Кто имеет право применять дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто имеет право применять дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25.04.2024 N 33-9759/2024 (УИД 78RS0011-01-2023-004286-49)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истец, занимающий должность врача скорой медицинской помощи, при выполнении вызовов находился у пациентов свыше 45 минут, при этом фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи о причинах нарушения срока нахождения у пациентов не проинформировал, тем самым допустил нарушение требований должностной инструкции, за что был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Решение: Отказано.Оснований для применения по аналогии права положений ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусматривающих обязательное проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания, судебная коллегия, вопреки доводам истца, не усматривает, поскольку специальное законодательство для государственных служащих не имеет отношения к общему порядку применения дисциплинарного взыскания, предусмотренному трудовым законодательством.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истец, занимающий должность врача скорой медицинской помощи, при выполнении вызовов находился у пациентов свыше 45 минут, при этом фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи о причинах нарушения срока нахождения у пациентов не проинформировал, тем самым допустил нарушение требований должностной инструкции, за что был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Решение: Отказано.Оснований для применения по аналогии права положений ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусматривающих обязательное проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания, судебная коллегия, вопреки доводам истца, не усматривает, поскольку специальное законодательство для государственных служащих не имеет отношения к общему порядку применения дисциплинарного взыскания, предусмотренному трудовым законодательством.
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2023 N 88-9332/2023 по делу N 2-1732/2022 (УИД 49RS0001-01-2022-002315-23)
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения за прогул; 5) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: Ответчиком при принятии решения об увольнении не были установлены как событие дисциплинарного проступка, так и вина истицы, а также причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы Х., суд апелляционной инстанции ограничился лишь выводом о том, что ответчиком учтены все необходимые для назначения наказания условия, в том числе предшествующее поведение, поощрения, несмотря на то, что в решении суда первой инстанции каких-либо выводов, основанных на исследованных доказательствах, относительно указанных обстоятельств не приведено. Суд апелляционной инстанции, указав на то, что право применить одно из дисциплинарных взысканий, перечисленных в ст. 57 Закона о государственной гражданской службе предоставлено именно работодателю, ограничился формальным суждением о том, что факт поощрения истца в период замещения ею иных должностей премиями и благодарностью, без учета тяжести установленного работодателем проступка, вины государственного служащего его правового статуса, не свидетельствует о том, что при привлечении истца к дисциплинарной ответственности не был индивидуализирован вид дисциплинарного взыскания, отметив также, что прямого указания в Законе о государственной гражданской службе на необходимость отражения в приказе об увольнении фактов поощрения и анализа эффективности исполнения служебных обязанностей государственного служащего не имеется, эти обстоятельства учитываются непосредственно работодателем при определении вида наказания.
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения за прогул; 5) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: Ответчиком при принятии решения об увольнении не были установлены как событие дисциплинарного проступка, так и вина истицы, а также причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы Х., суд апелляционной инстанции ограничился лишь выводом о том, что ответчиком учтены все необходимые для назначения наказания условия, в том числе предшествующее поведение, поощрения, несмотря на то, что в решении суда первой инстанции каких-либо выводов, основанных на исследованных доказательствах, относительно указанных обстоятельств не приведено. Суд апелляционной инстанции, указав на то, что право применить одно из дисциплинарных взысканий, перечисленных в ст. 57 Закона о государственной гражданской службе предоставлено именно работодателю, ограничился формальным суждением о том, что факт поощрения истца в период замещения ею иных должностей премиями и благодарностью, без учета тяжести установленного работодателем проступка, вины государственного служащего его правового статуса, не свидетельствует о том, что при привлечении истца к дисциплинарной ответственности не был индивидуализирован вид дисциплинарного взыскания, отметив также, что прямого указания в Законе о государственной гражданской службе на необходимость отражения в приказе об увольнении фактов поощрения и анализа эффективности исполнения служебных обязанностей государственного служащего не имеется, эти обстоятельства учитываются непосредственно работодателем при определении вида наказания.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести служебную проверку госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: комиссия лишь выносит предложение о применении взыскания и только представитель нанимателя вправе его наложить. Поэтому как можно скорее передайте заключение руководителю госоргана, чтобы не пропустить срок для применения взыскания. Такой вывод следует из анализа ч. 1 ст. 57 и ч. 9 ст. 59 Закона о государственной гражданской службе.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: комиссия лишь выносит предложение о применении взыскания и только представитель нанимателя вправе его наложить. Поэтому как можно скорее передайте заключение руководителю госоргана, чтобы не пропустить срок для применения взыскания. Такой вывод следует из анализа ч. 1 ст. 57 и ч. 9 ст. 59 Закона о государственной гражданской службе.
Статья: Уведомление нанимателя об осуществлении иной оплачиваемой работы
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)Согласно ст. 57 Закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)Согласно ст. 57 Закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
Статья: Субъект дисциплинарной юрисдикции в служебных отношениях: концентрированная и распределительная системы дисциплинарной власти
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В этой связи, как нам представляется, на государственной гражданской службе было бы целесообразно предоставить руководителям структурных подразделений (непосредственным руководителям) право применять дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора как характеризующиеся незначительными неблагоприятными последствиями для гражданского служащего. Применение иных мер дисциплинарного воздействия следует отнести к компетенции представителя нанимателя.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В этой связи, как нам представляется, на государственной гражданской службе было бы целесообразно предоставить руководителям структурных подразделений (непосредственным руководителям) право применять дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора как характеризующиеся незначительными неблагоприятными последствиями для гражданского служащего. Применение иных мер дисциплинарного воздействия следует отнести к компетенции представителя нанимателя.
