Кто имеет право на субсидии в связи с коронавирусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Кто имеет право на субсидии в связи с коронавирусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2022 N 308-ЭС22-13854 по делу N А53-30880/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неправомерно полученной субсидии, предусмотренной федеральным законодательством.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку общество не соответствует положениям Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976. Полученная в отсутствие правовых оснований субсидия подлежит возврату.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судами установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Легион" не имело права на получение субсидии ввиду несоответствия условиям, определенным Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976. Решение налогового органа о выделении субсидии, принятое вопреки данным условиям, не изменяет правовой статус общества с ограниченной ответственностью "Легион" и не может являться основанием для признания за ним права на предоставление субсидии.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неправомерно полученной субсидии, предусмотренной федеральным законодательством.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку общество не соответствует положениям Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976. Полученная в отсутствие правовых оснований субсидия подлежит возврату.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Судами установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Легион" не имело права на получение субсидии ввиду несоответствия условиям, определенным Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976. Решение налогового органа о выделении субсидии, принятое вопреки данным условиям, не изменяет правовой статус общества с ограниченной ответственностью "Легион" и не может являться основанием для признания за ним права на предоставление субсидии.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам" БК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения налогового органа об отказе в предоставлении обществу субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, в целях компенсации затрат, связанных с ведением деятельности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Налоговый орган полагал, что налогоплательщик не имеет права на получение субсидии, так как он не обеспечил согласно отчетности по форме СЗВ-М сохранение количества работников. Налогоплательщик настаивал, что им соблюдены формальные условия получения субсидии, так как количество лиц в форме СЗВ-М уменьшилось в связи с истечением сроков гражданско-правовых договоров, а не потому, что общество не обеспечило сохранение постоянных работников. Суд учел, что в отчетность организации по форме СЗВ-М включаются как физические лица, с которыми заключен трудовой договор, так и физические лица, выполняющие для организации работы (оказывающие услуги) в рамках договоров гражданско-правового характера. Поскольку последние не являются работниками по смыслу ст. 20 ТК РФ, суд пришел к выводу о соблюдении налогоплательщиком условий получения субсидии и признал решение налогового органа об отказе в ее предоставлении незаконным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения налогового органа об отказе в предоставлении обществу субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, в целях компенсации затрат, связанных с ведением деятельности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Налоговый орган полагал, что налогоплательщик не имеет права на получение субсидии, так как он не обеспечил согласно отчетности по форме СЗВ-М сохранение количества работников. Налогоплательщик настаивал, что им соблюдены формальные условия получения субсидии, так как количество лиц в форме СЗВ-М уменьшилось в связи с истечением сроков гражданско-правовых договоров, а не потому, что общество не обеспечило сохранение постоянных работников. Суд учел, что в отчетность организации по форме СЗВ-М включаются как физические лица, с которыми заключен трудовой договор, так и физические лица, выполняющие для организации работы (оказывающие услуги) в рамках договоров гражданско-правового характера. Поскольку последние не являются работниками по смыслу ст. 20 ТК РФ, суд пришел к выводу о соблюдении налогоплательщиком условий получения субсидии и признал решение налогового органа об отказе в ее предоставлении незаконным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая обществу в удовлетворении его требований, суды пришли к выводу, что абзац второй пункта 1 Правил N 576 в части, предусматривающей определение получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ, издан Правительством Российской Федерации в целях реализации возложенных на него федеральным законодательством полномочий на поддержание субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая обществу в удовлетворении его требований, суды пришли к выводу, что абзац второй пункта 1 Правил N 576 в части, предусматривающей определение получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ, издан Правительством Российской Федерации в целях реализации возложенных на него федеральным законодательством полномочий на поддержание субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Вопрос: Кто имеет право на получение субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь кадровика на 2022 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- представление реестра работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты за работу с пациентами с диагнозом COVID-19;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- представление реестра работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты за работу с пациентами с диагнозом COVID-19;
Вопрос: О размере и целях расходования субсидии, полученной в результате ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции.
