Лечебно-оздоровительные местности
Подборка наиболее важных документов по запросу Лечебно-оздоровительные местности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 95 "Земли особо охраняемых природных территорий" ЗК РФ"В настоящее время в закрытом перечне видов земель особо охраняемых территорий (пункт 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ, статья 95 Земельного кодекса РФ) отсутствуют земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Водные объекты общего пользования" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Оценив представленные по делу сторонами спора доказательства в их совокупности и взаимной связи и установив, что в собственности ответчика в границах спорного земельного участка с кадастровым номером N, площадью 129 000 м2, категории - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, находится часть водного объекта - Японского мора и его береговой полосы; земельный участок полностью располагается в зоне с особыми условиями территорий с реестровым номером N (третья зона округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности регионального значения "Ясное") и в зоне с особыми условиями территорий с реестровым номером N (охранная зона памятника природы краевого значения "<адрес>", а также частично расположен в зоне с особыми условиями территорий с реестровым номером N (5556-метровая охранная зона на море вокруг морских границ Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника; спорный земельный участок представляет собой часть земли, частично покрытой водным объектом, относящимся к федеральной собственности, суды двух инстанций, исходя из того, что законом, ранее действующим (ст. 3, 4 Водного кодекса РСФСР) и ныне действующим (ст. 6, 8 Водного кодекса Российской Федерации) установлен прямой запрет на передачу водных объектов РСФСР, а впоследствии Российской Федерации в частную собственность, в собственность под видом земельного участка и передачи земельного участка под водным объектом отдельно от самого водного объекта, согласились с доводами прокурора о том, что спорный земельный участок не мог быть образован как самостоятельный объект гражданских прав и обязанностей, обособленный от иных земель водного фонда, а потому образование спорного земельного участка не повлекло его выбытие из владения Российской Федерации, в связи с чем удовлетворили исковые требования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.13. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.13. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации;
(ред. от 28.12.2024)
"О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации;
Статья: Переход к устойчивому развитию в условиях цифровой трансформации в России: правовой аспект
(Андреева Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 1)<4> Выпханова Г.В. Концептуальные основы совершенствования законодательства о лечебно-оздоровительных местностях и курортах // Lex russica. 2016. N 6. С. 119 - 131.
(Андреева Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 1)<4> Выпханова Г.В. Концептуальные основы совершенствования законодательства о лечебно-оздоровительных местностях и курортах // Lex russica. 2016. N 6. С. 119 - 131.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)1. Проживание гостя в санатории должно быть обусловлено его медицинскими показаниями. Перечень медицинских показаний для санаторно-курортного лечения установлен в Приказе Минздрава России от 27.03.2024 N 143н "Об утверждении классификации природных лечебных ресурсов, указанных в п. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", их характеристик и перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением таких природных лечебных ресурсов".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)1. Проживание гостя в санатории должно быть обусловлено его медицинскими показаниями. Перечень медицинских показаний для санаторно-курортного лечения установлен в Приказе Минздрава России от 27.03.2024 N 143н "Об утверждении классификации природных лечебных ресурсов, указанных в п. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", их характеристик и перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением таких природных лечебных ресурсов".
