Льготы по оплате коммунальных услуг многодетным семьям
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по оплате коммунальных услуг многодетным семьям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 N 18АП-17750/2023 по делу N А34-11801/2023
Требование: О взыскании за счет казны убытков, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг.
Решение: Требование удовлетворено.Истец надлежащим образом исполнял обязательство по предоставлению льгот многодетным семьям, проживающим в г. Кургане, в результате чего у истца образовались убытки, связанные с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг (тепловая энергия и горячее водоснабжение) за период с 01.07.2023 по 31.07.2023 в общей сумме 47 852 руб. 58 коп.
Требование: О взыскании за счет казны убытков, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг.
Решение: Требование удовлетворено.Истец надлежащим образом исполнял обязательство по предоставлению льгот многодетным семьям, проживающим в г. Кургане, в результате чего у истца образовались убытки, связанные с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг (тепловая энергия и горячее водоснабжение) за период с 01.07.2023 по 31.07.2023 в общей сумме 47 852 руб. 58 коп.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2024 N 18АП-17004/2023 по делу N А34-8194/2023
Требование: О взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате холодного водоснабжения и водоотведения.
Решение: Требование удовлетворено.Истец надлежащим образом исполнял обязательство по предоставлению льгот многодетным семьям, проживающим в городе Кургане, в результате чего у истца образовались убытки, связанные с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг (холодного водоснабжения и водоотведения) за период с 01.06.2023 по 30.06.2023 в общей сумме 265 634 руб. 38 коп.
Требование: О взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате холодного водоснабжения и водоотведения.
Решение: Требование удовлетворено.Истец надлежащим образом исполнял обязательство по предоставлению льгот многодетным семьям, проживающим в городе Кургане, в результате чего у истца образовались убытки, связанные с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг (холодного водоснабжения и водоотведения) за период с 01.06.2023 по 30.06.2023 в общей сумме 265 634 руб. 38 коп.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Многодетная семья как феномен социально-правового пространства
(Тарусина Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Среди основных мер социальной поддержки многодетных семей - налоговые льготы, льготы в сфере труда, по оплате коммунальных услуг, бесплатная выдача рецептурных лекарств (детям до 6 лет), бесплатные проезд в городском транспорте, школьное питание, обеспечение школьной формой, поддержка фермерского хозяйства и иных форм малого бизнеса, специальные программы трудоустройства многодетных родителей, специальные социальные пособия (в том числе материнский / семейный капитал), первоочередное (как правило, бесплатное) выделение садово-огородных участков или участков для ИЖС и т.п. Однако поскольку введение ряда льгот, их конкретизация и/или расширение находится в компетенции регионов, в этом вопросе наблюдается неравенство, а также недостаточный контроль (а иногда и его отсутствие). Так, например, неизменным лидером по поддержке многодетных семей (как и "социализаторским функционером" в целом) является главный ресурсный центр - г. Москва, за нею - регионы-доноры. Остальная провинция конкуренции не составляет. Очевидно, что перед российским (социальным) государством стоит задача выравнивания социальной поддержки граждан, в таковой нуждающихся, в том числе многодетных семей. В этой связи среди прочего неизбежно дискутируется вопрос о соотношении универсальной (всеобщей) и адресной поддержки, в частности, о целесообразности выплат тех или иных видов пособий, а также единовременной помощи (например, как это было осуществлено в период пандемии) семьям с большим уровнем дохода (как абсолютного, так и подушевого). С одной стороны, можно было бы на них и сэкономить. Однако, с другой стороны, во-первых, менеджмент сопровождения такой дифференциации может оказаться дороже планируемой выгоды, во-вторых, следует иметь в виду и психолого-этическую составляющую отношения государства к семьям, настроенным на многодетность, которая для родителей с достатком отнюдь не безразлична, впрочем, как и для других групп населения. Достижение симфонии потребности российского государства в детях и готовности его граждан к многодетности - дело весьма тонкое и сложное (не только с точки зрения составляющих ее "нотного ряда", но и профессионализма, законодательного и правоприменительного, ее "дирижеров", а также исполнителей).
