Кто имеет право установления дополнительных требований к участникам закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто имеет право установления дополнительных требований к участникам закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Третейское разбирательство как эффективный способ разрешения споров: актуальные проблемы
(Шиткина И.С., Гурьянов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)В отличие от закупок по Закону N 44-ФЗ для обеспечения публичных нужд, основная цель Закона о закупках N 223-ФЗ - создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Это предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства в процесс закупки по мотивам оценки целесообразности ее условий и порядка проведения. То есть заказчики вправе сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей своей деятельности, установив дополнительные требования к участникам закупки, а Закон о закупках N 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль <14>.
(Шиткина И.С., Гурьянов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)В отличие от закупок по Закону N 44-ФЗ для обеспечения публичных нужд, основная цель Закона о закупках N 223-ФЗ - создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Это предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства в процесс закупки по мотивам оценки целесообразности ее условий и порядка проведения. То есть заказчики вправе сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей своей деятельности, установив дополнительные требования к участникам закупки, а Закон о закупках N 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль <14>.
Статья: Ремонт и техобслуживание медицинской техники в 2023 году
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)Закупка работ по техническому обслуживанию медицинских изделий имеет ряд особенностей. Правительство РФ вправе устанавливать к участникам таких закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям (ч. 2, 3 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе).
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)Закупка работ по техническому обслуживанию медицинских изделий имеет ряд особенностей. Правительство РФ вправе устанавливать к участникам таких закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям (ч. 2, 3 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе).
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"ж) в части 8 слова ", запроса котировок" исключить, слова "и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации" заменить словами "требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования)";
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"ж) в части 8 слова ", запроса котировок" исключить, слова "и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации" заменить словами "требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования)";
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N АПЛ22-409
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 19.07.2022 N АКПИ22-344, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 29 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604>В апелляционной жалобе административный истец, не согласившись с таким решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не установлены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Пункт 29 Положения призван регулировать оценку заявок по показателю "деловая репутация", включенному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в критерий "квалификация участников закупки", в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что показатель "деловая репутация" законом отнесен к категории дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупок, которые могут устанавливаться Правительством Российской Федерации для конкретных видов закупок товаров, работ, услуг, применяемый заказчиками лишь в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, не соответствует действительным обстоятельствам дела. Общество ссылается на то, что правовое регулирование, предусмотренное пунктом 29 Положения, способствует необъективной оценке деловой репутации и противоречит пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 19.07.2022 N АКПИ22-344, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 29 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604>В апелляционной жалобе административный истец, не согласившись с таким решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не установлены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Пункт 29 Положения призван регулировать оценку заявок по показателю "деловая репутация", включенному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в критерий "квалификация участников закупки", в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что показатель "деловая репутация" законом отнесен к категории дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупок, которые могут устанавливаться Правительством Российской Федерации для конкретных видов закупок товаров, работ, услуг, применяемый заказчиками лишь в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, не соответствует действительным обстоятельствам дела. Общество ссылается на то, что правовое регулирование, предусмотренное пунктом 29 Положения, способствует необъективной оценке деловой репутации и противоречит пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Вопрос: Закупаем работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту пластиковых окон, НМЦК свыше 1 млн руб. Нужно ли устанавливать дополнительные требования к участникам закупки по п. 14 или по п. 15 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 5)В период действия Постановления - предшественника ПП РФ N 2571, а именно Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 <2> (далее - ПП РФ N 99), Минфин России разъяснял, что заказчик не вправе предъявлять к участникам закупки дополнительные требования по нескольким пунктам приложений N 1 и N 2 к ПП РФ N 99 одновременно <3>.
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 5)В период действия Постановления - предшественника ПП РФ N 2571, а именно Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 <2> (далее - ПП РФ N 99), Минфин России разъяснял, что заказчик не вправе предъявлять к участникам закупки дополнительные требования по нескольким пунктам приложений N 1 и N 2 к ПП РФ N 99 одновременно <3>.
Готовое решение: Какие требования предъявляют к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)если предусмотренные графой "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" документы (информация о них) есть в открытых и общедоступных госреестрах, размещенных в сети Интернет (в том числе на официальном сайте ЕИС), участник вправе вместо документов направить номер реестровой записи. Если информация в представленных участником документах противоречит данным ЕИС, приоритет имеют последние.
(КонсультантПлюс, 2025)если предусмотренные графой "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" документы (информация о них) есть в открытых и общедоступных госреестрах, размещенных в сети Интернет (в том числе на официальном сайте ЕИС), участник вправе вместо документов направить номер реестровой записи. Если информация в представленных участником документах противоречит данным ЕИС, приоритет имеют последние.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (апрель 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 12 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 12 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Готовое решение: В каком порядке принять участие в электронном аукционе, проводимом по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Единые требования, которые предъявляются всегда. Они позволяют заказчику определить надежность, финансовую устойчивость участника и вправе ли он исполнять контракт.
(КонсультантПлюс, 2025)Единые требования, которые предъявляются всегда. Они позволяют заказчику определить надежность, финансовую устойчивость участника и вправе ли он исполнять контракт.
Статья: Обзор судебной практики за IV квартал 2024 г. - I квартал 2025 г. по спорам в сфере закупок с участием энергетических компаний
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)Извлечение. ...ПАО "МОЭК" предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)Извлечение. ...ПАО "МОЭК" предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца четвертого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571;
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца четвертого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571;
Вопрос: Планируется электронный аукцион на содержание и техническое обслуживание фонтанов. Нужно ли устанавливать дополнительное требование к участникам закупки?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Соответственно, рассматриваемые фонтаны не относятся к малым архитектурным формам, не регулируются Приказом Минстроя России от 02.03.2017 N 597/пр "О формировании классификатора строительных ресурсов", имеют значительно иные качественные и технические характеристики. Они относятся к объектам недвижимости и являются сооружениями (объектами капитального строительства).
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Соответственно, рассматриваемые фонтаны не относятся к малым архитектурным формам, не регулируются Приказом Минстроя России от 02.03.2017 N 597/пр "О формировании классификатора строительных ресурсов", имеют значительно иные качественные и технические характеристики. Они относятся к объектам недвижимости и являются сооружениями (объектами капитального строительства).
Статья: Экономико-юридические проблемы, возникающие при введении аутсорсинга приготовления лечебного питания в государственных и муниципальных психиатрических больницах (общая конструкция аутсорсинга в конкретной юридической ситуации)
(Ковалевский А.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)<18> См. норму п. 2 ст. 31 Закона о закупках: "Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: (1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; (2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; (3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; (4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта".
(Ковалевский А.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)<18> См. норму п. 2 ст. 31 Закона о закупках: "Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: (1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; (2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; (3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; (4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта".
Вопрос: Вправе ли заказчик установить дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по текущему ремонту зданий и сооружений (поз. 15 приложения к ПП РФ N 2571), если НМЦК электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту кровли составляет 800 тыс. руб.?
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)Вопрос: Вправе ли заказчик установить дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по текущему ремонту зданий и сооружений (поз. 15 приложения к ПП РФ N 2571), если НМЦК электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту кровли составляет 800 тыс. руб.?
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)Вопрос: Вправе ли заказчик установить дополнительное требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по текущему ремонту зданий и сооружений (поз. 15 приложения к ПП РФ N 2571), если НМЦК электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту кровли составляет 800 тыс. руб.?
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования.