Квотирование как платить за молодежь
Подборка наиболее важных документов по запросу Квотирование как платить за молодежь (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прием на работу несовершеннолетних работников: квоты и ограничения
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 6)Для примера приведем судебное дело по иску межрайонного прокурора г. Москвы к государственному бюджетному образовательному учреждению. В связи с несоблюдением требований законодательства г. Москвы в сфере занятости молодежи, которое выразилось в невыполнении квоты по трудоустройству молодежи, организацию обязали выплатить в бюджет города компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест за период с 4-го квартала 2018 г. по 3-й квартал 2021 г. в размере 2 927 827 рублей. Суды трех инстанций требование прокурора удовлетворили. Все доводы ответчика были признаны судами необоснованными (см. Определение СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.03.2023 по делу N 8Г-2997/2023[88-5131/2023]).
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 6)Для примера приведем судебное дело по иску межрайонного прокурора г. Москвы к государственному бюджетному образовательному учреждению. В связи с несоблюдением требований законодательства г. Москвы в сфере занятости молодежи, которое выразилось в невыполнении квоты по трудоустройству молодежи, организацию обязали выплатить в бюджет города компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест за период с 4-го квартала 2018 г. по 3-й квартал 2021 г. в размере 2 927 827 рублей. Суды трех инстанций требование прокурора удовлетворили. Все доводы ответчика были признаны судами необоснованными (см. Определение СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.03.2023 по делу N 8Г-2997/2023[88-5131/2023]).
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Работодателям важно не только выделить рабочие места, но и фактически трудоустроить на них соответствующие категории граждан (как правило, выполнением обязанности по квотированию рабочих мест считается заключение трудовых договоров). Однако как действенно обеспечить выполнение этих обязанностей работодателями? Обеспечивая баланс интересов, законодатель использует механизм сочетания мер ответственности и стимулирования <30>, вводит более "гибкие" нормы, позволяющие выбрать бизнесу подходящий вариант поведения. Так, в Москве работодателям предоставлено право выбора из категорий лиц, испытывающих трудности в трудоустройстве, а также выбора между реальным трудоустройством молодежи и уплатой ежемесячно в бюджет города компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения на день ее уплаты <31>. Введение платы за нетрудоустроенных в счет квоты граждан позволяет создать равные условия для работодателей, которые не имели объективной возможности для приема на работу указанных категорий граждан (например, осуществляющих деятельность во вредных и (или) опасных условиях труда), а вносимая ими плата должна использоваться для создания рабочих мест в других организациях. Заметим, что в целях соблюдения баланса интересов федеральный законодатель предлагает еще один возможный подход к решению данного вопроса. В частности, п. 6 ст. 13.2 Закона о занятости работодателям предоставлена возможность трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты на любое рабочее место, в том числе созданное в другой организации, посредством заключения об этом соглашения с иной организацией или индивидуальным предпринимателем <32>. Этот опыт может быть воспринят регионами для организации трудоустройства молодежи.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Работодателям важно не только выделить рабочие места, но и фактически трудоустроить на них соответствующие категории граждан (как правило, выполнением обязанности по квотированию рабочих мест считается заключение трудовых договоров). Однако как действенно обеспечить выполнение этих обязанностей работодателями? Обеспечивая баланс интересов, законодатель использует механизм сочетания мер ответственности и стимулирования <30>, вводит более "гибкие" нормы, позволяющие выбрать бизнесу подходящий вариант поведения. Так, в Москве работодателям предоставлено право выбора из категорий лиц, испытывающих трудности в трудоустройстве, а также выбора между реальным трудоустройством молодежи и уплатой ежемесячно в бюджет города компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения на день ее уплаты <31>. Введение платы за нетрудоустроенных в счет квоты граждан позволяет создать равные условия для работодателей, которые не имели объективной возможности для приема на работу указанных категорий граждан (например, осуществляющих деятельность во вредных и (или) опасных условиях труда), а вносимая ими плата должна использоваться для создания рабочих мест в других организациях. Заметим, что в целях соблюдения баланса интересов федеральный законодатель предлагает еще один возможный подход к решению данного вопроса. В частности, п. 6 ст. 13.2 Закона о занятости работодателям предоставлена возможность трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты на любое рабочее место, в том числе созданное в другой организации, посредством заключения об этом соглашения с иной организацией или индивидуальным предпринимателем <32>. Этот опыт может быть воспринят регионами для организации трудоустройства молодежи.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050
(ред. от 12.07.2025)
"О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"При формировании списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлена квота для молодых семей, не относящихся к молодым семьям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 25 настоящих Правил, в размере не более 30 процентов общего количества молодых семей, включаемых в указанный список по отдельно взятому муниципальному образованию.
(ред. от 12.07.2025)
"О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"При формировании списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлена квота для молодых семей, не относящихся к молодым семьям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 25 настоящих Правил, в размере не более 30 процентов общего количества молодых семей, включаемых в указанный список по отдельно взятому муниципальному образованию.