(Тарусина Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Среди основных мер социальной поддержки многодетных семей - налоговые льготы, льготы в сфере труда, по оплате коммунальных услуг, бесплатная выдача рецептурных лекарств (детям до 6 лет), бесплатные проезд в городском транспорте, школьное питание, обеспечение школьной формой, поддержка фермерского хозяйства и иных форм малого бизнеса, специальные программы трудоустройства многодетных родителей, специальные социальные пособия (в том числе материнский / семейный капитал), первоочередное (как правило, бесплатное) выделение садово-огородных участков или участков для ИЖС и т.п. Однако поскольку введение ряда льгот, их конкретизация и/или расширение находится в компетенции регионов, в этом вопросе наблюдается неравенство, а также недостаточный контроль (а иногда и его отсутствие). Так, например, неизменным лидером по поддержке многодетных семей (как и "социализаторским функционером" в целом) является главный ресурсный центр - г. Москва, за нею - регионы-доноры. Остальная провинция конкуренции не составляет. Очевидно, что перед российским (социальным) государством стоит задача выравнивания социальной поддержки граждан, в таковой нуждающихся, в том числе многодетных семей. В этой связи среди прочего неизбежно дискутируется вопрос о соотношении универсальной (всеобщей) и адресной поддержки, в частности, о целесообразности выплат тех или иных видов пособий, а также единовременной помощи (например, как это было осуществлено в период пандемии) семьям с большим уровнем дохода (как абсолютного, так и подушевого). С одной стороны, можно было бы на них и сэкономить. Однако, с другой стороны, во-первых, менеджмент сопровождения такой дифференциации может оказаться дороже планируемой выгоды, во-вторых, следует иметь в виду и психолого-этическую составляющую отношения государства к семьям, настроенным на многодетность, которая для родителей с достатком отнюдь не безразлична, впрочем, как и для других групп населения. Достижение симфонии потребности российского государства в детях и готовности его граждан к многодетности - дело весьма тонкое и сложное (не только с точки зрения составляющих ее "нотного ряда", но и профессионализма, законодательного и правоприменительного, ее "дирижеров", а также исполнителей).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 23.01.2024 N 63
"О мерах социальной поддержки многодетных семей"а) установить следующие меры социальной поддержки многодетных семей:
"О мерах социальной поддержки многодетных семей"а) установить следующие меры социальной поддержки многодетных семей:
Приказ Минтруда России от 02.04.2024 N 164н
"Об утверждении официальных разъяснений по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2024 N 77806)2. Бессрочный статус многодетной семьи предполагает предоставление следующих мер социальной поддержки:
"Об утверждении официальных разъяснений по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2024 N 77806)2. Бессрочный статус многодетной семьи предполагает предоставление следующих мер социальной поддержки:
Статья: Возникновение расходных обязательств субъекта Российской Федерации в социальной сфере: проблемы правового регулирования
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2021, N 8)В области социальной политики имеется неопределенность относительно возмещения убытков, понесенных юридическими лицами в связи с оказанием услуг по льготной цене со стороны субъекта РФ по вопросам, связанным с применением нормы о 30-процентной скидке при оплате коммунальных услуг многодетными семьями. Следует в качестве примера привести Определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) о понуждении юридического лица установить скидку на оплату жилищно-коммунальных услуг для многодетной семьи. Судом, в частности, отмечено, что вопросы социальной защиты семей, имеющих статус многодетных, отнесены законодательством к полномочиям региональных органов исполнительной власти. Однако в законодательстве данного субъекта РФ не предусмотрена указанная льгота, а поставщик услуг является независимым хозяйствующим субъектом, имеющим право формировать собственную ценовую политику, следовательно, суд не может вменять ему в обязанности предоставление различным лицам указанной льготы <13>.
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2021, N 8)В области социальной политики имеется неопределенность относительно возмещения убытков, понесенных юридическими лицами в связи с оказанием услуг по льготной цене со стороны субъекта РФ по вопросам, связанным с применением нормы о 30-процентной скидке при оплате коммунальных услуг многодетными семьями. Следует в качестве примера привести Определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) о понуждении юридического лица установить скидку на оплату жилищно-коммунальных услуг для многодетной семьи. Судом, в частности, отмечено, что вопросы социальной защиты семей, имеющих статус многодетных, отнесены законодательством к полномочиям региональных органов исполнительной власти. Однако в законодательстве данного субъекта РФ не предусмотрена указанная льгота, а поставщик услуг является независимым хозяйствующим субъектом, имеющим право формировать собственную ценовую политику, следовательно, суд не может вменять ему в обязанности предоставление различным лицам указанной льготы <13>.
