Кто является собственником отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто является собственником отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Отказ в отмене судебного приказа в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...собственник отходов оплачивает услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора, оснований для приостановления производства по настоящему делу у суда не имелось..."
(КонсультантПлюс, 2025)...собственник отходов оплачивает услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора, оснований для приостановления производства по настоящему делу у суда не имелось..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Казенное учреждение: плата за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к правильному выводу, что собственником отходов является [учреждение - ред.], на которое возложена обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суды пришли к правильному выводу, что собственником отходов является [учреждение - ред.], на которое возложена обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Оператор по сбору и утилизации твердых бытовых отходов взыскивает с собственников частных жилых домов плату за оказанные за прошлый год услуги. Письменный договор об указанных услугах не заключался. Возникает ли обязанность оплачивать услуги оператора по сбору и утилизации ТБО при отсутствии письменного договора?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Оператор по сбору и утилизации твердых бытовых отходов взыскивает с собственников частных жилых домов плату за оказанные за прошлый год услуги. Письменный договор об указанных услугах не заключался. Возникает ли обязанность оплачивать услуги оператора по сбору и утилизации ТБО при отсутствии письменного договора?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Оператор по сбору и утилизации твердых бытовых отходов взыскивает с собственников частных жилых домов плату за оказанные за прошлый год услуги. Письменный договор об указанных услугах не заключался. Возникает ли обязанность оплачивать услуги оператора по сбору и утилизации ТБО при отсутствии письменного договора?
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 4. Отходы как объект права собственности
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 4. Отходы как объект права собственности
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Статья: Правовая сущность механизма передачи права пользования отходами недропользования для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Второй признак оферты также в полной мере характерен для анализируемых действий недропользователя, так как заявка, включающая предложения по условиям пользования недрами, адресована конкретному публичному образованию - собственнику отходов недропользования, содержащих полезные ископаемые, в лице компетентного органа государственной власти.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Второй признак оферты также в полной мере характерен для анализируемых действий недропользователя, так как заявка, включающая предложения по условиям пользования недрами, адресована конкретному публичному образованию - собственнику отходов недропользования, содержащих полезные ископаемые, в лице компетентного органа государственной власти.
Статья: Определение момента приобретения права собственности на полезные ископаемые, добытые из отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Вместе с тем возникает очередной вопрос: что считать окончанием переработки и, следовательно, моментом приобретения права собственности? Так, В.В. Левочко, ссылаясь на ст. 220 Гражданского кодекса Российской Федерации <5> (далее - ГК РФ), указывает, что право собственности в данном случае возникает с момента, когда "старая вещь - минеральное сырье - перестает существовать" <6>. Стоит согласиться с мнением автора в части возможности применения к анализируемым правоотношениям данной нормы. Правовая норма п. 1 ст. 220 ГК РФ содержит диспозитивное правило о приобретении права собственности на новую движимую вещь лицом, которому принадлежит материал. В анализируемой ситуации собственником отходов недропользования, содержащих в себе полезные ископаемые, остается публичное образование и в ходе технологического процесса спецификации со стороны хозяйствующего субъекта происходит образование новой движимой вещи - определенной продукции, например, в виде концентрата или иного полупродукта. Однако по общему правилу п. 1 ст. 220 ГК РФ образуемая в результате этого продукция поступает в собственность публичного образования, являющегося собственником материалов (минерального сырья), если иное не установлено договором с пользователем недр, осуществившим его переработку. Как представляется, в рассматриваемом случае в качестве договора, определяющего возможность возникновения права собственности у хозяйствующего субъекта на полезные ископаемые, добываемые из отходов недропользования, является соглашение об условиях пользования участком недр, которое является неотъемлемым элементом лицензии. Изначально согласованные публичным образованием и хозяйствующим субъектом условия пользования недрами содержат указание на возможность приобретения права собственности недропользователем в отношении конкретных видов добытых полезных ископаемых. В связи с чем после переработки отходов недропользования в силу данного соглашения право собственности на полученную продукцию возникает у пользователя недр. При этом момент окончания переработки следует связывать не просто с моментом образования новой вещи - полезных ископаемых из старой (отходов недропользования, представляющих собой минеральное сырье), а с достижением соответствия данной продукции установленному стандарту, как на это указывает положение п. 1 ст. 337 НК РФ, а также Конституционный Суд РФ <7>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Вместе с тем возникает очередной вопрос: что считать окончанием переработки и, следовательно, моментом приобретения права собственности? Так, В.В. Левочко, ссылаясь на ст. 220 Гражданского кодекса Российской Федерации <5> (далее - ГК РФ), указывает, что право собственности в данном случае возникает с момента, когда "старая вещь - минеральное сырье - перестает существовать" <6>. Стоит согласиться с мнением автора в части возможности применения к анализируемым правоотношениям данной нормы. Правовая норма п. 1 ст. 220 ГК РФ содержит диспозитивное правило о приобретении права собственности на новую движимую вещь лицом, которому принадлежит материал. В анализируемой ситуации собственником отходов недропользования, содержащих в себе полезные ископаемые, остается публичное образование и в ходе технологического процесса спецификации со стороны хозяйствующего субъекта происходит образование новой движимой вещи - определенной продукции, например, в виде концентрата или иного полупродукта. Однако по общему правилу п. 1 ст. 220 ГК РФ образуемая в результате этого продукция поступает в собственность публичного образования, являющегося собственником материалов (минерального сырья), если иное не установлено договором с пользователем недр, осуществившим его переработку. Как представляется, в рассматриваемом случае в качестве договора, определяющего возможность возникновения права собственности у хозяйствующего субъекта на полезные ископаемые, добываемые из отходов недропользования, является соглашение об условиях пользования участком недр, которое является неотъемлемым элементом лицензии. Изначально согласованные публичным образованием и хозяйствующим субъектом условия пользования недрами содержат указание на возможность приобретения права собственности недропользователем в отношении конкретных видов добытых полезных ископаемых. В связи с чем после переработки отходов недропользования в силу данного соглашения право собственности на полученную продукцию возникает у пользователя недр. При этом момент окончания переработки следует связывать не просто с моментом образования новой вещи - полезных ископаемых из старой (отходов недропользования, представляющих собой минеральное сырье), а с достижением соответствия данной продукции установленному стандарту, как на это указывает положение п. 1 ст. 337 НК РФ, а также Конституционный Суд РФ <7>.