(Письмо ФНС России от 17.06.2020 N БС-4-11/9882@)Следует также отметить, что согласно Правилам субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
(Письмо ФНС России от 17.06.2020 N БС-4-11/9882@)Следует также отметить, что согласно Правилам субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Статья: Защита населения, работодателей и рынка труда в условиях пандемии: Россия в глобальном контексте
(Лютов Н.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 8)Для компаний в пострадавших отраслях, которые фактически остановили свою деятельность из-за ограничительных мер, т.е. полностью лишились оперативной прибыли, но несут издержки на аренду (налоговые и страховые платежи для них отсрочены, но не отменены), работники которых находятся в режиме "нерабочих дней", оплачиваемых работодателем в полном объеме и существенно выше МРОТ, эти меры в существенном количестве случаев не будут достаточными даже для выживания. Для сравнения: в Австралии компании, оборот которых упал вследствие кризиса на 30% и более, имеют право на государственную субсидию в размере 1 500 австралийских долларов раз в полмесяца в отношении каждого работника, который продолжает работать, отстранен от работы или нанят обратно после сокращения <4>; в Австрии сходная субсидия, которая выплачивается для возмещения потери заработной платы для работников с краткосрочными (до трех месяцев) трудовыми договорами, компенсирует 80 - 90% заработка работников <5>.
(Лютов Н.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 8)Для компаний в пострадавших отраслях, которые фактически остановили свою деятельность из-за ограничительных мер, т.е. полностью лишились оперативной прибыли, но несут издержки на аренду (налоговые и страховые платежи для них отсрочены, но не отменены), работники которых находятся в режиме "нерабочих дней", оплачиваемых работодателем в полном объеме и существенно выше МРОТ, эти меры в существенном количестве случаев не будут достаточными даже для выживания. Для сравнения: в Австралии компании, оборот которых упал вследствие кризиса на 30% и более, имеют право на государственную субсидию в размере 1 500 австралийских долларов раз в полмесяца в отношении каждого работника, который продолжает работать, отстранен от работы или нанят обратно после сокращения <4>; в Австрии сходная субсидия, которая выплачивается для возмещения потери заработной платы для работников с краткосрочными (до трех месяцев) трудовыми договорами, компенсирует 80 - 90% заработка работников <5>.
Вопрос: О субъектах МСП, имеющих право на получение субсидии, предоставляемой в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
(Письмо ФНС России от 29.06.2020 N БС-4-11/10499@)Вопрос: О субъектах МСП, имеющих право на получение субсидии, предоставляемой в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
(Письмо ФНС России от 29.06.2020 N БС-4-11/10499@)Вопрос: О субъектах МСП, имеющих право на получение субсидии, предоставляемой в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Статья: Выплаты в период эпидемии: нюансы получения и налогообложения
(Будакова Н.И.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 8)Организации и предприниматели из пострадавших отраслей могли получить средства из бюджета для частичной компенсации своих потерь. Субсидия рассчитывалась исходя из численности работников и МРОТ. Заявки на выплату средств принимались до 2 июля включительно (Информация ФНС РФ от 30.06.2020). Возможность предоставления такой субсидии определялась по основному коду ОКВЭД по состоянию на 1 марта 2020 года. О том, имеет ли организация или ИП право на субсидию, можно было узнать с помощью специального сервиса на сайте ФНС путем указания ИНН.
(Будакова Н.И.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 8)Организации и предприниматели из пострадавших отраслей могли получить средства из бюджета для частичной компенсации своих потерь. Субсидия рассчитывалась исходя из численности работников и МРОТ. Заявки на выплату средств принимались до 2 июля включительно (Информация ФНС РФ от 30.06.2020). Возможность предоставления такой субсидии определялась по основному коду ОКВЭД по состоянию на 1 марта 2020 года. О том, имеет ли организация или ИП право на субсидию, можно было узнать с помощью специального сервиса на сайте ФНС путем указания ИНН.
Вопрос: Вправе ли частная медицинская организация, которая берет анализы на коронавирус у населения, получить субсидию на выплату стимулирующего характера медицинским работникам?
(Консультация эксперта, 2020)Ответ: Частная медицинская организация имеет право на получение субсидии медицинским работникам, контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе медицинским работникам клинико-диагностических лабораторий.
(Консультация эксперта, 2020)Ответ: Частная медицинская организация имеет право на получение субсидии медицинским работникам, контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе медицинским работникам клинико-диагностических лабораторий.
Вопрос: Как узнать, имею ли я (моя организация) право на получение субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2020
Статья: Новости от 17.07.2020
("Главная книга", 2020, N 15)То есть если, например, организация 19 мая сменила основной вид деятельности с оптовой торговли на розничную, на "коронавирусные" субсидии и налоговые отсрочки она все равно права не имеет.
("Главная книга", 2020, N 15)То есть если, например, организация 19 мая сменила основной вид деятельности с оптовой торговли на розничную, на "коронавирусные" субсидии и налоговые отсрочки она все равно права не имеет.
Статья: Компания не смогла оспорить правила выдачи "коронавирусных" субсидий
("Практическая бухгалтерия", 2020, N 12)Обстоятельства спора: В 2020 году компания подавала заявление на субсидию для представителей малого и среднего бизнеса (МСП), которые сохранили штат работников и оплату труда в условиях пандемии. Но налоговая ей отказала. Дело в том, что ее основной код ОКВЭД - 58 "Деятельность издательская" - не входит в правительственный Перечень особо пострадавших отраслей, которые имеют право на такую субсидию.
("Практическая бухгалтерия", 2020, N 12)Обстоятельства спора: В 2020 году компания подавала заявление на субсидию для представителей малого и среднего бизнеса (МСП), которые сохранили штат работников и оплату труда в условиях пандемии. Но налоговая ей отказала. Дело в том, что ее основной код ОКВЭД - 58 "Деятельность издательская" - не входит в правительственный Перечень особо пострадавших отраслей, которые имеют право на такую субсидию.
Статья: Комментарий к Постановлению Второго арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 N 02АП-9255/2020 <О влиянии кода ОКВЭД на получение "коронавирусной" субсидии>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2021, N 6)Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из бюджета субсидий субъектам МСП, занятым в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях. Для получения таких средств определяющее значение имеет то, какой основной вид деятельности соискателя фигурирует в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года. Если он же содержится в Перечне отраслей - жертв пандемии (утв. Постановлением Правительства от 03.04.2020 N 434), организация (коммерсант) вправе рассчитывать на господдержку. Правда, лишь при соблюдении еще нескольких условий, прописанных в пункте 3 Правил.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2021, N 6)Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из бюджета субсидий субъектам МСП, занятым в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях. Для получения таких средств определяющее значение имеет то, какой основной вид деятельности соискателя фигурирует в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года. Если он же содержится в Перечне отраслей - жертв пандемии (утв. Постановлением Правительства от 03.04.2020 N 434), организация (коммерсант) вправе рассчитывать на господдержку. Правда, лишь при соблюдении еще нескольких условий, прописанных в пункте 3 Правил.
Статья: ОКВЭД для получения господдержки при пандемии
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 7)Между тем в связи с эпидемией коронавирусной инфекции заострился этот момент, на который раньше никто не обращал особого внимания: ввиду того что указанный вид деятельности по коду ОКВЭД 47.7 не являлся для компании основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, она не имела права рассчитывать на получение субсидии от государства из-за невыполнения требований Правил 1.
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 7)Между тем в связи с эпидемией коронавирусной инфекции заострился этот момент, на который раньше никто не обращал особого внимания: ввиду того что указанный вид деятельности по коду ОКВЭД 47.7 не являлся для компании основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, она не имела права рассчитывать на получение субсидии от государства из-за невыполнения требований Правил 1.