Кто может получить субсидию на приобретение жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто может получить субсидию на приобретение жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с социальным наймом жилых помещений: Наниматель хочет признать проживающих в жилом помещении разными семьями в целях получения права на улучшение жилищных условий
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Нанимателя, он и совместно проживающие с ним лица являются разными семьями. Признание разными семьями необходимо, в том числе, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и/или для выделения отдельного учетного дела, получения субсидии для приобретения жилого помещения.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Нанимателя, он и совместно проживающие с ним лица являются разными семьями. Признание разными семьями необходимо, в том числе, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и/или для выделения отдельного учетного дела, получения субсидии для приобретения жилого помещения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1183 "Наследование невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию" ГК РФ"Ссылка в кассационной жалобе на необходимость применения при разрешении спора положений ст. 1183 ГК РФ судебной коллегией отклоняются, поскольку право требования на получение социальной льготы для приобретения жилья нельзя отнести к платежам (заработной плате, пенсии, стипендии, пособию по социальному страхованию, по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, алиментам) и иным денежным суммам, предоставленным гражданину в качестве средств к существованию, указанным в данной статье. Право на получение государственной субсидии для приобретения жилья, не может рассматриваться в качестве средств к существованию."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153
(ред. от 22.04.2024)
"Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"5. Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации (далее - граждане):
(ред. от 22.04.2024)
"Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"5. Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации (далее - граждане):
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения отдельных категорий граждан жильем также является единовременная субсидия, предоставляемая федеральным государственным гражданским служащим. Согласно Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63, направляемые из федерального бюджета средства единовременной выплаты могут быть использованы в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого гражданским служащим на основании договора купли-продажи, либо в качестве платежа в счет оплаты паевого взноса гражданским служащим, являющимся членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива, либо на оплату расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства. Данные средства также могут быть использованы гражданским служащим в счет погашения долга и (или) на уплату процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение им жилья. Поэтому получение указанных субсидий является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения отдельных категорий граждан жильем также является единовременная субсидия, предоставляемая федеральным государственным гражданским служащим. Согласно Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63, направляемые из федерального бюджета средства единовременной выплаты могут быть использованы в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого гражданским служащим на основании договора купли-продажи, либо в качестве платежа в счет оплаты паевого взноса гражданским служащим, являющимся членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива, либо на оплату расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства. Данные средства также могут быть использованы гражданским служащим в счет погашения долга и (или) на уплату процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение им жилья. Поэтому получение указанных субсидий является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Вместе с тем законодатель, исходя из общего принципа действия закона на будущее время и реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, обязан учитывать специфику регулируемых общественных отношений, прежде всего то, что придание закону обратной силы должно иметь место преимущественно в интересах индивида в отношениях, возникающих между ним и государством в публичной сфере, и не вести к отмене для индивида права, приобретенного им в соответствии с ранее действовавшим законодательством и осуществляемого им в конкретных правоотношениях. Подтвердив - постановкой на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий - для указанной категории инвалидов с детства право получить безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья и тем самым взяв на себя определенные обязательства по поддержке таких граждан при переселении их из мест с неблагоприятным климатом, государство обязано было обеспечить им возможность реализации этого права.
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Вместе с тем законодатель, исходя из общего принципа действия закона на будущее время и реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, обязан учитывать специфику регулируемых общественных отношений, прежде всего то, что придание закону обратной силы должно иметь место преимущественно в интересах индивида в отношениях, возникающих между ним и государством в публичной сфере, и не вести к отмене для индивида права, приобретенного им в соответствии с ранее действовавшим законодательством и осуществляемого им в конкретных правоотношениях. Подтвердив - постановкой на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий - для указанной категории инвалидов с детства право получить безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилья и тем самым взяв на себя определенные обязательства по поддержке таких граждан при переселении их из мест с неблагоприятным климатом, государство обязано было обеспечить им возможность реализации этого права.
