Квотирование рабочих мест для инвалидов рс я
Подборка наиболее важных документов по запросу Квотирование рабочих мест для инвалидов рс я (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 18.06.2014 N 74-АПГ14-5
Об оставлении без изменения решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25.02.2014, которым был признан недействующим пункт 4.2 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.11.2012 N 488.В силу ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких категорий граждан (п. 1). Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Об оставлении без изменения решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25.02.2014, которым был признан недействующим пункт 4.2 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.11.2012 N 488.В силу ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких категорий граждан (п. 1). Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2004 N 74-Г03-24
О частичной отмене решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27.10.2003 и удовлетворении заявления о признании частично недействующими части 1 и 2 ст. 2 и ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.03.2002 "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите".При таких обстоятельствах, ч. 1 и 2 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите", устанавливающие перечни лиц, для которых вводится квотирование (кроме инвалидов и несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет для организации их временного трудоустройства в свободное от учебы время), противоречат Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
О частичной отмене решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27.10.2003 и удовлетворении заявления о признании частично недействующими части 1 и 2 ст. 2 и ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.03.2002 "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите".При таких обстоятельствах, ч. 1 и 2 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите", устанавливающие перечни лиц, для которых вводится квотирование (кроме инвалидов и несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет для организации их временного трудоустройства в свободное от учебы время), противоречат Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См.: Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 (ред. от 15 декабря 2021 г.) "О квотировании рабочих мест"; Закон Московской области от 25 апреля 2008 г. N 53/2008-ОЗ (ред. от 8 февраля 2023 г.) "О квотировании рабочих мест"; Закон Тульской области от 11 января 2006 г. N 679-ЗТО (ред. от 25 ноября 2021 г.) "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов"; Закон Республики Бурятия от 7 марта 2006 г. N 1564-III (ред. от 24 ноября 2021 г.) "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Бурятия"; Закон Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 г. 1093-З N 1079-IV (ред. от 14 июня 2022 г.) "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)" // СПС "КонсультантПлюс".
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См.: Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 (ред. от 15 декабря 2021 г.) "О квотировании рабочих мест"; Закон Московской области от 25 апреля 2008 г. N 53/2008-ОЗ (ред. от 8 февраля 2023 г.) "О квотировании рабочих мест"; Закон Тульской области от 11 января 2006 г. N 679-ЗТО (ред. от 25 ноября 2021 г.) "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов"; Закон Республики Бурятия от 7 марта 2006 г. N 1564-III (ред. от 24 ноября 2021 г.) "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Бурятия"; Закон Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 г. 1093-З N 1079-IV (ред. от 14 июня 2022 г.) "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Постепенное снятие ограничений потребовало принятия незамедлительных мер по восстановлению рынка труда и снижению безработицы до уровня показателей 2019 г. Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике <21>, предусмотрено оказание государственной поддержки общероссийским общественным организациям инвалидов в виде выделения субсидий на адресные денежные выплаты (подп. 8 п. 3.1). В субъектах РФ были реализованы региональные планы и программы по восстановлению занятости, предусматривающие субсидирование затрат по арендным платежам для индивидуальных предпринимателей, относящихся к категории инвалидов <22>, осуществление контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в счет установленной квоты <23> и др. В условиях введения экономических санкций представляется, что осуществление мер государственной поддержки попавших под санкции организаций, обеспечивающих рабочими местами лиц с ограничениями по здоровью, включая инвалидов, должно быть возобновлено.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Постепенное снятие ограничений потребовало принятия незамедлительных мер по восстановлению рынка труда и снижению безработицы до уровня показателей 2019 г. Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике <21>, предусмотрено оказание государственной поддержки общероссийским общественным организациям инвалидов в виде выделения субсидий на адресные денежные выплаты (подп. 8 п. 3.1). В субъектах РФ были реализованы региональные планы и программы по восстановлению занятости, предусматривающие субсидирование затрат по арендным платежам для индивидуальных предпринимателей, относящихся к категории инвалидов <22>, осуществление контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в счет установленной квоты <23> и др. В условиях введения экономических санкций представляется, что осуществление мер государственной поддержки попавших под санкции организаций, обеспечивающих рабочими местами лиц с ограничениями по здоровью, включая инвалидов, должно быть возобновлено.
Нормативные акты
Статья: "Ах, увольте! Нет, оставьте!"
(Сатина К.)