Статья: О проблеме исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросу ликвидации органами публичной власти мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)Особые правила указанного специального законодательства направлены в первую очередь на обеспечение выполнения собственником отходов обязанностей по содержанию такого имущества, соблюдение экологических правил и требований.
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)Особые правила указанного специального законодательства направлены в первую очередь на обеспечение выполнения собственником отходов обязанностей по содержанию такого имущества, соблюдение экологических правил и требований.
Статья: Спор о понуждении к заключению договора (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Обязанность собственника твердых коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора установлена непосредственно федеральным законом, а п. 8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, лишь конкретизирует условия, при которых такой договор считается заключенным.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Обязанность собственника твердых коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора установлена непосредственно федеральным законом, а п. 8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, лишь конкретизирует условия, при которых такой договор считается заключенным.
Готовое решение: Какие льготы существуют по плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)при размещении отходов производства и потребления на объектах, где исключено негативное воздействие на окружающую среду (п. 7 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. п. 6, 7 ст. 23 Закона об отходах). Решение о подтверждении исключения НВОС на объекте размещения отходов принимает территориальный орган Росприроднадзора. Основанием для такого решения являются результаты мониторинга, проведенного лицом, эксплуатирующим объект (собственником, владельцем, пользователем) (п. 3 ст. 12, ст. 23 Закона об отходах, п. п. 2, 6, 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2025 N 573);
(КонсультантПлюс, 2025)при размещении отходов производства и потребления на объектах, где исключено негативное воздействие на окружающую среду (п. 7 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. п. 6, 7 ст. 23 Закона об отходах). Решение о подтверждении исключения НВОС на объекте размещения отходов принимает территориальный орган Росприроднадзора. Основанием для такого решения являются результаты мониторинга, проведенного лицом, эксплуатирующим объект (собственником, владельцем, пользователем) (п. 3 ст. 12, ст. 23 Закона об отходах, п. п. 2, 6, 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2025 N 573);
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Статья: Договор на утилизацию отходов в системе договоров на оказание экологических услуг
(Ткачук Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Договор на оказание услуг по обращению с отходами. Это наиболее развившийся блок договоров, регулируемых как Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 39) (далее - ГК РФ), так и нормами экологического права - Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" <2> (далее - ФЗ "Об отходах"). Например, публичный договор между региональным оператором и собственником отходов об их вывозе, обработке, утилизации или захоронении (ст. 24.7 ФЗ "Об отходах", Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 <3>).
(Ткачук Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Договор на оказание услуг по обращению с отходами. Это наиболее развившийся блок договоров, регулируемых как Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 39) (далее - ГК РФ), так и нормами экологического права - Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" <2> (далее - ФЗ "Об отходах"). Например, публичный договор между региональным оператором и собственником отходов об их вывозе, обработке, утилизации или захоронении (ст. 24.7 ФЗ "Об отходах", Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 <3>).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим при этом, что до 1 января 2015 года ст. 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" структурно состояла из четырех пунктов, третий из которых закреплял требование о том, что собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим при этом, что до 1 января 2015 года ст. 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" структурно состояла из четырех пунктов, третий из которых закреплял требование о том, что собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Готовое решение: Кто должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Росприроднадзора, платить за отходы не нужно и в том случае, когда по условиям договора аренды собственником отходов от вашей производственной деятельности является арендодатель (Информация Росприроднадзора).
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Росприроднадзора, платить за отходы не нужно и в том случае, когда по условиям договора аренды собственником отходов от вашей производственной деятельности является арендодатель (Информация Росприроднадзора).
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Собственник отходов несет бремя их содержания, в том числе выполняет обязанности, связанные с их обращением и соблюдением требований природоохранного законодательства.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Собственник отходов несет бремя их содержания, в том числе выполняет обязанности, связанные с их обращением и соблюдением требований природоохранного законодательства.