Легализация самозанятых граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Легализация самозанятых граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реформирование института налоговой обязанности в условиях цифровизации: новые подходы и характер правового регулирования (часть 1)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 10)Для подтверждения тезиса о необходимости обеспечения соответствия между новациями и их правовой регламентацией в рамках существующей правовой концепции приведем несколько примеров. Во-первых, фундаментальной основой исполнения налоговой обязанности является ее обязательный и безусловный характер, что означает отсутствие возможности неисполнения налоговой обязанности в силу сложности, затратности налогообложения и непредоставления налогоплательщику упрощенного и льготного режима налогообложения. Сам факт отсутствия льгот и удобств не освобождает лицо от обязанности по уплате налога и не является основанием для уклонения от уплаты налога, равно как и их наличие не является обязательным условием со стороны налогоплательщика для его "согласия на уплату налога". Однако - в качестве эксперимента - в целях легализации самозанятым (в условиях отсутствия понятия легализации в целях налогообложения и введения новой категории налогоплательщиков, не предусмотренной Налоговым кодексом РФ) был предложен добровольный "выход из тени" на условиях простого, удобного и льготного налогообложения, не предусмотренного для добросовестных плательщиков.
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 10)Для подтверждения тезиса о необходимости обеспечения соответствия между новациями и их правовой регламентацией в рамках существующей правовой концепции приведем несколько примеров. Во-первых, фундаментальной основой исполнения налоговой обязанности является ее обязательный и безусловный характер, что означает отсутствие возможности неисполнения налоговой обязанности в силу сложности, затратности налогообложения и непредоставления налогоплательщику упрощенного и льготного режима налогообложения. Сам факт отсутствия льгот и удобств не освобождает лицо от обязанности по уплате налога и не является основанием для уклонения от уплаты налога, равно как и их наличие не является обязательным условием со стороны налогоплательщика для его "согласия на уплату налога". Однако - в качестве эксперимента - в целях легализации самозанятым (в условиях отсутствия понятия легализации в целях налогообложения и введения новой категории налогоплательщиков, не предусмотренной Налоговым кодексом РФ) был предложен добровольный "выход из тени" на условиях простого, удобного и льготного налогообложения, не предусмотренного для добросовестных плательщиков.
Статья: Налог на профессиональный доход: потенциал внедрения в деятельность личных подсобных хозяйств граждан
(Загурский А.О.)
("Финансы", 2025, N 7)Важно отметить, что НПД как специальный налоговый режим направлен не только на решение фискальных задач по формированию новых источников дохода бюджетной системы России, но и на вовлечение масштабного числа лиц, ведущих самостоятельную экономическую деятельность, в официальное правовое пространство путем легализации деятельности в качестве самозанятых. НПД не позволяет существенно пополнить бюджеты. Его основное предназначение состоит в выводе из тени самозанятых граждан, легализации их доходов и обеспечении исполнения ими конституционных обязанностей по соблюдению принципа справедливости налогообложения [1]. Авторы исследований отмечают, что рост числа зарегистрированных самозанятых происходит благодаря целому ряду социально-экономических факторов и программ государственной помощи [2]. Особенностью НПД как инструмента вывода деятельности самозанятых граждан в официальное правовое пространство является то, что он не дифференцирует подходы в регулировании различных секторов экономики, а использует единые, унифицированные правила работы.
(Загурский А.О.)
("Финансы", 2025, N 7)Важно отметить, что НПД как специальный налоговый режим направлен не только на решение фискальных задач по формированию новых источников дохода бюджетной системы России, но и на вовлечение масштабного числа лиц, ведущих самостоятельную экономическую деятельность, в официальное правовое пространство путем легализации деятельности в качестве самозанятых. НПД не позволяет существенно пополнить бюджеты. Его основное предназначение состоит в выводе из тени самозанятых граждан, легализации их доходов и обеспечении исполнения ими конституционных обязанностей по соблюдению принципа справедливости налогообложения [1]. Авторы исследований отмечают, что рост числа зарегистрированных самозанятых происходит благодаря целому ряду социально-экономических факторов и программ государственной помощи [2]. Особенностью НПД как инструмента вывода деятельности самозанятых граждан в официальное правовое пространство является то, что он не дифференцирует подходы в регулировании различных секторов экономики, а использует единые, унифицированные правила работы.
Ситуация: Кто относится к самозанятым гражданам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В части применения самозанятыми лицами специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" см., например, ситуацию "Как самозанятым гражданам легализовать свою деятельность?".
