Кто оказывает бесплатную юридическую помощь
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто оказывает бесплатную юридическую помощь (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 46 Конституции РФ"2. Конституция Российской Федерации, возлагая на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина и гарантируя государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1), предусматривает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2), закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных законом (статья 48, часть 1), и одновременно устанавливает, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (статья 48, часть 2)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как оказывается бесплатная юридическая помощь?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кто может оказывать бесплатную юридическую помощь
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кто может оказывать бесплатную юридическую помощь
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"Статья 7. Субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь
(ред. от 04.11.2025)
"О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"Статья 7. Субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь
Закон Московской области от 27.07.2013 N 97/2013-ОЗ
(ред. от 04.07.2025)
"О предоставлении бесплатной юридической помощи в Московской области"
(принят постановлением Мособлдумы от 11.07.2013 N 21/59-П)1. Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в Московской области являются:
(ред. от 04.07.2025)
"О предоставлении бесплатной юридической помощи в Московской области"
(принят постановлением Мособлдумы от 11.07.2013 N 21/59-П)1. Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в Московской области являются:
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов РФ.
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов РФ.
Статья: К вопросу о выстраивании системы бесплатной юридической помощи населению
(Закомолдин Р.В., Закомолдин А.В., Гончарова К.С.)
("Юрист", 2022, N 6)Однако у государства сформировалось свое представление относительно выхода из данной ситуации. Так, в 2005 г. Минюст России констатировал: "...ожидания государства относительно помощи адвокатов малообеспеченным гражданам не оправдались" <23>. По этой причине было принято решение о формировании отдельной государственной структуры, призванной оказывать бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам. 22 августа 2005 г. Правительством Российской Федерации (далее - Правительство РФ) было принято Постановление N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" <24>. Эксперимент проводился в 10 субъектах РФ: Республике Карелия, Чеченской Республике, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областях. Из госбюджета были выделены средства на проведение данного эксперимента в объеме 50,4 млн руб. С целью создания необходимого механизма было разработано Положение о порядке оказания бесплатной юридической помощи. Росреестр непосредственно обеспечил процесс создания и организации работы государственных юридических бюро.
(Закомолдин Р.В., Закомолдин А.В., Гончарова К.С.)
("Юрист", 2022, N 6)Однако у государства сформировалось свое представление относительно выхода из данной ситуации. Так, в 2005 г. Минюст России констатировал: "...ожидания государства относительно помощи адвокатов малообеспеченным гражданам не оправдались" <23>. По этой причине было принято решение о формировании отдельной государственной структуры, призванной оказывать бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам. 22 августа 2005 г. Правительством Российской Федерации (далее - Правительство РФ) было принято Постановление N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" <24>. Эксперимент проводился в 10 субъектах РФ: Республике Карелия, Чеченской Республике, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областях. Из госбюджета были выделены средства на проведение данного эксперимента в объеме 50,4 млн руб. С целью создания необходимого механизма было разработано Положение о порядке оказания бесплатной юридической помощи. Росреестр непосредственно обеспечил процесс создания и организации работы государственных юридических бюро.
Статья: Бесплатная юридическая помощь в Российской Федерации: система, субъекты и финансирование. Часть 2
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 4)Министерством юстиции Российской Федерации не только определены последовательность оказания бесплатной юридической помощи и требования к порядку ее оказания, но и установлены критерии качества оказания такой помощи, обязанности субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, не только осуществлять регистрацию поступившего обращения, но и проводить проверку документов для определения категории лица, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, случая оказания такой помощи и выбранного данным лицом вида помощи (правовое консультирование в устной и письменной формах; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях). В обязанности специалиста, консультирующего лицо, вошло не только разъяснение применяемых по обращению норм права, но и правовых последствий совершения юридически значимых действий. Кроме того, установлены два критерия качества оказания бесплатной юридической помощи: удовлетворенность лица, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, качеством и доступностью оказания такой помощи; отсутствие жалоб на некорректное, невнимательное отношение специалистов к лицам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи.
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 4)Министерством юстиции Российской Федерации не только определены последовательность оказания бесплатной юридической помощи и требования к порядку ее оказания, но и установлены критерии качества оказания такой помощи, обязанности субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, не только осуществлять регистрацию поступившего обращения, но и проводить проверку документов для определения категории лица, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, случая оказания такой помощи и выбранного данным лицом вида помощи (правовое консультирование в устной и письменной формах; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях). В обязанности специалиста, консультирующего лицо, вошло не только разъяснение применяемых по обращению норм права, но и правовых последствий совершения юридически значимых действий. Кроме того, установлены два критерия качества оказания бесплатной юридической помощи: удовлетворенность лица, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, качеством и доступностью оказания такой помощи; отсутствие жалоб на некорректное, невнимательное отношение специалистов к лицам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи.
Статья: Право на бесплатную юридическую помощь
(Кургузников М.С., Хомякова М.А.)
