Квалификация трудовых ресурсов
Подборка наиболее важных документов по запросу Квалификация трудовых ресурсов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Планирование закупки и подготовка к ней: Заказчик не согласен с наличием нарушений в порядке оценки заявок
(КонсультантПлюс, 2025)показатель квалификации Участника закупки не характеризует его опыт работы и квалификацию, обеспеченность материальными и трудовыми ресурсами, а подпоказатели несопоставимы с условиями конкурса
(КонсультантПлюс, 2025)показатель квалификации Участника закупки не характеризует его опыт работы и квалификацию, обеспеченность материальными и трудовыми ресурсами, а подпоказатели несопоставимы с условиями конкурса
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Можно ли привлечь специализированную организацию для проведения закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Для конкурентного отбора специализированной организации рекомендуем проводить процедуру, в которой предусмотрена оценка участников не только по ценовым, но и по квалификационным критериям. Такими критериями могут быть, например, опыт оказания аналогичных услуг и (или) квалификация трудовых ресурсов. Закон N 223-ФЗ не содержит специальных положений в отношении порядка оценки заявок, вы можете самостоятельно установить критерии и порядок оценки для процедуры отбора специализированной организации в соответствии с положением о закупке (см. Письмо Минфина России от 31.03.2020 N 24-02-08/25447). Процедурой с указанными критериями может быть, например, электронный конкурс.
(КонсультантПлюс, 2025)Для конкурентного отбора специализированной организации рекомендуем проводить процедуру, в которой предусмотрена оценка участников не только по ценовым, но и по квалификационным критериям. Такими критериями могут быть, например, опыт оказания аналогичных услуг и (или) квалификация трудовых ресурсов. Закон N 223-ФЗ не содержит специальных положений в отношении порядка оценки заявок, вы можете самостоятельно установить критерии и порядок оценки для процедуры отбора специализированной организации в соответствии с положением о закупке (см. Письмо Минфина России от 31.03.2020 N 24-02-08/25447). Процедурой с указанными критериями может быть, например, электронный конкурс.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из Жалобы следует, что Заказчиком ненадлежащим образом оценена заявка Заявителя по критерию "Квалификация трудовых ресурсов" (далее - Критерий).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из Жалобы следует, что Заказчиком ненадлежащим образом оценена заявка Заявителя по критерию "Квалификация трудовых ресурсов" (далее - Критерий).
Нормативные акты
Обзор: "Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за июль 2025 года"
(КонсультантПлюс, 2025)Участник закупки не согласился с тем, что ему начислили мало баллов по критерию "квалификация трудовых ресурсов". В заявке он представил информацию о 91 сотруднике, заказчик же учел данные лишь о 4 из них.
(КонсультантПлюс, 2025)Участник закупки не согласился с тем, что ему начислили мало баллов по критерию "квалификация трудовых ресурсов". В заявке он представил информацию о 91 сотруднике, заказчик же учел данные лишь о 4 из них.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (январь 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, согласно Конкурсной документации по показателю "Наличие квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) участника конкурса, предлагаемых для оказания услуг" (далее - Показатель N 2) Критерия N 1 оцениваются специалисты, состоящие в штате участника Конкурса, а также имеющие стаж работы по специальности не менее 3 лет с момента получения образования.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, согласно Конкурсной документации по показателю "Наличие квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) участника конкурса, предлагаемых для оказания услуг" (далее - Показатель N 2) Критерия N 1 оцениваются специалисты, состоящие в штате участника Конкурса, а также имеющие стаж работы по специальности не менее 3 лет с момента получения образования.
Статья: Общие принципы применения требований и критериев оценки по Закону N 223-ФЗ
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)При этом установленный порядок оценки должен содержать в себе пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями, предоставляемыми участником <21>. Приведем в качестве примера шкалу оценки по критерию "квалификация трудовых ресурсов", где установлен интервал оценки от 11 до 14 специалистов, за которые присуждается 70 баллов. В этом случае нет пропорциональности, поскольку за разное количество специалистов участникам будет присвоено одинаковое количество баллов <22>.
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)При этом установленный порядок оценки должен содержать в себе пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями, предоставляемыми участником <21>. Приведем в качестве примера шкалу оценки по критерию "квалификация трудовых ресурсов", где установлен интервал оценки от 11 до 14 специалистов, за которые присуждается 70 баллов. В этом случае нет пропорциональности, поскольку за разное количество специалистов участникам будет присвоено одинаковое количество баллов <22>.
Готовое решение: Как составить документацию о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 223-ФЗ критерии оценки заявок и порядок их применения не установлены. Укажите критерии, предусмотренные вашим положением о закупке, с помощью которых будете определять победителя. Подбирайте критерии в зависимости от способа закупки и специфики товара, работы, услуги - предмета закупки. Например, в аукционе или запросе котировок такой критерий только один - это предложенная участником цена, а в конкурсе и запросе предложений это может быть набор из стоимостных и нестоимостных критериев (ч. 16, 18, 20, 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Нестоимостные критерии могут учитывать, например, характеристики предмета закупки, квалификацию участников, их финансовое состояние и (или) наличие у них необходимых трудовых ресурсов. Рекомендуется предусмотреть величины значимости каждого критерия и порядок их расчета.