"Отраслевое соглашение по центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на 2023 - 2025 годы"
(утв. Общероссийским профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росреестром 10.03.2023)создание условий для организации активного досуга, в том числе спортивно-оздоровительных мероприятий, для молодых специалистов и членов их семей;
(утв. Общероссийским профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росреестром 10.03.2023)создание условий для организации активного досуга, в том числе спортивно-оздоровительных мероприятий, для молодых специалистов и членов их семей;
Статья: Правовое регулирование содействия занятости молодежи как одного из ключевых направлений государственной политики занятости в Российской Федерации
(Антонова Н.В., Павловская О.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Анализ судебной практики по разрешению споров, связанных с обеспечением трудовой занятости молодежи, показывает, что большая часть нарушений в области трудоустройства молодых работников обусловлена отказом работодателей квотировать рабочие места для таких лиц <9>.
(Антонова Н.В., Павловская О.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Анализ судебной практики по разрешению споров, связанных с обеспечением трудовой занятости молодежи, показывает, что большая часть нарушений в области трудоустройства молодых работников обусловлена отказом работодателей квотировать рабочие места для таких лиц <9>.
Статья: Актуальные проблемы миграции в России
(Мазурин С.Ф.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Миграция представляет собой естественный процесс территориального перемещения граждан из одного региона страны в другой либо из одного государства в другое. Миграционный процесс обусловлен экономическими, политическими и культурными условиями проживания мигрирующих категорий граждан из мест их постоянного проживания в поисках работы, учебы или для воссоединения с родственниками. Людей, на время покидающих места своего жительства или на относительно определенный период времени выезжающих в другие регионы или государства, влекут более комфортные экономические, социальные, а также духовные условия жизни. Миграционные процессы в России имеют многовековую историю. Особенно ярко эти процессы происходили в условиях военных действий, в которых оказывалось российское государство. Это было обусловлено вынужденным переселением людей в более безопасные районы их проживания. В условиях существования СССР, когда промышленное производство и аграрная деятельность равномерно распределялись среди союзных республик с учетом их специфических особенностей, а устанавливаемый государством уровень заработной платы по всему Союзу был относительно определенным, соответствующим реальным трудозатратам, внутренняя миграция в СССР находилась в затухающем состоянии. В основном в столичные и другие центральные регионы СССР выезжали молодые люди с целью получения высшего профессионального и среднего специального образования с надеждой остаться в этих регионах. Кроме того, в крупных региональных центрах устанавливалось лимитное квотирование граждан, переселяющихся из одного региона в другой.
(Мазурин С.Ф.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Миграция представляет собой естественный процесс территориального перемещения граждан из одного региона страны в другой либо из одного государства в другое. Миграционный процесс обусловлен экономическими, политическими и культурными условиями проживания мигрирующих категорий граждан из мест их постоянного проживания в поисках работы, учебы или для воссоединения с родственниками. Людей, на время покидающих места своего жительства или на относительно определенный период времени выезжающих в другие регионы или государства, влекут более комфортные экономические, социальные, а также духовные условия жизни. Миграционные процессы в России имеют многовековую историю. Особенно ярко эти процессы происходили в условиях военных действий, в которых оказывалось российское государство. Это было обусловлено вынужденным переселением людей в более безопасные районы их проживания. В условиях существования СССР, когда промышленное производство и аграрная деятельность равномерно распределялись среди союзных республик с учетом их специфических особенностей, а устанавливаемый государством уровень заработной платы по всему Союзу был относительно определенным, соответствующим реальным трудозатратам, внутренняя миграция в СССР находилась в затухающем состоянии. В основном в столичные и другие центральные регионы СССР выезжали молодые люди с целью получения высшего профессионального и среднего специального образования с надеждой остаться в этих регионах. Кроме того, в крупных региональных центрах устанавливалось лимитное квотирование граждан, переселяющихся из одного региона в другой.
Статья: Дискриминация молодежи: советы работодателям
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Во-первых, ситуацию контролируют административные органы. Они запрещают дискриминационные тексты вакансий со ссылками на возраст кандидата (Постановление Мирового судьи судебного участка N 7 Беловского городского судебного района Кемеровской области от 01.11.2018 N 5-858/2018). Кроме того, законодатель установил обязательные квоты для приема молодежи, которым также необходимо следовать или выплачивать в бюджет средства, если специалистов на должности не трудоустроили.
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Во-первых, ситуацию контролируют административные органы. Они запрещают дискриминационные тексты вакансий со ссылками на возраст кандидата (Постановление Мирового судьи судебного участка N 7 Беловского городского судебного района Кемеровской области от 01.11.2018 N 5-858/2018). Кроме того, законодатель установил обязательные квоты для приема молодежи, которым также необходимо следовать или выплачивать в бюджет средства, если специалистов на должности не трудоустроили.
Статья: О правовом положении молодых ученых и начинающих исследователей: российский и зарубежный опыт
(Волкова Н.С., Путило Н.В., Аксу Э.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 6)В США основная финансовая поддержка научных исследований молодых ученых осуществляется Национальным научным фондом (National Science Foundation). Данный Фонд был создан в 1950 г. специальным законом (National Science Foundation Act of 1950). Согласно закону Фонд является независимым федеральным агентством, созданным "для содействия прогрессу науки; для продвижения национального здоровья, процветания и благосостояния; для обеспечения национальной обороны...". В 2021 г. бюджет Фонда составлял 8,5 млрд долл. Средства Фонда являются источником финансирования примерно 25% оплачиваемых из федерального бюджета фундаментальных исследований, проводимых колледжами и университетами США.
