Квота для инвалидов процент
Подборка наиболее важных документов по запросу Квота для инвалидов процент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2023 N 16-319/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости.
Решение: Требование удовлетворено.Из материалов дела следует, что приказом Новосибирского центра диагностики и мониторинга инфраструктуры от 11 января 2022 г. N РЦДМЗСИБ-51 установлена квота для трудоустройства инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности штата, однако, в нарушение пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановления Правительства Новосибирской области от 21 октября 2013 г. N 456-п "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области", вакантные места с допустимыми условиями труда для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в полном объеме не выделены и не созданы, фактически не все квотные места являются вакантными ввиду того, что часть из мест занимают работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости.
Решение: Требование удовлетворено.Из материалов дела следует, что приказом Новосибирского центра диагностики и мониторинга инфраструктуры от 11 января 2022 г. N РЦДМЗСИБ-51 установлена квота для трудоустройства инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности штата, однако, в нарушение пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановления Правительства Новосибирской области от 21 октября 2013 г. N 456-п "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области", вакантные места с допустимыми условиями труда для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в полном объеме не выделены и не созданы, фактически не все квотные места являются вакантными ввиду того, что часть из мест занимают работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Квота рабочих мест для инвалидов: обязанности работодателя
(Издательство "Главная книга", 2025)Работодатель с численностью работников больше 35 человек обязан трудоустроить инвалидов в пределах квоты от 2% до 4% среднесписочной численности; до 35 человек включительно - квоты нет. Конкретный размер квоты есть в законе субъекта РФ. Например, в Москве при численности более 100 работников квота - 2% (ст. 38 Закона о занятости, ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90).
(Издательство "Главная книга", 2025)Работодатель с численностью работников больше 35 человек обязан трудоустроить инвалидов в пределах квоты от 2% до 4% среднесписочной численности; до 35 человек включительно - квоты нет. Конкретный размер квоты есть в законе субъекта РФ. Например, в Москве при численности более 100 работников квота - 2% (ст. 38 Закона о занятости, ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90).
Готовое решение: Как регулируется резервирование (квотирование) рабочих мест для молодежи
(КонсультантПлюс, 2025)определить количество рабочих мест для трудоустройства определенных категорий молодежи по квоте. Ее размер в г. Москве - 2% от среднесписочной численности работников. Расчет среднесписочной численности производить в порядке, определенном Росстатом. В случае если количество инвалидов, принятых по квоте, составляет более 2% от среднесписочной численности работников, размер квоты в отношении молодежи уменьшается на соответствующую величину;
(КонсультантПлюс, 2025)определить количество рабочих мест для трудоустройства определенных категорий молодежи по квоте. Ее размер в г. Москве - 2% от среднесписочной численности работников. Расчет среднесписочной численности производить в порядке, определенном Росстатом. В случае если количество инвалидов, принятых по квоте, составляет более 2% от среднесписочной численности работников, размер квоты в отношении молодежи уменьшается на соответствующую величину;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)Автор утверждает, что, несмотря на то, что он показывал хорошие результаты во всех открытых конкурсных экзаменах, которые он сдавал, ни один из них не увенчался для него успехом, так как установленная в п. 2 ст. 7 Закона N 68/1999 квота ни в одном из случаев не была соблюдена. 17 февраля 2007 г. автор подал жалобу в Региональный административный суд Болоньи, требуя приостановления и отмены открытого экзамена из-за нарушения положений п. 2 ст. 7 Закона N 68/1999. Он также потребовал, чтобы в случае, если суд подтвердит результаты конкурсного экзамена, ему была предоставлена эквивалентная должность, поскольку он был признан подходящим кандидатом для данной должности, но не получил ее в силу ненадлежащего толкования закона. 7 мая 2007 г. Административный суд отклонил иск автора и постановил, что Университет имел право действовать в рамках соглашения со службой занятости провинции Модена о заполнении 7-процентной квоты, подписанного им 20 декабря 2005 г., но это соглашение не гарантирует автору выбор его кандидатуры и назначение на должность. 