Льготы коренным малочисленным народам
Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы коренным малочисленным народам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Уточнены условия налоговой льготы для земельных участков
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Уточнены условия налоговой льготы для земельных участков
Статья: Толкование конституций в республиках - субъектах Российской Федерации: от судебного к какому?
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Из всех созданных на сегодня конституционных советов только Конституционный совет Республики Саха (Якутия) принимал Постановления о толковании конституционных положений: 29 июня 2023 г. Постановление "По делу о толковании пункта 8 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в части ведения Республики Саха (Якутия) об образовании целевых фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера", 8 февраля 2024 г. Постановление "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" и 18 апреля 2024 г. Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)". Во всех трех случаях поводом к толкованию послужило обращение народных депутатов Республики Саха (Якутия). Примечательно, что в резолютивной части всех постановлений о толковании говорится, что они являются официальными и обязательными. Обратим внимание, что в Постановлении "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" в процессе толкования Конституционный совет Республики Саха (Якутия) пришел к выводу об "утрате юридической актуальности" положения части 1 статьи 22 Конституции республики, так как оно "перестало выражать реальные образовательные отношения в Республике Саха (Якутия)". В связи с этим Конституционный совет Республики Саха (Якутия) в резолютивной части сформулировал предположение о "нормативной корреляции" Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "как конституционным законодателем, правомочным внести в действующее конституционное регулирование образовательных отношений необходимые изменения". Тем самым Конституционный совет Республики Саха (Якутия) не только разъяснил запрашиваемые конституционные положения, но и выявил те нормы республиканской конституции, которые нуждаются в корректировке, тем самым проделав полезную работу в осуществлении полномочия Республики Саха (Якутия) по обеспечению соответствия своего Основного закона Конституции Российской Федерации. Не менее интересным видится и Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", которое Конституционный совет вынес, опираясь в том числе на правовые позиции, сформулированные ранее Конституционным судом Республики Саха (Якутия) <9>. Конституционный совет разъяснил конституционное положение, имеющее безусловное практическое значение в законотворческой практике, об отсутствии каких-либо нормативных запретов или ограничений реализации конституционного права законодательной инициативы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Все это свидетельствует о неоспоримом потенциале интерпретационной деятельности новых конституционных органов республик.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Из всех созданных на сегодня конституционных советов только Конституционный совет Республики Саха (Якутия) принимал Постановления о толковании конституционных положений: 29 июня 2023 г. Постановление "По делу о толковании пункта 8 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в части ведения Республики Саха (Якутия) об образовании целевых фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера", 8 февраля 2024 г. Постановление "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" и 18 апреля 2024 г. Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)". Во всех трех случаях поводом к толкованию послужило обращение народных депутатов Республики Саха (Якутия). Примечательно, что в резолютивной части всех постановлений о толковании говорится, что они являются официальными и обязательными. Обратим внимание, что в Постановлении "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" в процессе толкования Конституционный совет Республики Саха (Якутия) пришел к выводу об "утрате юридической актуальности" положения части 1 статьи 22 Конституции республики, так как оно "перестало выражать реальные образовательные отношения в Республике Саха (Якутия)". В связи с этим Конституционный совет Республики Саха (Якутия) в резолютивной части сформулировал предположение о "нормативной корреляции" Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "как конституционным законодателем, правомочным внести в действующее конституционное регулирование образовательных отношений необходимые изменения". Тем самым Конституционный совет Республики Саха (Якутия) не только разъяснил запрашиваемые конституционные положения, но и выявил те нормы республиканской конституции, которые нуждаются в корректировке, тем самым проделав полезную работу в осуществлении полномочия Республики Саха (Якутия) по обеспечению соответствия своего Основного закона Конституции Российской Федерации. Не менее интересным видится и Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", которое Конституционный совет вынес, опираясь в том числе на правовые позиции, сформулированные ранее Конституционным судом Республики Саха (Якутия) <9>. Конституционный совет разъяснил конституционное положение, имеющее безусловное практическое значение в законотворческой практике, об отсутствии каких-либо нормативных запретов или ограничений реализации конституционного права законодательной инициативы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Все это свидетельствует о неоспоримом потенциале интерпретационной деятельности новых конституционных органов республик.
Нормативные акты
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)В Арктической зоне России организация и функционирование ООПТ регулируются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике <5> охрана окружающей среды обозначена как национальный интерес России. Для реализации указанных Основ утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года <6> (далее - Стратегия развития Арктической зоны России). Необходимость принятия такого документа была связана с особенностями региона, среди которых отмечаются его экстремальные природно-климатические условия, высокая чувствительность экологических систем к внешним воздействиям, климатические изменения, способствующие возникновению рисков для хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды, и др. В Стратегии развития Арктической зоны России обозначены основные направления реализации государственной политики (развитие добывающей промышленности, рыбной промышленности, транспортной инфраструктуры, туризма, социальная поддержка местного населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, и др.), предусмотрены целевые показатели ее реализации, но не определена стратегия государства в области охраны окружающей среды. Декларированный в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике комплексный подход к решению проблем Арктики до сих пор не реализован на практике <7>.
