Льготы по налогу на прибыль хмао
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по налогу на прибыль хмао (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 284 "Налоговые ставки" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной ставки налога на прибыль, установленной законом субъекта. Суд поддержал вывод налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком условий для применения налоговой льготы. Суд указал, что из буквального толкования положений закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.09.2011 N 87-оз "О ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" следует, что обязательным условием для применения пониженной ставки налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет субъекта РФ, является факт инвестиции в основной капитал (основные средства). Налогоплательщик в 2013 - 2015 годах, являясь владельцем лицензий на пользование участками недр, осуществлял инвестиции в основной капитал, нес расходы на геологоразведку. Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении льготы в 2015 году, поскольку вкладываемые налогоплательщиком инвестиции не ведут к образованию основных средств, поэтому не могут быть учтены при решении вопроса о правомерности применения льготы. Налогоплательщик осуществлял разработку месторождения, в частности оплатил подготовку проектной документации, бурение оценочных скважин, а в 2015 году должен был завершить строительство эксплуатационных скважин, но в 2015 году строительство скважин завершено не было, часть скважин были начаты и законсервированы, строительство других скважин даже не было начато. В качестве причины приостановления работ на месторождении налогоплательщик сослался на введение Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки санкций, предусматривающих ограничения на проведение работ по разработке трудноизвлекаемых запасов сланцевой нефти европейскими компаниями, а налогоплательщик является резидентом Нидерландов. Суд отклонил довод налогоплательщика о введении санкций, поскольку указанное не является обстоятельством непреодолимой силы, так как в данном случае сроки строительства, установленные технической документацией, были нарушены самим налогоплательщиком.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной ставки налога на прибыль, установленной законом субъекта. Суд поддержал вывод налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком условий для применения налоговой льготы. Суд указал, что из буквального толкования положений закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.09.2011 N 87-оз "О ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" следует, что обязательным условием для применения пониженной ставки налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет субъекта РФ, является факт инвестиции в основной капитал (основные средства). Налогоплательщик в 2013 - 2015 годах, являясь владельцем лицензий на пользование участками недр, осуществлял инвестиции в основной капитал, нес расходы на геологоразведку. Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении льготы в 2015 году, поскольку вкладываемые налогоплательщиком инвестиции не ведут к образованию основных средств, поэтому не могут быть учтены при решении вопроса о правомерности применения льготы. Налогоплательщик осуществлял разработку месторождения, в частности оплатил подготовку проектной документации, бурение оценочных скважин, а в 2015 году должен был завершить строительство эксплуатационных скважин, но в 2015 году строительство скважин завершено не было, часть скважин были начаты и законсервированы, строительство других скважин даже не было начато. В качестве причины приостановления работ на месторождении налогоплательщик сослался на введение Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки санкций, предусматривающих ограничения на проведение работ по разработке трудноизвлекаемых запасов сланцевой нефти европейскими компаниями, а налогоплательщик является резидентом Нидерландов. Суд отклонил довод налогоплательщика о введении санкций, поскольку указанное не является обстоятельством непреодолимой силы, так как в данном случае сроки строительства, установленные технической документацией, были нарушены самим налогоплательщиком.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эффективность инвестиционного налогового вычета для организаций
(Орлова О.Е.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 10)В Удмуртии право на ИНВ предоставлено организациям, реализующим инвестиционные проекты, связанные с осуществлением капитальных вложений, заключившим с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики специальные инвестиционные контракты или соглашения о государственно-частном партнерстве (Закон Удмуртской Республики от 05.03.2003 N 8-РЗ "О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности").
(Орлова О.Е.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 10)В Удмуртии право на ИНВ предоставлено организациям, реализующим инвестиционные проекты, связанные с осуществлением капитальных вложений, заключившим с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики специальные инвестиционные контракты или соглашения о государственно-частном партнерстве (Закон Удмуртской Республики от 05.03.2003 N 8-РЗ "О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности").