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 223-ФЗ критерии оценки заявок и порядок их применения не установлены. Укажите критерии, предусмотренные вашим положением о закупке, с помощью которых будете определять победителя. Подбирайте критерии в зависимости от способа закупки и специфики товара, работы, услуги - предмета закупки. Например, в аукционе или запросе котировок такой критерий только один - это предложенная участником цена, а в конкурсе и запросе предложений это может быть набор из стоимостных и нестоимостных критериев (ч. 16, 18, 20, 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Нестоимостные критерии могут учитывать, например, характеристики предмета закупки, квалификацию участников, их финансовое состояние и (или) наличие у них необходимых трудовых ресурсов. Рекомендуется предусмотреть величины значимости каждого критерия и порядок их расчета.
Статья: Выявление различных нарушений, ограничивающих или устраняющих конкуренцию в сфере закупок
(Кузнецов Г.Д.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Иным примером является установление такого критерия, как "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг". Так, по данному критерию подсчитывали баллы путем учета общего количества сотрудников, имеющихся в штате участника закупки, а не количество квалифицированных специалистов, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении контракта. Данный подсчет ограничивает конкуренцию, поскольку именно общее количество сотрудников оценено при сопоставлении предложений участников, но не включено в контракт <12>.
(Кузнецов Г.Д.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Иным примером является установление такого критерия, как "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг". Так, по данному критерию подсчитывали баллы путем учета общего количества сотрудников, имеющихся в штате участника закупки, а не количество квалифицированных специалистов, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении контракта. Данный подсчет ограничивает конкуренцию, поскольку именно общее количество сотрудников оценено при сопоставлении предложений участников, но не включено в контракт <12>.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (март 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В числе обжалуемых действий Заказчика Заявителем указано на ненадлежащий порядок оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) предлагаемых для оказания услуг" (далее - Показатель), поскольку участнику закупки, представившему сведения о наличии руководителей и ключевых специалистов в объеме менее, чем установлено техническим заданием (например, менее чем на одного специалиста), при расчете баллов по Показателю будет присвоено 0 баллов.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В числе обжалуемых действий Заказчика Заявителем указано на ненадлежащий порядок оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) предлагаемых для оказания услуг" (далее - Показатель), поскольку участнику закупки, представившему сведения о наличии руководителей и ключевых специалистов в объеме менее, чем установлено техническим заданием (например, менее чем на одного специалиста), при расчете баллов по Показателю будет присвоено 0 баллов.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (март 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно извещению о проведении Конкурса заявки участников Закупки по показателю Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг - значимость показателя - 0,25 (далее - Показатель), оцениваются в следующем порядке:
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно извещению о проведении Конкурса заявки участников Закупки по показателю Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг - значимость показателя - 0,25 (далее - Показатель), оцениваются в следующем порядке:
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)1) Конкурсной комиссией неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" (далее - Показатель N 1), по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1);
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)1) Конкурсной комиссией неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по показателю "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" (далее - Показатель N 1), по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1);
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Поэтому положение о закупке следует составлять с оглядкой на перечень основной закупаемой заказчиком продукции и особенности функционирования товарных рынков такой продукции, имеющиеся в распоряжении заказчика материально-технические ресурсы, квалификацию трудовых ресурсов с учетом специфики деятельности организации. Всеми этими знаниями владеют только работники организации, поэтому передача написания положения о закупке стороннему консультанту возможна только с одновременным полным его погружением в бизнес-процессы заказчика.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Поэтому положение о закупке следует составлять с оглядкой на перечень основной закупаемой заказчиком продукции и особенности функционирования товарных рынков такой продукции, имеющиеся в распоряжении заказчика материально-технические ресурсы, квалификацию трудовых ресурсов с учетом специфики деятельности организации. Всеми этими знаниями владеют только работники организации, поэтому передача написания положения о закупке стороннему консультанту возможна только с одновременным полным его погружением в бизнес-процессы заказчика.
Статья: Состояние безопасности дорожного движения как конкурентное преимущество перевозчика на рынке регулярных перевозок пассажиров
(Баканов К.С., Ермаганбетов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3)- нестоимостные (квалификация трудовых ресурсов, опыт участника, обеспеченность ресурсами, деловая репутация и др.).
(Баканов К.С., Ермаганбетов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3)- нестоимостные (квалификация трудовых ресурсов, опыт участника, обеспеченность ресурсами, деловая репутация и др.).
Статья: Ключевые направления внутреннего аудита в рамках реализации ПВР
(Драганюк Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 3)Данный периметр проверки требует определенного опыта, квалификации и значительных трудовых ресурсов. В практике международного регулирования отмечается, что для обеспечения эффективности "аллокации" трудовых ресурсов допускается не включать в проверку перечень вопросов, которые согласно независимой оценке СВА были должным образом и детально проверены валидацией (и это подтверждается выборочной проверкой СВА выводов и результатов валидации) <9>.
(Драганюк Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 3)Данный периметр проверки требует определенного опыта, квалификации и значительных трудовых ресурсов. В практике международного регулирования отмечается, что для обеспечения эффективности "аллокации" трудовых ресурсов допускается не включать в проверку перечень вопросов, которые согласно независимой оценке СВА были должным образом и детально проверены валидацией (и это подтверждается выборочной проверкой СВА выводов и результатов валидации) <9>.