Кто может осуществлять отлов безнадзорных животных
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто может осуществлять отлов безнадзорных животных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15 "Вопросы местного значения муниципального района" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Исходя из приведенных норм закона суд апелляционной инстанции обосновано признал неверным вывод суда первой инстанции о невыполнении органами местного самоуправления муниципального района обязанности по осуществлению отлова и содержания безнадзорных животных, что послужило основанием для возложения на ответчика обязанности по возмещению ущерба, возникшего у истца вследствие повреждения автомобиля, ввиду того, что предусмотренная законом обязанность по розыску собственника безнадзорных животных не свидетельствует о наличии у муниципального района в лице органов местного самоуправления ответственности по возмещению вреда, причиненного в результате наезда транспортного средства на сельскохозяйственное животное.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Безнадзорные животные
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кто вправе осуществлять деятельность по отлову
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кто вправе осуществлять деятельность по отлову
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Администрация настаивала, что ею приняты все необходимые организационно-распорядительные меры по защите населения от животных без владельцев, в том числе заключен муниципальный контракт с ООО "Добрые люди", в рамках которого осуществляется плановый отлов животных, а также отлов на основании обращений граждан. Заказы-наряды по отлову собак по адресу места происшествия не поступали. Однако суд отклонил указанные доводы. По мнению суда, достоверных и бесспорных доказательств, подтверждающих, что отлов животных без владельцев осуществлялся надлежащим образом, администрацией не представлено. Доказательств, подтверждающих информирование граждан о времени проведения отлова, а также видеозаписей отлова в материалы дела не представлено. Направление в адрес специализированной организации заказов-нарядов на отлов животных без владельцев подтверждает лишь выполнение сторонами обязательств в рамках заключенного муниципального контракта, но не опровергают вывод суда о причинении ущерба путем повреждения транспортного средства бездомными животными (Апелляционное определение Самарского областного суда от 7 февраля 2023 г. по делу N 33-1687/2023).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Администрация настаивала, что ею приняты все необходимые организационно-распорядительные меры по защите населения от животных без владельцев, в том числе заключен муниципальный контракт с ООО "Добрые люди", в рамках которого осуществляется плановый отлов животных, а также отлов на основании обращений граждан. Заказы-наряды по отлову собак по адресу места происшествия не поступали. Однако суд отклонил указанные доводы. По мнению суда, достоверных и бесспорных доказательств, подтверждающих, что отлов животных без владельцев осуществлялся надлежащим образом, администрацией не представлено. Доказательств, подтверждающих информирование граждан о времени проведения отлова, а также видеозаписей отлова в материалы дела не представлено. Направление в адрес специализированной организации заказов-нарядов на отлов животных без владельцев подтверждает лишь выполнение сторонами обязательств в рамках заключенного муниципального контракта, но не опровергают вывод суда о причинении ущерба путем повреждения транспортного средства бездомными животными (Апелляционное определение Самарского областного суда от 7 февраля 2023 г. по делу N 33-1687/2023).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 18. Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 18. Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1. Органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на:
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1. Органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на:
Статья: Анализ Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. N 55-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Вплоть до начала 2000-х годов деятельность по организации отлова, содержанию и использованию безнадзорных животных осуществлялась муниципальной властью. В этом вопросе местное самоуправление продолжало - на новой конституционной почве - сформированный в советский период подход (п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. N 449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР", п. п. 1, 3 Инструкции по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденной Минжилкомхозом РСФСР 12 июня 1981 г.). Деятельность по отлову безнадзорных животных осуществляли создаваемые муниципалитетами учреждения либо привлеченные организации в соответствии с установленным местной администрацией порядком. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утр. силу) не закреплял среди вопросов местного значения указанных полномочий, но и не препятствовал их осуществлению на муниципальном уровне, поскольку перечень вопросов местного значения носил открытый характер. Кроме того, организации на муниципальном уровне мероприятий по отлову безнадзорных животных способствовали, на наш взгляд, положения ст. ст. 230 - 231 вступившего в силу в 1995 году Гражданского кодекса РФ (ч. 1): они возлагали на органы местного самоуправления полномочия по принятию мер к розыску собственника безнадзорных животных, передаче животных на содержание, приобретению права муниципальной собственности на них по истечении 6-месячного срока.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 1)Вплоть до начала 2000-х годов деятельность по организации отлова, содержанию и использованию безнадзорных животных осуществлялась муниципальной властью. В этом вопросе местное самоуправление продолжало - на новой конституционной почве - сформированный в советский период подход (п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г. N 449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР", п. п. 1, 3 Инструкции по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденной Минжилкомхозом РСФСР 12 июня 1981 г.). Деятельность по отлову безнадзорных животных осуществляли создаваемые муниципалитетами учреждения либо привлеченные организации в соответствии с установленным местной администрацией порядком. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (утр. силу) не закреплял среди вопросов местного значения указанных полномочий, но и не препятствовал их осуществлению на муниципальном уровне, поскольку перечень вопросов местного значения носил открытый характер. Кроме того, организации на муниципальном уровне мероприятий по отлову безнадзорных животных способствовали, на наш взгляд, положения ст. ст. 230 - 231 вступившего в силу в 1995 году Гражданского кодекса РФ (ч. 1): они возлагали на органы местного самоуправления полномочия по принятию мер к розыску собственника безнадзорных животных, передаче животных на содержание, приобретению права муниципальной собственности на них по истечении 6-месячного срока.
Статья: Допустимо ли вторжение судов в сферу компетенции иных органов власти?
(Туманов Д.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)Например, в определении об отказе в принятии заявления о понуждении Минздрава России и его организаций на местах выполнять возложенные на них федеральными законами обязанности, Минюст России - контролировать и обеспечивать соответствие нормативных актов федеральных органов федеральным законам, а также Правительство РФ - контролировать приведение в соответствие с федеральными законами и постановлениями Правительства РФ нормативных актов федеральных министерств суд указал, что разрешение таких вопросов не входит в компетенцию судов общей юрисдикции. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны <3>. Именно такую позицию заняли суды в отношении заявления о понуждении правительства Саратовской области издать нормативные акты, определяющие правила содержания домашних животных, инструкции по отлову безнадзорных животных, их содержанию и источники финансирования для решения этих проблем, в целях обеспечения безопасности граждан от нападения безнадзорных животных и о понуждении г. Саратова определить организации, обязанные осуществлять отлов и содержание безнадзорных животных за счет бюджетных средств <4>.
(Туманов Д.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)Например, в определении об отказе в принятии заявления о понуждении Минздрава России и его организаций на местах выполнять возложенные на них федеральными законами обязанности, Минюст России - контролировать и обеспечивать соответствие нормативных актов федеральных органов федеральным законам, а также Правительство РФ - контролировать приведение в соответствие с федеральными законами и постановлениями Правительства РФ нормативных актов федеральных министерств суд указал, что разрешение таких вопросов не входит в компетенцию судов общей юрисдикции. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны <3>. Именно такую позицию заняли суды в отношении заявления о понуждении правительства Саратовской области издать нормативные акты, определяющие правила содержания домашних животных, инструкции по отлову безнадзорных животных, их содержанию и источники финансирования для решения этих проблем, в целях обеспечения безопасности граждан от нападения безнадзорных животных и о понуждении г. Саратова определить организации, обязанные осуществлять отлов и содержание безнадзорных животных за счет бюджетных средств <4>.