Статья: Механизм административно-правового регулирования
(Емельянов А.С.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)Если запреты, дозволения и позитивные обязывания являются основными правовыми средствами, то для их реализации применяются взыскания <14> и поощрения <15>. Последние имеют обеспечивающее назначение. Так, взыскания служат формой выражения правового принуждения, представляя собой реакцию на правонарушение. По своей природе они могут быть карательными (штрафными) (дисциплинарное взыскание, административное и уголовное наказание) или восстановительными (меры гражданско-правовой (имущественной), материальной, финансовой ответственности). Поощрения, напротив, призваны стимулировать общественно полезное поведение.
(Емельянов А.С.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)Если запреты, дозволения и позитивные обязывания являются основными правовыми средствами, то для их реализации применяются взыскания <14> и поощрения <15>. Последние имеют обеспечивающее назначение. Так, взыскания служат формой выражения правового принуждения, представляя собой реакцию на правонарушение. По своей природе они могут быть карательными (штрафными) (дисциплинарное взыскание, административное и уголовное наказание) или восстановительными (меры гражданско-правовой (имущественной), материальной, финансовой ответственности). Поощрения, напротив, призваны стимулировать общественно полезное поведение.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Далее, согласно той же статье указанного Закона дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня его обнаружения (ч. 4) и не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка (ч. 5). Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что ч. 4 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе, устанавливая сроки применения дисциплинарных взысканий и определяя правила их исчисления, имеет целью обеспечить определенность правового положения привлекаемых к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих и не допустить произвольного, в том числе без учета времени, прошедшего с момента совершения дисциплинарного проступка, применения дисциплинарных взысканий <19>.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Далее, согласно той же статье указанного Закона дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня его обнаружения (ч. 4) и не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка (ч. 5). Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что ч. 4 ст. 58 Закона о государственной гражданской службе, устанавливая сроки применения дисциплинарных взысканий и определяя правила их исчисления, имеет целью обеспечить определенность правового положения привлекаемых к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих и не допустить произвольного, в том числе без учета времени, прошедшего с момента совершения дисциплинарного проступка, применения дисциплинарных взысканий <19>.
Статья: Вызов физического лица для допроса на стадии предварительного расследования. Комментарий к статье 188 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. "а" - "г" п. 3, пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 данного Федерального закона" <45>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. "а" - "г" п. 3, пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 данного Федерального закона" <45>.
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона о гражданской службе за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона о гражданской службе за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В законодательстве очерчен круг лиц и органов, наделенных властью применения дисциплинарных взысканий. Например, прокуроры субъектов Российской Федерации имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации". Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", может быть применено только с согласия Генерального прокурора РФ.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В законодательстве очерчен круг лиц и органов, наделенных властью применения дисциплинарных взысканий. Например, прокуроры субъектов Российской Федерации имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации". Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", может быть применено только с согласия Генерального прокурора РФ.
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<1> См.: Добробаба М.Б. Условия и факторы эффективности применения дисциплинарных взысканий на государственной службе // Административное право и процесс. 2021. N 10. С. 38 - 43.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<1> См.: Добробаба М.Б. Условия и факторы эффективности применения дисциплинарных взысканий на государственной службе // Административное право и процесс. 2021. N 10. С. 38 - 43.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Кроме того, поскольку государственный регистратор прав согласно ч. 1 ст. 64 комментируемого Закона является федеральным государственным гражданским служащим, можно вести речь о применении к нему дисциплинарных взысканий на основании ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В соответствии с ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ <529>) за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным положениями п. 2, подп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 названного Закона.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Кроме того, поскольку государственный регистратор прав согласно ч. 1 ст. 64 комментируемого Закона является федеральным государственным гражданским служащим, можно вести речь о применении к нему дисциплинарных взысканий на основании ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В соответствии с ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ <529>) за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным положениями п. 2, подп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 названного Закона.
Статья: Административно-правовые аспекты привлечения служащих органов прокуратуры к дисциплинарной ответственности
(Стрельников В.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)При рассмотрении указанных вопросов отметим, что ТК РФ и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <6> более совершенны в регламентации правовой связи дисциплинарной ответственности и неподобающих действий работников (служащих). Эти нормативные акты раскрывают содержание дисциплинарной ответственности через тесную связь с дисциплинарным проступком. Статья 192 ТК РФ определяет, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в ч. 1 ст. 57 определяет, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом. Как нам представляется, подобные законодательные конструкции обладают признаками совершенства, поскольку напрямую регламентируют, во-первых, не произвольные действия руководителя (представителя нанимателя) по назначению дисциплинарных наказаний, а конкретные действия этих должностных лиц в связи с наступлением юридического факта - дисциплинарного проступка, во-вторых, определяют юридическое значение дисциплинарного проступка. Подобные определения, закрепленные законодательно, автоматически снимают вопросы о закреплении легальной интерпретации дисциплинарной ответственности.
(Стрельников В.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)При рассмотрении указанных вопросов отметим, что ТК РФ и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <6> более совершенны в регламентации правовой связи дисциплинарной ответственности и неподобающих действий работников (служащих). Эти нормативные акты раскрывают содержание дисциплинарной ответственности через тесную связь с дисциплинарным проступком. Статья 192 ТК РФ определяет, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в ч. 1 ст. 57 определяет, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом. Как нам представляется, подобные законодательные конструкции обладают признаками совершенства, поскольку напрямую регламентируют, во-первых, не произвольные действия руководителя (представителя нанимателя) по назначению дисциплинарных наказаний, а конкретные действия этих должностных лиц в связи с наступлением юридического факта - дисциплинарного проступка, во-вторых, определяют юридическое значение дисциплинарного проступка. Подобные определения, закрепленные законодательно, автоматически снимают вопросы о закреплении легальной интерпретации дисциплинарной ответственности.