4 июня 2008 г. автор обжаловал это решение в Государственный совет - административный суд высшей инстанции. Государственный совет отклонил апелляционную жалобу автора 4 декабря 2009 г., отметив, что 50-процентная квота для инвалидов применяется ко всем открытым конкурсным экзаменам и имеет своей целью обеспечение соблюдения общей квоты для инвалидов, работающих в государственных структурах, без учета конкретного рода должности. Кроме того, Государственный совет отметил, что Университет не нарушил правило 50-процентной квоты, поскольку "50% одной должности приравнивается к нулю" <1> (п. 2.3 решения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)Автор утверждает, что, несмотря на то, что он показывал хорошие результаты во всех открытых конкурсных экзаменах, которые он сдавал, ни один из них не увенчался для него успехом, так как установленная в п. 2 ст. 7 Закона N 68/1999 квота ни в одном из случаев не была соблюдена. 17 февраля 2007 г. автор подал жалобу в Региональный административный суд Болоньи, требуя приостановления и отмены открытого экзамена из-за нарушения положений п. 2 ст. 7 Закона N 68/1999. Он также потребовал, чтобы в случае, если суд подтвердит результаты конкурсного экзамена, ему была предоставлена эквивалентная должность, поскольку он был признан подходящим кандидатом для данной должности, но не получил ее в силу ненадлежащего толкования закона. 7 мая 2007 г. Административный суд отклонил иск автора и постановил, что Университет имел право действовать в рамках соглашения со службой занятости провинции Модена о заполнении 7-процентной квоты, подписанного им 20 декабря 2005 г., но это соглашение не гарантирует автору выбор его кандидатуры и назначение на должность. 4 июня 2008 г. автор обжаловал это решение в Государственный совет - административный суд высшей инстанции. Государственный совет отклонил апелляционную жалобу автора 4 декабря 2009 г., отметив, что 50-процентная квота для инвалидов применяется ко всем открытым конкурсным экзаменам и имеет своей целью обеспечение соблюдения общей квоты для инвалидов, работающих в государственных структурах, без учета конкретного рода должности. Кроме того, Государственный совет отметил, что Университет не нарушил правило 50-процентной квоты, поскольку "50% одной должности приравнивается к нулю" <1> (п. 2.3 решения).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Статья: Зарубежные и отечественные подходы к решению проблемы занятости инвалидов на современном рынке труда
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Так, с 1 сентября 2024 г. вступили в силу гл. 7 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения" <37> и Постановление Правительства от 30 мая 2024 г. N 709 <38>. Они установили новый порядок квотирования. В частности, принятие на работу инвалида 1-й группы засчитывается как выполнение квоты за двух работников; установление процента квотирования рабочих мест для инвалидов в пределах 4% передано субъекту Федерации; работодатель при отсутствии возможности трудоустроить инвалида в пределах квоты на своем предприятии имеет право по соответствующему договору трудоустроить инвалида в другую организацию с уплатой части зарплаты и налогов. А 9 ноября был принят Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <39>, с поправками в ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях <40>. Он ввел новые штрафы для работодателей за нарушения трудовых прав инвалидов.
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Так, с 1 сентября 2024 г. вступили в силу гл. 7 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения" <37> и Постановление Правительства от 30 мая 2024 г. N 709 <38>. Они установили новый порядок квотирования. В частности, принятие на работу инвалида 1-й группы засчитывается как выполнение квоты за двух работников; установление процента квотирования рабочих мест для инвалидов в пределах 4% передано субъекту Федерации; работодатель при отсутствии возможности трудоустроить инвалида в пределах квоты на своем предприятии имеет право по соответствующему договору трудоустроить инвалида в другую организацию с уплатой части зарплаты и налогов. А 9 ноября был принят Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <39>, с поправками в ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях <40>. Он ввел новые штрафы для работодателей за нарушения трудовых прав инвалидов.
Вопрос: О размере доходов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов некоммерческой организацией, применяющей УСН, осуществляющей деятельность в области массового спорта с кодом 93.19 ОКВЭД.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 03-15-06/51970)- доходы, получаемые некоммерческими организациями по соглашению о трудоустройстве инвалидов с работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 03-15-06/51970)- доходы, получаемые некоммерческими организациями по соглашению о трудоустройстве инвалидов с работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов.