Ситуация: Предусмотрены ли льготы по ипотеке для государственных гражданских служащих?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что гражданский служащий при определенных условиях может получить право на единовременную субсидию на приобретение жилья один раз за весь период гражданской службы (п. 4 ст. 53 Закона N 79-ФЗ; Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что гражданский служащий при определенных условиях может получить право на единовременную субсидию на приобретение жилья один раз за весь период гражданской службы (п. 4 ст. 53 Закона N 79-ФЗ; Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63).
Вопрос: Об НДФЛ при предоставлении работникам СФР единовременных субсидий на приобретение жилья и получении имущественного вычета по НДФЛ при приобретении жилого помещения.
(Письмо Минфина России от 02.08.2024 N 03-04-05/72480)Вопрос: Об НДФЛ при предоставлении работникам СФР единовременных субсидий на приобретение жилья и получении имущественного вычета по НДФЛ при приобретении жилого помещения.
(Письмо Минфина России от 02.08.2024 N 03-04-05/72480)Вопрос: Об НДФЛ при предоставлении работникам СФР единовременных субсидий на приобретение жилья и получении имущественного вычета по НДФЛ при приобретении жилого помещения.
Ситуация: Как получить выписку из домовой книги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выписка из домовой книги является одним из документов, подтверждающих факт проживания на соответствующей территории (в конкретном жилом помещении), в частности, в целях приобретения гражданства РФ или получения госслужащим субсидии на приобретение жилья (п. 15, пп. "б" - "е" п. 44, пп. "в" п. 46 Положения, утв. Указом Президента РФ от 22.11.2023 N 889; п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выписка из домовой книги является одним из документов, подтверждающих факт проживания на соответствующей территории (в конкретном жилом помещении), в частности, в целях приобретения гражданства РФ или получения госслужащим субсидии на приобретение жилья (п. 15, пп. "б" - "е" п. 44, пп. "в" п. 46 Положения, утв. Указом Президента РФ от 22.11.2023 N 889; п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63).
Ситуация: Каков порядок предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право на получение жилищных субсидий на приобретение жилых помещений имеют также граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, не имеющие иных жилых помещений на территории РФ или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, проживающие по месту жительства в указанном населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта РФ решения о его закрытии, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Право на получение жилищных субсидий на приобретение жилых помещений имеют также граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, не имеющие иных жилых помещений на территории РФ или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, проживающие по месту жительства в указанном населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта РФ решения о его закрытии, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера.
Статья: Понятие коммунальной квартиры: спорные вопросы в правоприменительной практике
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Наиболее часто вопрос о том, может ли занимаемая как собственниками, так и нанимателями квартира рассматриваться как коммунальная, становится актуальным при постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий и предоставления жилых помещений по договору социального найма, поскольку во всех регионах, где имеются коммунальные квартиры, учетные нормы для отдельных и коммунальных квартир разные <1>. Вопрос о статусе квартиры как коммунальной встает также при определении возможности предоставления освободившейся комнаты соседям в порядке ст. 59 ЖК РФ, а также желании соседей реализовать преимущественное право покупки комнаты в порядке ч. 6 ст. 42 ЖК РФ. Весьма часто указанный вопрос возникает при определении, могут ли государственные служащие различных видов государственной службы быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий при постановке их на учет для получения соответствующих социальных выплат для приобретения жилья. Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством госслужащие и их семьи, проживающие в коммунальных квартирах, уже в силу этого без учета метража занимаемого жилого помещения, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий <2>. Соответственно, после определенного периода службы (как правило, после десяти лет) они могут претендовать на предоставление квартиры или соответствующей выплаты на ее приобретение. В этих ситуациях нередко возникают споры, в какой квартире проживает госслужащий, претендующий на улучшение жилищных условий <3>. Однако ни в Жилищном кодексе РФ, ни в другом федеральном законодательстве определения коммунальной квартиры нет <4>. Раскрывается это понятие только в законах субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 11 Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" от 27 января 2010 г. N 2 под коммунальной квартирой понимается квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящей из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат), или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты). Несколько отличается определение коммунальной квартиры, данное в Законе Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" от 5 мая 2006 г. N 221-32. В соответствии с ним коммунальная квартира - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством. Но следует отметить, что эти определения могут быть использованы при регулировании жилищных правоотношений в рамках полномочий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, в частности, при постановке на учет граждан в качестве нуждающихся для получения жилых помещений по договору социального найма. Но они не являются основанием для постановки на учет в целях улучшения жилищных условий государственных служащих, так как в указанных случаях федеральные ведомства должны действовать на основе федерального законодательства. Получается странная ситуация, что в действующем федеральном законодательстве об улучшении жилищного законодательства госслужащие могут претендовать на улучшение жилищных условий преимущественно путем получения соответствующих выплат (субсидий) на приобретения жилья, если они проживают в коммунальных квартирах, а точного определения, что же считается коммунальной квартирой на федеральном уровне, не имеется. По существу правоприменительная практика исходит из того, что коммунальная квартира - эта та, которая зарегистрирована как таковая в соответствии с нормами административного (регистрационного) законодательства.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Наиболее часто вопрос о том, может ли занимаемая как собственниками, так и нанимателями квартира рассматриваться как коммунальная, становится актуальным при постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий и предоставления жилых помещений по договору социального найма, поскольку во всех регионах, где имеются коммунальные квартиры, учетные нормы для отдельных и коммунальных квартир разные <1>. Вопрос о статусе квартиры как коммунальной встает также при определении возможности предоставления освободившейся комнаты соседям в порядке ст. 59 ЖК РФ, а также желании соседей реализовать преимущественное право покупки комнаты в порядке ч. 6 ст. 42 ЖК РФ. Весьма часто указанный вопрос возникает при определении, могут ли государственные служащие различных видов государственной службы быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий при постановке их на учет для получения соответствующих социальных выплат для приобретения жилья. Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством госслужащие и их семьи, проживающие в коммунальных квартирах, уже в силу этого без учета метража занимаемого жилого помещения, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий <2>. Соответственно, после определенного периода службы (как правило, после десяти лет) они могут претендовать на предоставление квартиры или соответствующей выплаты на ее приобретение. В этих ситуациях нередко возникают споры, в какой квартире проживает госслужащий, претендующий на улучшение жилищных условий <3>. Однако ни в Жилищном кодексе РФ, ни в другом федеральном законодательстве определения коммунальной квартиры нет <4>. Раскрывается это понятие только в законах субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 11 Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" от 27 января 2010 г. N 2 под коммунальной квартирой понимается квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящей из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат), или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты). Несколько отличается определение коммунальной квартиры, данное в Законе Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" от 5 мая 2006 г. N 221-32. В соответствии с ним коммунальная квартира - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством. Но следует отметить, что эти определения могут быть использованы при регулировании жилищных правоотношений в рамках полномочий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, в частности, при постановке на учет граждан в качестве нуждающихся для получения жилых помещений по договору социального найма. Но они не являются основанием для постановки на учет в целях улучшения жилищных условий государственных служащих, так как в указанных случаях федеральные ведомства должны действовать на основе федерального законодательства. Получается странная ситуация, что в действующем федеральном законодательстве об улучшении жилищного законодательства госслужащие могут претендовать на улучшение жилищных условий преимущественно путем получения соответствующих выплат (субсидий) на приобретения жилья, если они проживают в коммунальных квартирах, а точного определения, что же считается коммунальной квартирой на федеральном уровне, не имеется. По существу правоприменительная практика исходит из того, что коммунальная квартира - эта та, которая зарегистрирована как таковая в соответствии с нормами административного (регистрационного) законодательства.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Значение рассмотренного Постановления Конституционного Суда РФ заключается в том, что оно, по сути, подтвердило право лиц, имеющих трудовой стаж в районах Крайнего Севера не менее 10 лет, заработанный до вступления в силу в 1998 году Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", на получение жилищной субсидии для приобретения жилья.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Значение рассмотренного Постановления Конституционного Суда РФ заключается в том, что оно, по сути, подтвердило право лиц, имеющих трудовой стаж в районах Крайнего Севера не менее 10 лет, заработанный до вступления в силу в 1998 году Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", на получение жилищной субсидии для приобретения жилья.