("Современное право", 2024, N 12)Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто находится на территории России, право на юридическую помощь. Данное право закреплено в ст. 48 Основного Закона <1>. Согласно этой же норме в отдельных случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Отметим, что данное право распространяется не только на российских граждан: оно гарантировано для всех лиц, пребывающих на территории действия законодательства Российской Федерации. Такой вывод можно сделать, обратив внимание на юридическую технику написания диспозиции анализируемой нормы: используя слово "каждому", законодатель не ограничивает круг лиц, которым положена бесплатная юридическая помощь.
(Кургузников М.С., Хомякова М.А.)
("Современное право", 2024, N 12)Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто находится на территории России, право на юридическую помощь. Данное право закреплено в ст. 48 Основного Закона <1>. Согласно этой же норме в отдельных случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Отметим, что данное право распространяется не только на российских граждан: оно гарантировано для всех лиц, пребывающих на территории действия законодательства Российской Федерации. Такой вывод можно сделать, обратив внимание на юридическую технику написания диспозиции анализируемой нормы: используя слово "каждому", законодатель не ограничивает круг лиц, которым положена бесплатная юридическая помощь.
Статья: Бесплатная юридическая помощь в Российской Федерации: система, субъекты и финансирование. Часть 1
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 3)Например, по мнению Т.И. Афанасьевой, "...субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации, в контексте закона фактически образуют четыре системы бесплатной юридической помощи: государственную, негосударственную, муниципальную и общественную. Муниципальная система представлена органами местного самоуправления, муниципальными юридическими бюро, муниципальными учреждениями и иными организациями, на которые возложено осуществление публично значимых функций, общественная система - правозащитными организациями и частнопрактикующими юристами, оказывающими юридическую помощь бесплатно" <10>.
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 3)Например, по мнению Т.И. Афанасьевой, "...субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации, в контексте закона фактически образуют четыре системы бесплатной юридической помощи: государственную, негосударственную, муниципальную и общественную. Муниципальная система представлена органами местного самоуправления, муниципальными юридическими бюро, муниципальными учреждениями и иными организациями, на которые возложено осуществление публично значимых функций, общественная система - правозащитными организациями и частнопрактикующими юристами, оказывающими юридическую помощь бесплатно" <10>.
Статья: Запрос государственного юридического бюро: проблемы правового регулирования
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Если в 2006 г. функционировало только 10 госюрбюро, то в настоящее время их количество составляет 26. При этом планируется создать госюрбюро в каждом субъекте РФ <5>. Объем оказываемой госюрбюро бесплатной юридической помощи также свидетельствует об их востребованности. Так, за 2006 г. работники госюрбюро оказали бесплатную юридическую помощь почти 22 тыс. граждан: дали 8 644 устных и 1 876 письменных консультаций, составили 4 364 документа правового характера (в числе которых исковые заявления, кассационные жалобы, ходатайства, договоры, заявления в различные органы и организации), приняли участие в рассмотрении в судах 1 067 гражданских дел, в 121 случае представляли интересы граждан в органах местного самоуправления и различных организациях <6>. В 2020 г. бесплатная юридическая помощь была оказана уже 160 284 гражданам <7>.
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Если в 2006 г. функционировало только 10 госюрбюро, то в настоящее время их количество составляет 26. При этом планируется создать госюрбюро в каждом субъекте РФ <5>. Объем оказываемой госюрбюро бесплатной юридической помощи также свидетельствует об их востребованности. Так, за 2006 г. работники госюрбюро оказали бесплатную юридическую помощь почти 22 тыс. граждан: дали 8 644 устных и 1 876 письменных консультаций, составили 4 364 документа правового характера (в числе которых исковые заявления, кассационные жалобы, ходатайства, договоры, заявления в различные органы и организации), приняли участие в рассмотрении в судах 1 067 гражданских дел, в 121 случае представляли интересы граждан в органах местного самоуправления и различных организациях <6>. В 2020 г. бесплатная юридическая помощь была оказана уже 160 284 гражданам <7>.
Ситуация: Как установить отцовство в судебном порядке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обращении в суд с иском об установлении и оспаривании отцовства истцу может быть оказана бесплатная юридическая помощь, если он является, например, инвалидом I или II группы (п. 2 ч. 1, пп. "е" п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обращении в суд с иском об установлении и оспаривании отцовства истцу может быть оказана бесплатная юридическая помощь, если он является, например, инвалидом I или II группы (п. 2 ч. 1, пп. "е" п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ).
Статья: Актуальные проблемы реализации прав и свобод в Российской Федерации (на примере Республики Дагестан)
(Ниматулаева Р.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Проблемой реализации прав и свобод выступает также правовая неграмотность граждан, в связи с чем некоторым из них неясны отдельные формулировки в Конституции России и других нормативных актах. Для решения проблемы необходимо повысить правовую грамотность дагестанских граждан, создать платформу юридической помощи. В Республике уже имеются юридические клиники, где адвокатами оказывается бесплатная юридическая помощь.
(Ниматулаева Р.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Проблемой реализации прав и свобод выступает также правовая неграмотность граждан, в связи с чем некоторым из них неясны отдельные формулировки в Конституции России и других нормативных актах. Для решения проблемы необходимо повысить правовую грамотность дагестанских граждан, создать платформу юридической помощи. В Республике уже имеются юридические клиники, где адвокатами оказывается бесплатная юридическая помощь.