Нормативные акты
<Письмо> Минпросвещения России от 18.03.2022 N ДГ-708/06
"О направлении информации"В 2022 г. в 24 субъектах Российской Федерации установлены льготы по уплате налога на прибыль (по состоянию на 15 октября 2021 г. - в 15) (Республика Алтай, Республика Башкортостан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Марий Эл, Чувашская Республика - Чувашия, Камчатский край, Красноярский край, Хабаровский край, Воронежская область, Кемеровская область - Кузбасс, Липецкая область, Московская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Орловская область, Псковская область, Сахалинская область, Свердловская область, Томская область, Челябинская область, Севастополь, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), из них такие льготы установлены в отношении:
"О направлении информации"В 2022 г. в 24 субъектах Российской Федерации установлены льготы по уплате налога на прибыль (по состоянию на 15 октября 2021 г. - в 15) (Республика Алтай, Республика Башкортостан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Марий Эл, Чувашская Республика - Чувашия, Камчатский край, Красноярский край, Хабаровский край, Воронежская область, Кемеровская область - Кузбасс, Липецкая область, Московская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Орловская область, Псковская область, Сахалинская область, Свердловская область, Томская область, Челябинская область, Севастополь, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), из них такие льготы установлены в отношении:
Статья: Налогообложение нефтегазового сектора Российской Федерации: роль регионов
(Токарев А.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2013, N 5)Насколько значимым для рентабельности нефтяных проектов является предоставление налоговых льгот на региональном уровне? С позиций компаний наиболее предпочтительным вариантом в современных условиях является полная отмена налога на имущество и сокращение налога на прибыль на 4,5% на весь срок реализации проектов (вариант "НГР"). Пока такой объем льгот регионы не предоставляют.
(Токарев А.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2013, N 5)Насколько значимым для рентабельности нефтяных проектов является предоставление налоговых льгот на региональном уровне? С позиций компаний наиболее предпочтительным вариантом в современных условиях является полная отмена налога на имущество и сокращение налога на прибыль на 4,5% на весь срок реализации проектов (вариант "НГР"). Пока такой объем льгот регионы не предоставляют.
Статья: О проекте Концепции информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
(Наумов В.Б., Пчелинцев Г.А., Савельев Д.А.)
("Информационное право", 2008, N 2)Ханты-Мансийский автономный округ - Югра считает необходимым использовать предоставленные ему Налоговым кодексом РФ полномочия для создания привлекательного и благоприятного режима налогообложения ИТ-компаний в регионе.
(Наумов В.Б., Пчелинцев Г.А., Савельев Д.А.)
("Информационное право", 2008, N 2)Ханты-Мансийский автономный округ - Югра считает необходимым использовать предоставленные ему Налоговым кодексом РФ полномочия для создания привлекательного и благоприятного режима налогообложения ИТ-компаний в регионе.
Статья: Консолидированные налогоплательщики, налоги и региональные бюджеты
(Малис Н.И., Загрубская А.С.)
("Финансы", 2013, N 8)Данное обстоятельство кажется особенно досадным, поскольку крупнейший санкт-петербургский налогоплательщик - ОАО "Газпромнефть" только в 2006 г. зарегистрировался в городе, переехав туда из Омска, привлеченный условиями инвестиционной налоговой льготы по региональной части ставки налога на прибыль. Потери бюджета Омской области оценивались в 14 млрд руб. в год. Что же получается теперь? Поскольку основная деятельность организации ведется в нефтегазовых районах - в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской, Омской и Оренбургской областях, а перерабатывающие мощности размещены в Омской, Московской и Ярославской областях, то ясно, что именно эти регионы и станут основными получателями налога на прибыль, хотя принятые поправки, связанные с корректировкой расчетов налога на прибыль в течение трех лет, несколько смягчают ситуацию для прежних бенефициаров. Так или иначе, но и в абсолютных, и в относительных показателях бюджет Санкт-Петербурга недополучит весьма значительные суммы, что указывает на неизбежность секвестра его бюджета.
(Малис Н.И., Загрубская А.С.)
("Финансы", 2013, N 8)Данное обстоятельство кажется особенно досадным, поскольку крупнейший санкт-петербургский налогоплательщик - ОАО "Газпромнефть" только в 2006 г. зарегистрировался в городе, переехав туда из Омска, привлеченный условиями инвестиционной налоговой льготы по региональной части ставки налога на прибыль. Потери бюджета Омской области оценивались в 14 млрд руб. в год. Что же получается теперь? Поскольку основная деятельность организации ведется в нефтегазовых районах - в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской, Омской и Оренбургской областях, а перерабатывающие мощности размещены в Омской, Московской и Ярославской областях, то ясно, что именно эти регионы и станут основными получателями налога на прибыль, хотя принятые поправки, связанные с корректировкой расчетов налога на прибыль в течение трех лет, несколько смягчают ситуацию для прежних бенефициаров. Так или иначе, но и в абсолютных, и в относительных показателях бюджет Санкт-Петербурга недополучит весьма значительные суммы, что указывает на неизбежность секвестра его бюджета.
Статья: Налогообложение деятельности, связанной с реализацией соглашений о разделе продукции
(Салина А.И.)