("Практическая бухгалтерия", 2019, N 10)Сейчас заменить деньгами фактическое трудоустройство инвалида по квоте нельзя. Пока нельзя, но... Ведомство разработало проект закона, который разрешит вместо организации рабочего места для инвалида платить взносом в фонды помощи их трудоустройству. Сумма выплаты в каждом регионе будет своя, за отказ от квотирования одного рабочего места компания заплатит сумму в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Новый порядок протестируют в Воронежской, Орловской, Свердловской и Тверской областях, а также в Якутии. Штраф для компаний, которые откажутся от трудоустройства инвалидов или выплаты компенсаций за отказ от квот, составит до 300 000 руб. Начать эксперимент планируют с 1 января 2020 года.
(Сатина К.)
("Практическая бухгалтерия", 2019, N 10)Сейчас заменить деньгами фактическое трудоустройство инвалида по квоте нельзя. Пока нельзя, но... Ведомство разработало проект закона, который разрешит вместо организации рабочего места для инвалида платить взносом в фонды помощи их трудоустройству. Сумма выплаты в каждом регионе будет своя, за отказ от квотирования одного рабочего места компания заплатит сумму в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Новый порядок протестируют в Воронежской, Орловской, Свердловской и Тверской областях, а также в Якутии. Штраф для компаний, которые откажутся от трудоустройства инвалидов или выплаты компенсаций за отказ от квот, составит до 300 000 руб. Начать эксперимент планируют с 1 января 2020 года.
Статья: Взаимодействие прокуратуры и законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации в процессе формирования их законодательной базы
(Поневежский В.А.)
("Законность", 2016, N 1)В Республике Крым такое право предоставлено прокурору республики и активно им используется. Уже в 2014 г. прокуратурой республики подготовлено и направлено в Государственный Совет Республики Крым 7 законопроектов, 6 из которых приняты в том же 2014 г., а один - в 2015. В частности, по инициативе прокуратуры приняты Законы "О противодействии коррупции в Республике Крым", "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите", "О бесплатной юридической помощи в Республике Крым", "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым" и др.
(Поневежский В.А.)
("Законность", 2016, N 1)В Республике Крым такое право предоставлено прокурору республики и активно им используется. Уже в 2014 г. прокуратурой республики подготовлено и направлено в Государственный Совет Республики Крым 7 законопроектов, 6 из которых приняты в том же 2014 г., а один - в 2015. В частности, по инициативе прокуратуры приняты Законы "О противодействии коррупции в Республике Крым", "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите", "О бесплатной юридической помощи в Республике Крым", "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым" и др.
"Разрешительная система в Российской Федерации: Научно-практическое пособие"
(отв. ред. А.Ф. Ноздрачев)
("ИЗиСП", "ИНФРА-М", 2015)Квотирование рабочих мест предусмотрено федеральным законодательством для инвалидов, а региональным также для других категорий граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве, например молодежи <1>; лиц, освободившихся из мест лишения свободы <2>; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей <3>; женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет <4>; людей предпенсионного возраста <5>; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов <6> и др.
(отв. ред. А.Ф. Ноздрачев)
("ИЗиСП", "ИНФРА-М", 2015)Квотирование рабочих мест предусмотрено федеральным законодательством для инвалидов, а региональным также для других категорий граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве, например молодежи <1>; лиц, освободившихся из мест лишения свободы <2>; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей <3>; женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет <4>; людей предпенсионного возраста <5>; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов <6> и др.
Статья: Практика применения трудового законодательства: северные проблемы
(Халдеева Н.В.)
("Адвокатская практика", 2013, N 1)<22> Якутия. 2004. 28 декабря. N 242.
(Халдеева Н.В.)
("Адвокатская практика", 2013, N 1)<22> Якутия. 2004. 28 декабря. N 242.
Статья: Работодателей, обязанных принимать инвалидов, станет больше (комментарий к Законам от 02.07.2013 N N 183-ФЗ, 168-ФЗ)
("Главная книга", 2013, N 15)Что же касается применения квоты предпринимателями, то здесь ситуация следующая. Ранее Закон об инвалидах обязывал только организации выделять рабочие места в рамках квоты <2>. Несмотря на это, некоторые регионы устанавливали свои правила игры. Так, в московском Законе о квотировании используется термин "работодатели", к которым, разумеется, относятся и ИП <3>. А Закон Республики Саха (Якутия) на работодателей - физических лиц указывает прямо <4>. Это было неправомерно, однако суды поддерживали позицию региональных властей <5>.