(Волкова Н.С., Путило Н.В., Аксу Э.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 6)В США основная финансовая поддержка научных исследований молодых ученых осуществляется Национальным научным фондом (National Science Foundation). Данный Фонд был создан в 1950 г. специальным законом (National Science Foundation Act of 1950). Согласно закону Фонд является независимым федеральным агентством, созданным "для содействия прогрессу науки; для продвижения национального здоровья, процветания и благосостояния; для обеспечения национальной обороны...". В 2021 г. бюджет Фонда составлял 8,5 млрд долл. Средства Фонда являются источником финансирования примерно 25% оплачиваемых из федерального бюджета фундаментальных исследований, проводимых колледжами и университетами США.
Статья: Обеспечение законности при реализации национальных проектов
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Согласно Паспорту национального проекта "Демография", утвержденному Минтрудом России, в его структуру входит федеральный проект "Содействие занятости" сроком реализации с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г. В рамках этого федерального проекта прокуроры предъявляют иски об обязании юридических лиц выплатить в бюджет субъекта Федерации компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи, а также об обязании выделить квотированные рабочие места для инвалидов.
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Согласно Паспорту национального проекта "Демография", утвержденному Минтрудом России, в его структуру входит федеральный проект "Содействие занятости" сроком реализации с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г. В рамках этого федерального проекта прокуроры предъявляют иски об обязании юридических лиц выплатить в бюджет субъекта Федерации компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи, а также об обязании выделить квотированные рабочие места для инвалидов.
Готовое решение: Как регулируется резервирование (квотирование) рабочих мест для молодежи
(КонсультантПлюс, 2025)при невыполнении квоты ежемесячно в специальном порядке перечислять компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в бюджет г. Москвы в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в г. Москве на день уплаты;
(КонсультантПлюс, 2025)при невыполнении квоты ежемесячно в специальном порядке перечислять компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в бюджет г. Москвы в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в г. Москве на день уплаты;
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Аудит деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи" в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года (при необходимости в более ранние периоды)"
(Шилков Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 2)8.3.5.2. Пунктом 5.6 Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральному агентству по делам молодежи <78>, установлено, что в качестве показателя эффективности работы руководителя Учреждения в обязательном порядке устанавливается выполнение квоты по приему на работу инвалидов.
(Шилков Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 2)8.3.5.2. Пунктом 5.6 Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральному агентству по делам молодежи <78>, установлено, что в качестве показателя эффективности работы руководителя Учреждения в обязательном порядке устанавливается выполнение квоты по приему на работу инвалидов.
Статья: Новые показатели эффективности деятельности образовательного учреждения
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)Для учреждений, подведомственных Минпросвещения, показатели эффективности установлены Приказом от 28.03.2023 N 211. Например, для вузов, подведомственных Минпросвещения, оценивается средний балл ЕГЭ поступивших студентов, доля трудоустроенных выпускников, средняя зарплата преподавателей, доля выплаты зарплаты за счет средств от приносящей доход деятельности (ПДД), доля молодых преподавателей, доля магистров и аспирантов от общего числа обучающихся, количество международных научных и просветительских мероприятий, доля ПДД от общего числа поступлений, доля выполнения плана ФХД по приносящей доход деятельности.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)Для учреждений, подведомственных Минпросвещения, показатели эффективности установлены Приказом от 28.03.2023 N 211. Например, для вузов, подведомственных Минпросвещения, оценивается средний балл ЕГЭ поступивших студентов, доля трудоустроенных выпускников, средняя зарплата преподавателей, доля выплаты зарплаты за счет средств от приносящей доход деятельности (ПДД), доля молодых преподавателей, доля магистров и аспирантов от общего числа обучающихся, количество международных научных и просветительских мероприятий, доля ПДД от общего числа поступлений, доля выполнения плана ФХД по приносящей доход деятельности.
Вопрос: Какие существуют виды регионального государственного надзора (контроля)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- за приемом на работу молодежи в пределах установленной квоты (Постановление Правительства Москвы от 29.12.2021 N 2231-ПП);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- за приемом на работу молодежи в пределах установленной квоты (Постановление Правительства Москвы от 29.12.2021 N 2231-ПП);
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Включается ли в расходы выплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, предусмотренная законом
(КонсультантПлюс, 2025)Суд пришел к выводу, что законодательством предусмотрена обязанность налогоплательщиков осуществлять выплаты по квотированию рабочих мест для молодежи. Следовательно, такие выплаты являются экономически обоснованными и подлежат включению в состав расходов.
Включается ли в расходы выплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, предусмотренная законом
(КонсультантПлюс, 2025)Суд пришел к выводу, что законодательством предусмотрена обязанность налогоплательщиков осуществлять выплаты по квотированию рабочих мест для молодежи. Следовательно, такие выплаты являются экономически обоснованными и подлежат включению в состав расходов.