Ситуация: Какие категории граждан имеют право на льготы и меры соцподдержки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)частичная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)частичная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг;
Вопрос: О перечислении средств из "бюджета одного гражданина", предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных выплатах по вкладам в Сбербанке России.
(Письмо Минфина России от 14.11.2024 N 06-10-10/01/112636)Одновременно сообщаем, что вопросы социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан, а также организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг согласно подпункту 49 пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 14.11.2024 N 06-10-10/01/112636)Одновременно сообщаем, что вопросы социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан, а также организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг согласно подпункту 49 пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Ситуация: Какие существуют льготы для многодетных семей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)льготы в сфере ЖКХ. В г. Москве, например, предоставляются ежемесячные компенсационные выплаты на возмещение расходов по оплате за жилье, коммунальные услуги и пользование телефоном.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)льготы в сфере ЖКХ. В г. Москве, например, предоставляются ежемесячные компенсационные выплаты на возмещение расходов по оплате за жилье, коммунальные услуги и пользование телефоном.
Статья: Судебные споры по льготам на оплату коммунальных услуг
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2023, N 5)Представитель ответчика иск не признал. В суде пояснил, что невозможно предоставить льготы по оплате коммунальной услуги в связи с отсутствием федерального и республиканского законодательства, которые предусматривали бы механизм возмещения расходов на предоставление такой льготы. Указ Президента РФ не обязывает управляющие организации предоставлять скидки многодетным семьям. Механизм финансирования, возмещения не разработан. Расходы управляющим компаниям не возмещаются.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2023, N 5)Представитель ответчика иск не признал. В суде пояснил, что невозможно предоставить льготы по оплате коммунальной услуги в связи с отсутствием федерального и республиканского законодательства, которые предусматривали бы механизм возмещения расходов на предоставление такой льготы. Указ Президента РФ не обязывает управляющие организации предоставлять скидки многодетным семьям. Механизм финансирования, возмещения не разработан. Расходы управляющим компаниям не возмещаются.
Информация: Президентом утвержден единый статус многодетной семьи
("Официальный сайт Минтруда России", 2024)Регионам Российской Федерации рекомендовано принять ряд дополнительных решений, в том числе обеспечить льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере не менее 30% стоимости этих услуг, а также предоставить обучающимся из многодетных семей бесплатный проезд, питание, школьную и спортивную форму.
("Официальный сайт Минтруда России", 2024)Регионам Российской Федерации рекомендовано принять ряд дополнительных решений, в том числе обеспечить льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере не менее 30% стоимости этих услуг, а также предоставить обучающимся из многодетных семей бесплатный проезд, питание, школьную и спортивную форму.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)49) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)49) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное положение взаимосвязано с положениями п. 49 ч. 1 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", относящими к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения России и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания в том числе детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное положение взаимосвязано с положениями п. 49 ч. 1 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", относящими к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения России и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания в том числе детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Готовое решение: Какие КВР применяются с подстатьей 262 КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2025)313 - отражайте расходы бюджетов (независимо от уровня) на выплаты гражданам, осуществляемые в виде пособий, компенсаций, других социальных выплат и мер социальной поддержки населения, если они включены в перечень публичных нормативных обязательств (например, ежемесячная денежная выплата многодетным семьям на оплату коммунальных услуг) (п. 53.3.1.3 Порядка N 82н);
(КонсультантПлюс, 2025)313 - отражайте расходы бюджетов (независимо от уровня) на выплаты гражданам, осуществляемые в виде пособий, компенсаций, других социальных выплат и мер социальной поддержки населения, если они включены в перечень публичных нормативных обязательств (например, ежемесячная денежная выплата многодетным семьям на оплату коммунальных услуг) (п. 53.3.1.3 Порядка N 82н);
Вопрос: О гражданстве СССР, предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и направлении бюджетных ассигнований непосредственно гражданину.
(Письмо Минфина России от 22.08.2024 N 06-10-10/01/79455)Одновременно сообщаем, что вопросы социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан, а также организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, согласно подпункту 49 пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 22.08.2024 N 06-10-10/01/79455)Одновременно сообщаем, что вопросы социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан, а также организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, согласно подпункту 49 пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.