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)В Арктической зоне России организация и функционирование ООПТ регулируются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике <5> охрана окружающей среды обозначена как национальный интерес России. Для реализации указанных Основ утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года <6> (далее - Стратегия развития Арктической зоны России). Необходимость принятия такого документа была связана с особенностями региона, среди которых отмечаются его экстремальные природно-климатические условия, высокая чувствительность экологических систем к внешним воздействиям, климатические изменения, способствующие возникновению рисков для хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды, и др. В Стратегии развития Арктической зоны России обозначены основные направления реализации государственной политики (развитие добывающей промышленности, рыбной промышленности, транспортной инфраструктуры, туризма, социальная поддержка местного населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, и др.), предусмотрены целевые показатели ее реализации, но не определена стратегия государства в области охраны окружающей среды. Декларированный в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике комплексный подход к решению проблем Арктики до сих пор не реализован на практике <7>.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)2. Принцип справедливости Конституционным Судом РФ связывается с соразмерным и обоснованным распределением объема прав и льгот в целях обеспечения равенства всех правопользователей (например, см. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 N 17-П: "Как известно, принцип формального равенства всех граждан перед законом и судом в целях достижения фактического равенства корректируется системой льгот и преимуществ для определенных категорий граждан. Так, в мировой практике для коренных малочисленных народов устанавливаются льготы, связанные с освобождением от воинской обязанности, от уплаты налогов, сборов и т.п." <1>).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)2. Принцип справедливости Конституционным Судом РФ связывается с соразмерным и обоснованным распределением объема прав и льгот в целях обеспечения равенства всех правопользователей (например, см. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 N 17-П: "Как известно, принцип формального равенства всех граждан перед законом и судом в целях достижения фактического равенства корректируется системой льгот и преимуществ для определенных категорий граждан. Так, в мировой практике для коренных малочисленных народов устанавливаются льготы, связанные с освобождением от воинской обязанности, от уплаты налогов, сборов и т.п." <1>).
Статья: "Дорожная карта" внесения изменений и дополнений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации
(Миронов Д.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Контрольная деятельность конституционного совета могла бы охватить в том числе договоры и соглашения региональных структур с пользователями недр. Можно подчеркнуть и актуальность ревизионной деятельности органа. Где это уместно, конституционный совет осуществлял бы ревизию расходования средств, поступающих муниципальным образованиям и родовым общинам КМНС. Конституционный совет мог бы давать заключения о состоянии нормативного обеспечения реализации, например, молодежной политики, укрепления общественного здоровья, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, социальной защиты, обеспечения уважения к труду, гарантирования прав коренных малочисленных народов и пр. По запросу организации ветеранов ВОВ и правоохранительных органов мог бы давать заключения по правовому регулированию отношений воспитания у детей (молодежи) патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, бережного и уважительного отношения к памятникам, старшему поколению и т.д. В интересах формирования профессиональной защиты законодательства и законных интересов функцию представительства субъекта Федерации перед судебными инстанциями можно вменить конституционному совету.
(Миронов Д.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)Контрольная деятельность конституционного совета могла бы охватить в том числе договоры и соглашения региональных структур с пользователями недр. Можно подчеркнуть и актуальность ревизионной деятельности органа. Где это уместно, конституционный совет осуществлял бы ревизию расходования средств, поступающих муниципальным образованиям и родовым общинам КМНС. Конституционный совет мог бы давать заключения о состоянии нормативного обеспечения реализации, например, молодежной политики, укрепления общественного здоровья, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, социальной защиты, обеспечения уважения к труду, гарантирования прав коренных малочисленных народов и пр. По запросу организации ветеранов ВОВ и правоохранительных органов мог бы давать заключения по правовому регулированию отношений воспитания у детей (молодежи) патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, бережного и уважительного отношения к памятникам, старшему поколению и т.д. В интересах формирования профессиональной защиты законодательства и законных интересов функцию представительства субъекта Федерации перед судебными инстанциями можно вменить конституционному совету.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Законодатель предусматривает льготные условия использования водных объектов коренными малочисленными народами Севера, Сибири, Дальнего Востока нашей страны в рамках их традиционного природопользования. В этих случаях согласно ст. 11 ВК РФ не предписано заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Одновременно следует пояснить, что данные льготы не распространяются, к примеру, на предпринимательскую деятельность представителей коренных малочисленных народов.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Законодатель предусматривает льготные условия использования водных объектов коренными малочисленными народами Севера, Сибири, Дальнего Востока нашей страны в рамках их традиционного природопользования. В этих случаях согласно ст. 11 ВК РФ не предписано заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Одновременно следует пояснить, что данные льготы не распространяются, к примеру, на предпринимательскую деятельность представителей коренных малочисленных народов.