("Налоговый вестник", 2001, N 12)В настоящее время в Российской Федерации подписаны четыре соглашения о реализации крупных инвестиционных проектов по добыче нефти и газа на условиях раздела продукции: "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Харьягинское месторождение" и "Самотлорское месторождение". Проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" выполняются в Охотском море, на шельфе острова Сахалин, Харьягинское месторождение находится в Ненецком автономном округе, а Самотлорское месторождение - в Ханты - Мансийском автономном округе.
(Салина А.И.)
("Налоговый вестник", 2001, N 12)В настоящее время в Российской Федерации подписаны четыре соглашения о реализации крупных инвестиционных проектов по добыче нефти и газа на условиях раздела продукции: "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Харьягинское месторождение" и "Самотлорское месторождение". Проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" выполняются в Охотском море, на шельфе острова Сахалин, Харьягинское месторождение находится в Ненецком автономном округе, а Самотлорское месторождение - в Ханты - Мансийском автономном округе.
Статья: Налогообложение деятельности, связанной с реализацией соглашений о разделе продукции
(Салина А.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001)- обычная система налогообложения при исполнении СРП. Соглашения "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское месторождение" подписаны с применением традиционной системы налогообложения, предусматривающей уплаты роялти, бонусов, прибыльной продукции, прибыли, отчислений в социальные фонды, платежей за землю и некоторых других. В настоящее время в России подписаны четыре соглашения о реализации крупных инвестиционных проектов по добыче нефти и газа на условиях раздела продукции: "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Харьягинское месторождение" и "Самотлорское месторождение". Проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" располагаются в Охотском море, на шельфе острова Сахалин, "Харьягинское месторождение" находится в Ненецком автономном округе, а "Самотлорское месторождение" - в Ханты - Мансийском автономном округе.
(Салина А.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001)- обычная система налогообложения при исполнении СРП. Соглашения "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское месторождение" подписаны с применением традиционной системы налогообложения, предусматривающей уплаты роялти, бонусов, прибыльной продукции, прибыли, отчислений в социальные фонды, платежей за землю и некоторых других. В настоящее время в России подписаны четыре соглашения о реализации крупных инвестиционных проектов по добыче нефти и газа на условиях раздела продукции: "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Харьягинское месторождение" и "Самотлорское месторождение". Проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" располагаются в Охотском море, на шельфе острова Сахалин, "Харьягинское месторождение" находится в Ненецком автономном округе, а "Самотлорское месторождение" - в Ханты - Мансийском автономном округе.
"150 споров, выигранных у налоговой"
(Зрелов А.П., Краснов М.В.)
("Статус-Кво 97", 2004)129. СУТЬ ДЕЛА: Кассационная инстанция считает обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требований ООО о необоснованном увеличении ИМНС налоговой базы по налогу на прибыль в связи с неприменением льгот.
(Зрелов А.П., Краснов М.В.)
("Статус-Кво 97", 2004)129. СУТЬ ДЕЛА: Кассационная инстанция считает обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требований ООО о необоснованном увеличении ИМНС налоговой базы по налогу на прибыль в связи с неприменением льгот.
Статья: Сравнительный анализ международной практики налогообложения нефтедобывающей отрасли
(Горбунова Е.Н.)
("Юрист", 2016, N 10)Характеристика налогового режима в нефтедобывающей отрасли России. Современная система налогообложения нефтяного сектора включает в себя следующие налоги: российские компании, занимающиеся добычей нефти и газа, уплачивают: налог на прибыль по ставке 20% (минимальная ставка может составлять 15,5%) (льготы могут применяться в размере 4% и 4,5% в ХМАО и ЯНАО), налог на добавленную стоимость (НДС) по ставке 18%, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), платежи за пользование недрами и прочие налоги в отношении юридических лиц (включая налог на имущество и отчисления на страховые взносы), а также таможенные платежи и акцизы.
(Горбунова Е.Н.)
("Юрист", 2016, N 10)Характеристика налогового режима в нефтедобывающей отрасли России. Современная система налогообложения нефтяного сектора включает в себя следующие налоги: российские компании, занимающиеся добычей нефти и газа, уплачивают: налог на прибыль по ставке 20% (минимальная ставка может составлять 15,5%) (льготы могут применяться в размере 4% и 4,5% в ХМАО и ЯНАО), налог на добавленную стоимость (НДС) по ставке 18%, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), платежи за пользование недрами и прочие налоги в отношении юридических лиц (включая налог на имущество и отчисления на страховые взносы), а также таможенные платежи и акцизы.
Статья: Инструментарий налоговой политики в современных условиях
(Мамонова И.В.)
