судей. В период нахождения их в отставке было установлено, что все это время они работали по поддельным дипломам, в результате чего судьи были лишены всех положенных им льгот <6>.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)11. Стоимость льгот по проезду, предоставляемых отдельным категориям работников: судьям - оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно; студентам, обучающимся по заочной форме в государственных аккредитованных вузах, - оплата проезда один раз в учебном году.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)11. Стоимость льгот по проезду, предоставляемых отдельным категориям работников: судьям - оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно; студентам, обучающимся по заочной форме в государственных аккредитованных вузах, - оплата проезда один раз в учебном году.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Конституция РФ устанавливает две важнейшие гарантии независимости судей: несменяемость в ст. 121 и неприкосновенность в ст. 122. Более подробно гарантии независимости судей представлены в ст. 9 Закона о статусе судей. Данная статья содержит перечень основных положений, призванных обеспечивать независимость судьи. Это прежде всего сама процедура порядка осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность; роль и значение органов судейского сообщества; материальное и социальное обеспечение судей, а также меры особой защиты самого судьи, членов его семьи и их имущества. Эти основные гарантии конкретизируются в различных нормах Закона о статусе судей и других законах и нормативных правовых актах. Так, независимость раскрывается как принцип в ст. 8 Кодекса судейской этики, принятого Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (далее - Кодекс этики). Гарантии принципа независимости многогранны, и сложно все перечислить, но для понимания целесообразно классифицировать их на экономические, политические, организационные и процессуальные. Важнейшей экономической гарантией является достойное материальное обеспечение судей, которое складывается из ежемесячного денежного вознаграждения, премий, материальной помощи, гарантированного ежемесячного пожизненного содержания, единовременной выплаты в связи с уходом в отставку, дополнительных оплачиваемых отпусков, получения медицинской помощи самим судьей и членами его семьи, оплаты санаторно-курортного лечения судье, его супругу и несовершеннолетним детям. При необходимости судье предоставляют документы на проезд в городском, пригородном и местном сообщении, о также обеспечивают жилым помещением или выделяют средства на его аренду. Социальная защита гарантирована членам семьи в случае смерти судьи и в повышенном размере, если его смерть была связана или обусловлена исполнением служебных обязанностей. Достойное материальное обеспечение судьи сочетается с запретом на занятие другими видами деятельности, кроме разрешенных в законе, и получение средств от зарубежных физических и юридических лиц.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Конституция РФ устанавливает две важнейшие гарантии независимости судей: несменяемость в ст. 121 и неприкосновенность в ст. 122. Более подробно гарантии независимости судей представлены в ст. 9 Закона о статусе судей. Данная статья содержит перечень основных положений, призванных обеспечивать независимость судьи. Это прежде всего сама процедура порядка осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность; роль и значение органов судейского сообщества; материальное и социальное обеспечение судей, а также меры особой защиты самого судьи, членов его семьи и их имущества. Эти основные гарантии конкретизируются в различных нормах Закона о статусе судей и других законах и нормативных правовых актах. Так, независимость раскрывается как принцип в ст. 8 Кодекса судейской этики, принятого Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (далее - Кодекс этики). Гарантии принципа независимости многогранны, и сложно все перечислить, но для понимания целесообразно классифицировать их на экономические, политические, организационные и процессуальные. Важнейшей экономической гарантией является достойное материальное обеспечение судей, которое складывается из ежемесячного денежного вознаграждения, премий, материальной помощи, гарантированного ежемесячного пожизненного содержания, единовременной выплаты в связи с уходом в отставку, дополнительных оплачиваемых отпусков, получения медицинской помощи самим судьей и членами его семьи, оплаты санаторно-курортного лечения судье, его супругу и несовершеннолетним детям. При необходимости судье предоставляют документы на проезд в городском, пригородном и местном сообщении, о также обеспечивают жилым помещением или выделяют средства на его аренду. Социальная защита гарантирована членам семьи в случае смерти судьи и в повышенном размере, если его смерть была связана или обусловлена исполнением служебных обязанностей. Достойное материальное обеспечение судьи сочетается с запретом на занятие другими видами деятельности, кроме разрешенных в законе, и получение средств от зарубежных физических и юридических лиц.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Судебный департамент состоит из главных управлений (организационно-правового обеспечения деятельности судов и финансово-экономического); управлений (по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов, государственной службы и кадрового обеспечения, контрольно-ревизионного, управления делами, капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, обеспечения деятельности органов судебного сообщества, социальной защиты судей и государственных служащих, административно-хозяйственного, управления информатизации, по вопросам противодействия коррупции); отделов (учебных и образовательных учреждений; международно-правового сотрудничества, юридического, первого (режимно-секретного)) <1>.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Судебный департамент состоит из главных управлений (организационно-правового обеспечения деятельности судов и финансово-экономического); управлений (по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов, государственной службы и кадрового обеспечения, контрольно-ревизионного, управления делами, капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, обеспечения деятельности органов судебного сообщества, социальной защиты судей и государственных служащих, административно-хозяйственного, управления информатизации, по вопросам противодействия коррупции); отделов (учебных и образовательных учреждений; международно-правового сотрудничества, юридического, первого (режимно-секретного)) <1>.