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В части применения самозанятыми лицами специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" см., например, ситуацию "Как самозанятым гражданам легализовать свою деятельность?".
Статья: Объективные признаки введения в легальный оборот термина "самозанятый гражданин"
(Лукьянов К.Ю.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Прогнозируя дальнейшие преобразования, можно говорить о том, что самозанятость, реализуемая сегодня в формате проведения эксперимента по уплате НПД, по завершении эксперимента будет переведена на постоянную основу, а законодательные нормы актуализированы с учетом потребности в легализации самозанятых граждан и признании их правового статуса, что еще больше подчеркивает значимость введения в оборот легального и закрепленного в нормах права понятия "самозанятый гражданин".
(Лукьянов К.Ю.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Прогнозируя дальнейшие преобразования, можно говорить о том, что самозанятость, реализуемая сегодня в формате проведения эксперимента по уплате НПД, по завершении эксперимента будет переведена на постоянную основу, а законодательные нормы актуализированы с учетом потребности в легализации самозанятых граждан и признании их правового статуса, что еще больше подчеркивает значимость введения в оборот легального и закрепленного в нормах права понятия "самозанятый гражданин".
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Уральского округа от 13.05.2025 N А60-28456/2024 <Доначисление страховых взносов на выплаты самозанятым признали необоснованным>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)Заключение договоров с самозанятыми гражданами соответствует целям легализации их доходов и ведения предпринимательской деятельности. Само по себе осуществление лицом лично работы определенного рода (контроль входящей корреспонденции и отправка исходящей корреспонденции; осмотр, ремонт оборудования, перевозка оборудования), которая относится к обеспечению деятельности организации на регулярной основе, не порождает признаков трудовых отношений.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)Заключение договоров с самозанятыми гражданами соответствует целям легализации их доходов и ведения предпринимательской деятельности. Само по себе осуществление лицом лично работы определенного рода (контроль входящей корреспонденции и отправка исходящей корреспонденции; осмотр, ремонт оборудования, перевозка оборудования), которая относится к обеспечению деятельности организации на регулярной основе, не порождает признаков трудовых отношений.
Статья: "Серебряный" возраст на рынке труда
(Скачкова Г.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Во всем мире проблема старения населения и изменение качественных характеристик рабочей силы решается разными способами: привлечение работников из-за рубежа, увеличение количества частично занятых работников (с использованием режимов неполного рабочего времени либо занятости работающих периодически и дистанционно), появление новых форм труда (телеработа, на основе цифровых платформ и др.), легализация самозанятых, вовлечение к участию в посильном для них труде лиц, хотя и нуждающихся в социальной защите, но в той или иной мере трудоспособных (инвалидов, несовершеннолетних, семей с детьми и т.п.), и т.д.
(Скачкова Г.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)Во всем мире проблема старения населения и изменение качественных характеристик рабочей силы решается разными способами: привлечение работников из-за рубежа, увеличение количества частично занятых работников (с использованием режимов неполного рабочего времени либо занятости работающих периодически и дистанционно), появление новых форм труда (телеработа, на основе цифровых платформ и др.), легализация самозанятых, вовлечение к участию в посильном для них труде лиц, хотя и нуждающихся в социальной защите, но в той или иной мере трудоспособных (инвалидов, несовершеннолетних, семей с детьми и т.п.), и т.д.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Нам близка позиция Л.И. Филющенко о том, что по своему экономическому положению самозанятые ближе к наемным работникам, чем к субъектам предпринимательской деятельности <1>. И самозанятого, и предпринимателя роднит приложение своего труда для целей получения дохода, однако, как правило, в трудовой деятельности самозанятого отсутствует предпринимательский риск <2>. На наш взгляд, в определении отраслевой природы норм, которые должны были быть изменены для легализации положения самозанятых граждан, была допущена серьезная ошибка. Авторы Федерального закона N 199-ФЗ "увлеклись" необходимостью исключить всякую возможность признания самостоятельного труда самозанятых граждан "незаконной предпринимательской деятельностью" и поэтому признали их субъектами предпринимательской деятельности. Однако труд самозанятых по своей сути не имеет многих элементов предпринимательской деятельности, не носит рисковый характер. Многие самозанятые получают заказы от одного-двух заказчиков, что вполне укладывается в схему взаимодействия работника, работающего по основному месту работы и по совместительству. О.