("Главная книга", 2013, N 15)Что же касается применения квоты предпринимателями, то здесь ситуация следующая. Ранее Закон об инвалидах обязывал только организации выделять рабочие места в рамках квоты <2>. Несмотря на это, некоторые регионы устанавливали свои правила игры. Так, в московском Законе о квотировании используется термин "работодатели", к которым, разумеется, относятся и ИП <3>. А Закон Республики Саха (Якутия) на работодателей - физических лиц указывает прямо <4>. Это было неправомерно, однако суды поддерживали позицию региональных властей <5>.
Статья: Уволить или оставить?
(Сатина К.)
("Расчет", 2019, N 10)Сейчас заменить деньгами фактическое трудоустройство инвалида по квоте нельзя. Пока - нельзя, но... Ведомство разработало проект закона, который разрешит вместо организации рабочего места для инвалида платить взносы в фонды помощи их трудоустройству. Сумма выплаты в каждом регионе будет своя, за отказ от квотирования одного рабочего места компания заплатит сумму в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Новый порядок протестируют в Воронежской, Орловской, Свердловской и Тверской областях, а также в Якутии. Штраф для компаний, которые откажутся от трудоустройства инвалидов или выплаты компенсаций за отказ от квот, составит до 300 000 руб. Начать эксперимент планируют с 1 января 2020 года.
(Сатина К.)
("Расчет", 2019, N 10)Сейчас заменить деньгами фактическое трудоустройство инвалида по квоте нельзя. Пока - нельзя, но... Ведомство разработало проект закона, который разрешит вместо организации рабочего места для инвалида платить взносы в фонды помощи их трудоустройству. Сумма выплаты в каждом регионе будет своя, за отказ от квотирования одного рабочего места компания заплатит сумму в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Новый порядок протестируют в Воронежской, Орловской, Свердловской и Тверской областях, а также в Якутии. Штраф для компаний, которые откажутся от трудоустройства инвалидов или выплаты компенсаций за отказ от квот, составит до 300 000 руб. Начать эксперимент планируют с 1 января 2020 года.
Вопрос: ...Вправе ли работодатель на специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов на период поиска кандидата из числа инвалидов принять работника-неинвалида?
(Консультация эксперта, 2013)Вопрос о возможности трудоустройства на специальное рабочее место гражданина, не являющегося инвалидом, на период поиска кандидата-инвалида законодательством не урегулирован. С одной стороны, работодатель как собственник производства, будучи заинтересованным в бесперебойном осуществлении хозяйственной деятельности, должен иметь возможность самостоятельно принимать решение о трудоустройстве граждан, не имеющих ограничений способности к трудовой деятельности, на специальные рабочие места при условии, что инвалиды не изъявляют желания работать в данной организации. С другой стороны, предоставление работодателю такой возможности способно свести к минимуму эффект квотирования, лишает его стимула как можно быстрее трудоустроить на специальное рабочее место инвалида. А с учетом того, что рабочее место создается и оснащается специально для трудоустройства инвалидов, полагаем, что работодатель не вправе принять на него работника-неинвалида на период поиска кандидатов из числа инвалидов.
(Консультация эксперта, 2013)Вопрос о возможности трудоустройства на специальное рабочее место гражданина, не являющегося инвалидом, на период поиска кандидата-инвалида законодательством не урегулирован. С одной стороны, работодатель как собственник производства, будучи заинтересованным в бесперебойном осуществлении хозяйственной деятельности, должен иметь возможность самостоятельно принимать решение о трудоустройстве граждан, не имеющих ограничений способности к трудовой деятельности, на специальные рабочие места при условии, что инвалиды не изъявляют желания работать в данной организации. С другой стороны, предоставление работодателю такой возможности способно свести к минимуму эффект квотирования, лишает его стимула как можно быстрее трудоустроить на специальное рабочее место инвалида. А с учетом того, что рабочее место создается и оснащается специально для трудоустройства инвалидов, полагаем, что работодатель не вправе принять на него работника-неинвалида на период поиска кандидатов из числа инвалидов.
Статья: Об эксперименте по квотированию рабочих мест для инвалидов
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 6)ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 6)ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
Статья: Работники по квоте (налоговые последствия квотирования рабочих мест
для инвалидов)
(Забрамная Е.Ю.)
("Главная книга", 2008, N 19)В некоторых субъектах РФ в случае невыполнения или невозможности выполнения порядка приема на работу инвалидов организация может в счет установленной квоты размещать производственный заказ на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов <21>.
для инвалидов)
(Забрамная Е.Ю.)
("Главная книга", 2008, N 19)В некоторых субъектах РФ в случае невыполнения или невозможности выполнения порядка приема на работу инвалидов организация может в счет установленной квоты размещать производственный заказ на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов <21>.