Лес на землях сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Лес на землях сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 81 "Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений" ЛК РФ"Вместе с тем, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, не отнесено к компетенции органов местного самоуправления и устанавливаются Правительством Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 77 "Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ"Из положений ст. ст. 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 123. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 123. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В силу Закона о водных ресурсах не требуется разрешений и лицензий: для использования воды в целях предотвращения угрозы общественной безопасности при условии, что предполагаемый ущерб превышает связанные с этим неблагоприятные изменения свойств воды; в процессе учений воинских подразделений и служб общественной безопасности; для временного помещения в водоем каких-либо веществ. Осуществление перечисленных видов водопользования возможно при отсутствии их влияния на другие виды водопользования и неблагоприятных изменений свойств воды (§ 8). Федеральные земли могут признать не требующим разрешения сброс в прибрежные воды грунтовых, родниковых и дождевых вод и других веществ, если нет угрозы существенного неблагоприятного изменения свойств воды. Кроме того, без разрешения допускается использование подземных вод (путем добычи и сброса) для нужд домохозяйства и фермы, поения скота за пределами фермы, для временного использования в небольших количествах; в целях дренажа почвы на землях, используемых в сельскохозяйственных, лесных или садоводческих целях; при отсутствии существенного негативного воздействия на водный баланс (§ 43, 46).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В силу Закона о водных ресурсах не требуется разрешений и лицензий: для использования воды в целях предотвращения угрозы общественной безопасности при условии, что предполагаемый ущерб превышает связанные с этим неблагоприятные изменения свойств воды; в процессе учений воинских подразделений и служб общественной безопасности; для временного помещения в водоем каких-либо веществ. Осуществление перечисленных видов водопользования возможно при отсутствии их влияния на другие виды водопользования и неблагоприятных изменений свойств воды (§ 8). Федеральные земли могут признать не требующим разрешения сброс в прибрежные воды грунтовых, родниковых и дождевых вод и других веществ, если нет угрозы существенного неблагоприятного изменения свойств воды. Кроме того, без разрешения допускается использование подземных вод (путем добычи и сброса) для нужд домохозяйства и фермы, поения скота за пределами фермы, для временного использования в небольших количествах; в целях дренажа почвы на землях, используемых в сельскохозяйственных, лесных или садоводческих целях; при отсутствии существенного негативного воздействия на водный баланс (§ 43, 46).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отношении трактовки понятия "лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности", которые расположены на территории муниципальных образований, отсутствует однозначность, что отмечают многие ученые <1>. Согласно ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Однако в соответствии со ст. 6 ЛК РФ есть леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда (земли сельскохозяйственного назначения и иные земли). Таким образом, муниципальные образования не вправе иметь в собственности леса, но лесные участки могут находиться в муниципальной собственности в соответствии с земельным законодательством.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отношении трактовки понятия "лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности", которые расположены на территории муниципальных образований, отсутствует однозначность, что отмечают многие ученые <1>. Согласно ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Однако в соответствии со ст. 6 ЛК РФ есть леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда (земли сельскохозяйственного назначения и иные земли). Таким образом, муниципальные образования не вправе иметь в собственности леса, но лесные участки могут находиться в муниципальной собственности в соответствии с земельным законодательством.
Ситуация: Как осуществляется заготовка гражданами древесины для собственных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заготовка древесины для собственных нужд не является предпринимательской деятельностью. Порядок и нормативы такой заготовки древесины устанавливаются, как правило, законами субъектов РФ, в том числе при использовании лесов на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 3, 5 ст. 30, ч. 2 ст. 123 ЛК РФ; п. п. 4, 14 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заготовка древесины для собственных нужд не является предпринимательской деятельностью. Порядок и нормативы такой заготовки древесины устанавливаются, как правило, законами субъектов РФ, в том числе при использовании лесов на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 3, 5 ст. 30, ч. 2 ст. 123 ЛК РФ; п. п. 4, 14 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509).
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (пп. 6 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (пп. 6 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Информация: Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития инфраструктуры для жизни
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Но в то же время у нас много сегодня различных пустырей, у нас много различных земель, неэффективно используемых. То есть у нас развитие многих населенных пунктов фактически закрыто землями лесного или сельскохозяйственного назначения. Включение в границы новых земель - это значительные временные затраты и административные барьеры.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Но в то же время у нас много сегодня различных пустырей, у нас много различных земель, неэффективно используемых. То есть у нас развитие многих населенных пунктов фактически закрыто землями лесного или сельскохозяйственного назначения. Включение в границы новых земель - это значительные временные затраты и административные барьеры.
Ситуация: Какие установлены правила выпаса скота и какова ответственность за их нарушение?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено;