Льготное лекарственное обеспечение детей-инвалидов

Подборка наиболее важных документов по запросу Льготное лекарственное обеспечение детей-инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.07.2022 N 88-13720/2022 по делу N 2-2104/2022
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами; 2) О возмещении убытков.
Обстоятельства: Несовершеннолетний ребенок истицы является инвалидом, у него имеется право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по жизненным показаниям, однако в спорный период рецепты на лекарственные препараты не выписывались по причине их отсутствия, истица вынуждена была приобретать лекарственные препараты за свой счет.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции согласился с обоснованностью выводов суда первой инстанции о том, что именно на Министерстве здравоохранения Кировской области лежит обязанность по обеспечению лекарственными препаратами по жизненным показаниям ребенку инвалиду ФИО1, а понесенные расходы на восстановление нарушенного права несовершеннолетнего являются убытками. Причины, по которым пациент при наличии оснований не обеспечен жизненно-необходимыми лекарственными препаратами (невыписка рецепта, отсутствие препарата и др.) суд апелляционной инстанции посчитал правового значения не имеют, не свидетельствуют об отсутствии вины ответчика, а напротив указывают на ненадлежащую организацию процесса обеспечения лекарственными препаратами. Отсутствие льготного рецепта не может умалять право ребенка-инвалида на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему по жизненным показаниям.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Отдельные вопросы защиты прав детей с редкими (орфанными) заболеваниями на лекарственное обеспечение
(Огурцова М.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)
Несовершеннолетние, страдающие редкими (орфанными) заболеваниями, не входящими в вышеуказанные перечни, имеют право на льготное лекарственное обеспечение при наличии статуса ребенка-инвалида, до достижения трех лет или шести лет, если речь идет о детях из многодетных семей <12>.
Статья: Актуальные вопросы льготного лекарственного обеспечения
(Шишов М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 5)
Первой коллизией является дублирование права на льготное лекарственное обеспечение у граждан, являющихся одновременно и федеральными, и региональными льготниками. Например, инвалиды имеют право на получение льготных лекарственных препаратов как "федеральные льготники" в рамках положений ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ). Одновременно инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы и дети-инвалиды также имеют право на бесплатное получение лекарственных средств как "региональные льготники" в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, с учетом норм Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства РФ N 890). При этом обращает на себя внимание различный объем требований к лекарственному обеспечению федеральных и региональных льготников. В частности, в силу ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ инвалид как "федеральный льготник" имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, которые, во-первых, предусмотрены стандартами медицинской помощи, во-вторых, входят в особый перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Напротив, тот же инвалид, уже как "региональный льготник", согласно Постановлению Правительства РФ N 890, имеет право на обеспечение всеми лекарственными средствами. Иначе говоря, если рассматривать объем финансирования, необходимого для льготного лекарственного обеспечения одного инвалида, то региональные бюджеты потенциально несут большую нагрузку. В то же время "федеральный льготник" в силу ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ вправе отказаться от получения льготных лекарственных препаратов в пользу денежной компенсации. В результате отмечается увеличение нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации вследствие роста численности граждан, получающих и выплаты из федерального бюджета за отказ от льготных лекарств (положенных им как федеральным льготникам), и сами лекарственные препараты (в рамках региональной льготы), на что указано в письме Росздравнадзора от 15 июня 2018 г. N 01И-1458/18 <4>.

Нормативные акты

<Письмо> Минздрава России от 21.06.2023 N 25-1/И/2-10980
<О направлении перечня мероприятий, направленных на сохранение права граждан на набор социальных услуг в части лекарственного обеспечения>
Кроме того, своевременное оказание медицинской помощи в части льготного лекарственного обеспечения лицам, имеющим право на НСУ, позволит снизить нагрузку на скорую медицинскую помощь и медицинские организации с круглосуточным пребыванием.