Ю. Павловская указывает, что понятие "прибыль" и "доход" не являются тождественными, в связи с чем деятельность самозанятого не направлена на получение прибыли <3>. Правильным вариантом для легализации самозанятого было бы внести соответствующие изменения в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", включив его в круг лиц, которых законодатель считает занятыми (статья 2) и посвятив ему одну или несколько статей, в которых и можно было бы раскрыть определение самозанятого и необходимость соблюдения определенного налогового режима <4>. Такой подход позволил бы придать самозанятому гражданину правовой статус, отвечающий его потребностям и не сопровождающийся несвойственными последствиями (в качестве которого можно назвать обнаружившуюся неопределенность в вопросе о том, в каких судах необходимо рассматривать споры с участием самозанятых <5>). В настоящее время его статус следует признавать прекаризованным (по сравнению со статусом работающего по трудовому договору) за счет переложения на самозанятого многих социальных рисков, которые обычно несет работодатель. Кроме того, после появления в нашей стране возможности легализоваться в качестве самозанятого, начался процесс смешения самозанятых с лицами, занятыми в рамках платформенной занятости <6>, еще одной прекаризованной формы занятости, в свою очередь нуждающейся в тщательном научном анализе. Е.А. Черных и Н.В. Локтюхина указывают, что в настоящее время цифровые платформы популяризируют официальную самозанятость среди платформенных работников, интегрируя платформы с сервисами ФНС, создают специальные платформы для самозанятых (например, "Яндекс.Про"), предлагают самозанятым определенные бонусы <7>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Нам близка позиция Л.И. Филющенко о том, что по своему экономическому положению самозанятые ближе к наемным работникам, чем к субъектам предпринимательской деятельности <1>. И самозанятого, и предпринимателя роднит приложение своего труда для целей получения дохода, однако, как правило, в трудовой деятельности самозанятого отсутствует предпринимательский риск <2>. На наш взгляд, в определении отраслевой природы норм, которые должны были быть изменены для легализации положения самозанятых граждан, была допущена серьезная ошибка. Авторы Федерального закона N 199-ФЗ "увлеклись" необходимостью исключить всякую возможность признания самостоятельного труда самозанятых граждан "незаконной предпринимательской деятельностью" и поэтому признали их субъектами предпринимательской деятельности. Однако труд самозанятых по своей сути не имеет многих элементов предпринимательской деятельности, не носит рисковый характер. Многие самозанятые получают заказы от одного-двух заказчиков, что вполне укладывается в схему взаимодействия работника, работающего по основному месту работы и по совместительству. О.Ю. Павловская указывает, что понятие "прибыль" и "доход" не являются тождественными, в связи с чем деятельность самозанятого не направлена на получение прибыли <3>. Правильным вариантом для легализации самозанятого было бы внести соответствующие изменения в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", включив его в круг лиц, которых законодатель считает занятыми (статья 2) и посвятив ему одну или несколько статей, в которых и можно было бы раскрыть определение самозанятого и необходимость соблюдения определенного налогового режима <4>. Такой подход позволил бы придать самозанятому гражданину правовой статус, отвечающий его потребностям и не сопровождающийся несвойственными последствиями (в качестве которого можно назвать обнаружившуюся неопределенность в вопросе о том, в каких судах необходимо рассматривать споры с участием самозанятых <5>). В настоящее время его статус следует признавать прекаризованным (по сравнению со статусом работающего по трудовому договору) за счет переложения на самозанятого многих социальных рисков, которые обычно несет работодатель. Кроме того, после появления в нашей стране возможности легализоваться в качестве самозанятого, начался процесс смешения самозанятых с лицами, занятыми в рамках платформенной занятости <6>, еще одной прекаризованной формы занятости, в свою очередь нуждающейся в тщательном научном анализе. Е.А. Черных и Н.В. Локтюхина указывают, что в настоящее время цифровые платформы популяризируют официальную самозанятость среди платформенных работников, интегрируя платформы с сервисами ФНС, создают специальные платформы для самозанятых (например, "Яндекс.Про"), предлагают самозанятым определенные бонусы <7>.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Следующий проект, который состоялся и может считаться успешным, - это легализация самозанятых граждан путем создания простого налогового режима без отчетности и с минимумом издержек.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Следующий проект, который состоялся и может считаться успешным, - это легализация самозанятых граждан путем создания простого налогового режима без отчетности и с минимумом издержек.