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 24.04.2025 N 03-04-05/41209 <Когда соцвычет по НДФЛ можно получить при санаторно-курортном лечении>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Так сказано в пункте 3 статьи 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Так сказано в пункте 3 статьи 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Статья: Правотворчество в сфере охраны окружающей среды: общая характеристика состояния и основные тенденции развития
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Однако и эта тенденция проявляет себя неустойчиво. Указанный аспект четко просматривается в заметных метаниях законодателя на протяжении трех последних десятилетий как в части выбора природных объектов и территорий, подлежащих особой правовой охране, так и в части установления специальных требований в отношении их охраны и использования в хозяйственных и иных целях. Так, в первоначальной редакции Закона об охране окружающей среды были закреплены нормы, определяющие виды природных объектов и территорий, подлежащих охране в первоочередном порядке (естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию) и особой охране (объекты, включенные в списки всемирного культурного наследия и всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания). В дальнейшем перечень указанных объектов в Законе об охране окружающей среды стремительно сокращался, пока из текста указанного Закона не были исключены нормы, дифференцирующие объекты охраны окружающей среды на объекты, подлежащие охране в первоочередном и особом порядке. В действующей редакции указанного Закона обозначены только объекты, подлежащие особой охране, однако и их перечень существенно сокращен <32>.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Однако и эта тенденция проявляет себя неустойчиво. Указанный аспект четко просматривается в заметных метаниях законодателя на протяжении трех последних десятилетий как в части выбора природных объектов и территорий, подлежащих особой правовой охране, так и в части установления специальных требований в отношении их охраны и использования в хозяйственных и иных целях. Так, в первоначальной редакции Закона об охране окружающей среды были закреплены нормы, определяющие виды природных объектов и территорий, подлежащих охране в первоочередном порядке (естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию) и особой охране (объекты, включенные в списки всемирного культурного наследия и всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания). В дальнейшем перечень указанных объектов в Законе об охране окружающей среды стремительно сокращался, пока из текста указанного Закона не были исключены нормы, дифференцирующие объекты охраны окружающей среды на объекты, подлежащие охране в первоочередном и особом порядке. В действующей редакции указанного Закона обозначены только объекты, подлежащие особой охране, однако и их перечень существенно сокращен <32>.
Статья: О месте и роли планов в земельных и градостроительных правоотношениях
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Однако в связи с вступлением Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 469-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" <13> (далее - Закон N 469-ФЗ) п. п. 3 и 4 ст. 94 ЗК РФ с 1 сентября 2024 г. утратили свою силу, вследствие чего возникла правовая неопределенность в полномочиях уполномоченных органов государственной власти по вопросу порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения <14> и, по мнению местных администраций, положения Закона N 469-ФЗ "заблокировали" один из немногочисленных случаев перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Однако в связи с вступлением Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 469-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" <13> (далее - Закон N 469-ФЗ) п. п. 3 и 4 ст. 94 ЗК РФ с 1 сентября 2024 г. утратили свою силу, вследствие чего возникла правовая неопределенность в полномочиях уполномоченных органов государственной власти по вопросу порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения <14> и, по мнению местных администраций, положения Закона N 469-ФЗ "заблокировали" один из немногочисленных случаев перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)п. 22 - создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)п. 22 - создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения;
Статья: Содержание договора о санаторно-курортном лечении
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 2)В Федеральном законе от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <1> установлены элементы статуса санаторно-курортных организаций (ст. 15), в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <2> определены цели санаторно-курортного лечения и раскрывается понятие медицинской реабилитации (ст. 40). В Приказе Минздрава России от 5 мая 2016 г. N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" <3> описывается прием в медицинскую организацию на санаторно-курортное лечение и отдельные лечебные мероприятия. Между тем горизонтальные отношения между санаторием и гражданином не регламентированы законодательством. Такое положение порождает неодинаковый подход в решении спорных ситуаций.
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 2)В Федеральном законе от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <1> установлены элементы статуса санаторно-курортных организаций (ст. 15), в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <2> определены цели санаторно-курортного лечения и раскрывается понятие медицинской реабилитации (ст. 40). В Приказе Минздрава России от 5 мая 2016 г. N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" <3> описывается прием в медицинскую организацию на санаторно-курортное лечение и отдельные лечебные мероприятия. Между тем горизонтальные отношения между санаторием и гражданином не регламентированы законодательством. Такое положение порождает неодинаковый подход в решении спорных ситуаций.
Статья: Земельное законодательство в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и др.
Готовое решение: Какие коэффициенты применяются при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральному закону от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральному закону от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
Ситуация: Как получить направление (путевку) на бесплатное санаторно-курортное лечение за счет СФР?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Санаторно-курортное лечение включает медицинскую помощь, которую оказывают медицинские организации или санаторно-курортные организации в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах (ч. 3 ст. 40 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Санаторно-курортное лечение включает медицинскую помощь, которую оказывают медицинские организации или санаторно-курортные организации в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах (ч. 3 ст. 40 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).