("Налоги" (журнал), 2019, N 5)Гораздо менее активно, на наш взгляд, задействован инструмент введения налоговых льгот, в том числе и таких значимых для развития бизнеса, какими являются льготы инвестиционного характера <5>. Введенный с 1 января 2018 г. (п. 47 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) инвестиционный вычет по налогу на прибыль, предполагающий уменьшение так называемого налогового оклада, т.е. предварительно рассчитанного налога на прибыль, принят с 1 января 2019 г. ограниченным количеством регионов, среди которых Ханты-Мансийский АО - Югра, Республика Карелия, Амурская область, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий АО, Удмуртская Республика, Вологодская, Калужская и Сахалинская области, при этом почти все из вышеперечисленных субъектов РФ ввели ограничения по видам деятельности или по стоимости капитальных вложений, или ограничили вычет ставкой налога, или использовали совокупность ограничений. Дополнительно существует ряд ограничений и федерального характера. К тому же следует отметить позиции, которые существенно снижают привлекательность данной льготы даже при условии принятия регионального закона. Например, к таковым можно отнести:
(Мамонова И.В.)
("Налоги" (журнал), 2019, N 5)Гораздо менее активно, на наш взгляд, задействован инструмент введения налоговых льгот, в том числе и таких значимых для развития бизнеса, какими являются льготы инвестиционного характера <5>. Введенный с 1 января 2018 г. (п. 47 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) инвестиционный вычет по налогу на прибыль, предполагающий уменьшение так называемого налогового оклада, т.е. предварительно рассчитанного налога на прибыль, принят с 1 января 2019 г. ограниченным количеством регионов, среди которых Ханты-Мансийский АО - Югра, Республика Карелия, Амурская область, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий АО, Удмуртская Республика, Вологодская, Калужская и Сахалинская области, при этом почти все из вышеперечисленных субъектов РФ ввели ограничения по видам деятельности или по стоимости капитальных вложений, или ограничили вычет ставкой налога, или использовали совокупность ограничений. Дополнительно существует ряд ограничений и федерального характера. К тому же следует отметить позиции, которые существенно снижают привлекательность данной льготы даже при условии принятия регионального закона. Например, к таковым можно отнести:
Вопрос: Является ли государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей социально ориентированной некоммерческой организацией? Может ли данное учреждение пользоваться различными преференциями и мерами поддержки, установленными для таких организаций?
("Руководитель бюджетной организации", 2017, N 11)Однако на практике под социально ориентированными некоммерческими организациями, как правило, понимаются именно негосударственные и немуниципальные организации. При этом в конкретных случаях нормативные правовые акты, устанавливающие преференции или меры поддержки для СО НКО, могут прямо исключать государственные и муниципальные учреждения из числа получателей таких преференций и мер поддержки. Например, преференции, установленные для социально ориентированных некоммерческих организаций в ч. 2 ст. 30 Закона о контрактной системе <1>, на государственные и муниципальные учреждения не распространяются, поскольку их учредителями являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования. Но если такого исключения в том или ином нормативном правовом акте нет, формально государственное бюджетное учреждение дополнительного образования имеет право получать установленную преференцию или меру поддержки. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе пониженная ставка налога на прибыль 14% (в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ) применяется по отношению к региональными СО НКО, осуществляющим установленные виды деятельности (в том числе образовательную деятельность), доходы которых в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений составляют не менее 90% в сумме всех доходов, при этом государственные и муниципальные учреждения из числа пользователей льготы не исключаются <2>.
("Руководитель бюджетной организации", 2017, N 11)Однако на практике под социально ориентированными некоммерческими организациями, как правило, понимаются именно негосударственные и немуниципальные организации. При этом в конкретных случаях нормативные правовые акты, устанавливающие преференции или меры поддержки для СО НКО, могут прямо исключать государственные и муниципальные учреждения из числа получателей таких преференций и мер поддержки. Например, преференции, установленные для социально ориентированных некоммерческих организаций в ч. 2 ст. 30 Закона о контрактной системе <1>, на государственные и муниципальные учреждения не распространяются, поскольку их учредителями являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования. Но если такого исключения в том или ином нормативном правовом акте нет, формально государственное бюджетное учреждение дополнительного образования имеет право получать установленную преференцию или меру поддержки. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе пониженная ставка налога на прибыль 14% (в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ) применяется по отношению к региональными СО НКО, осуществляющим установленные виды деятельности (в том числе образовательную деятельность), доходы которых в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений составляют не менее 90% в сумме всех доходов, при этом государственные и муниципальные учреждения из числа пользователей льготы не исключаются <2>.