Вопрос: Обязан ли работодатель осуществлять самостоятельный поиск кандидатов на должности для инвалидов с целью выполнения квоты на IV квартал 2024 г.?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 565-ФЗ) работодателям, у которых численность работников превышает 35 человек, НПА субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% от среднесписочной численности работников в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Минтрудом России.
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 565-ФЗ) работодателям, у которых численность работников превышает 35 человек, НПА субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% от среднесписочной численности работников в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Минтрудом России.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, субъектом Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, субъектом Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).
Статья: Новшества в РСВ за I квартал 2025 года (комментарий к Приказу ФНС от 13.09.2024 N ЕД-7-11/739@)
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2025, N 7)В РСВ также внесены дополнения для НКО на упрощенке, которые платят взносы по тарифу 7,6%. Для них в профильные доходы в целях расчета их 70%-й доли разрешили включать доходы, полученные по соглашению о трудоустройстве инвалидов с работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов. Сумму этого дохода НКО должны указывать в новой строке 041 приложения 2 к разделу 1, в котором подтверждается право на применение пониженного тарифа <18>.
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2025, N 7)В РСВ также внесены дополнения для НКО на упрощенке, которые платят взносы по тарифу 7,6%. Для них в профильные доходы в целях расчета их 70%-й доли разрешили включать доходы, полученные по соглашению о трудоустройстве инвалидов с работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов. Сумму этого дохода НКО должны указывать в новой строке 041 приложения 2 к разделу 1, в котором подтверждается право на применение пониженного тарифа <18>.
Готовое решение: Как осуществляется квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каком порядке устанавливается квота для приема на работу инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каком порядке устанавливается квота для приема на работу инвалидов
Вопрос: Как поступить работодателю в случае снятия инвалидности с работника, должность которого создана в счет квоты специально для трудоустройства инвалидов, а теперь работник таковым не является?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Работодателям, у которых численность работников превышает 35 человек, нормативным правовым актом субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% от среднесписочной численности работников в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минтруда России от 09.08.2024 N 399 (ч. 1 ст. 38 Закона N 565-ФЗ).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Работодателям, у которых численность работников превышает 35 человек, нормативным правовым актом субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% от среднесписочной численности работников в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минтруда России от 09.08.2024 N 399 (ч. 1 ст. 38 Закона N 565-ФЗ).
Статья: Порядок соблюдения аптеками квоты для приема на работу
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Согласно п. 1 ст. 13.2 Закона РФ N 1032-1 работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% от среднесписочной численности работников.
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Согласно п. 1 ст. 13.2 Закона РФ N 1032-1 работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% от среднесписочной численности работников.
Вопрос: В организации трудятся дистанционные работники, в том числе и с инвалидностью. Каким требованиям должно отвечать их рабочее место, чтобы можно было зачесть его в счет квоты для инвалидов?
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2024)Работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более 3% от среднесписочной численности работников (п. 1 ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2024)Работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более 3% от среднесписочной численности работников (п. 1 ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако такой вывод не был основан на положениях Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым субъектам РФ предоставлялось право устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%), а не механизм квотирования, допускающий вместо предоставления реальных рабочих мест для инвалидов внесение работодателями ежемесячной обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. На данное обстоятельство было обращено внимание в Определении Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. N 5-Г05-45, которым признана недействующей ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест", в той мере, в которой она предусматривает внесение ежемесячной платы за нетрудоустроенных в счет квоты инвалидов <1>.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако такой вывод не был основан на положениях Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым субъектам РФ предоставлялось право устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%), а не механизм квотирования, допускающий вместо предоставления реальных рабочих мест для инвалидов внесение работодателями ежемесячной обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. На данное обстоятельство было обращено внимание в Определении Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. N 5-Г05-45, которым признана недействующей ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест", в той мере, в которой она предусматривает внесение ежемесячной платы за нетрудоустроенных в счет квоты инвалидов <1>.