Критерии проверки контрагента

Подборка наиболее важных документов по запросу Критерии проверки контрагента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 168 "Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налогоплательщик по предложению налогового органа подал уточненную декларацию по НДС, исключив из нее ряд счетов-фактур по сделкам с проблемным контрагентом, доплатил НДС в бюджет. В дальнейшем налогоплательщик направил контрагенту претензию с требованием возместить убытки в размере НДС, от принятия к вычету которого налогоплательщик вынужден был отказаться. В связи с отказом контрагента добровольно удовлетворить претензию налогоплательщик обратился в суд с иском о взыскании с контрагента убытков в размере НДС. Суд в удовлетворении требований отказал, поскольку налогоплательщик не представил доказательств нарушения его контрагентом норм налогового законодательства, которые повлекли доначисление уплаченных сумм НДС, а также наличия причинной связи между действиями контрагента и заявленными к взысканию убытками. Само по себе выявление налоговым органом у контрагента налогоплательщика критериев налогового риска не означает установления налоговым органом фактов нарушения ими законодательства о налогах и сборах. Выводы налогового органа о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, доначисления недоимок по налогам, пеней, налоговых санкций должны фиксироваться налоговым органом в решениях по результатам камеральных или выездных проверок. В данном случае решение по результатам налоговой проверки не принималось, актов, носящих обязательный характер и предписывающих доплатить НДС, налоговый орган не выносил. Выводы в протоколе заседания рабочей группы носят рекомендательный характер. Также суд отметил, что работы по договору были приняты налогоплательщиком без замечаний, а сам договор не содержит положений о расширенной ответственности контрагента за ненадлежащее оформление документов либо указание в них недостоверных сведений, либо о расширенной ответственности в случае отказа налоговым органом в возмещении НДС заказчику.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Требования к участникам публичных закупок
(Кондратьев В.А.)
("Закон", 2021, N 8)
Требования, предъявляемые к участникам закупки, образуют определенную систему, следовательно, для выделения ее элементов представляется необходимым обратиться к критериям оценки, используемым в процедуре проверки контрагента. В отечественной литературе предлагается осуществлять проверку (due diligence) по юридическому статусу контрагента, по его возможности исполнить контракт, что предполагает оценку его финансовых и профессиональных возможностей <3>. В зарубежной литературе сформировался схожий подход и обращается внимание на необходимость проверки финансовых показателей, управления в организации, соблюдения ею правовых норм <4>, а также добросовестности субъекта на рынке <5>.
Статья: Критерий должной осмотрительности в концепции необоснованной налоговой выгоды с учетом изменений налогового законодательства
(Лихотина Ю.А.)
("Финансовое право", 2020, N 5)
По нашему мнению, критерий должной осмотрительности должен был ограничиться лишь проверкой контрагента в части, относящейся к непосредственной сделке - установлению производственных мощностей, ресурсов и проч., что позволяло бы направить усилия на подтверждение реальности сделки, что во многом более полезно, нежели перекладывание ответственности за неуплату налогов с контрагентов налогоплательщика на него самого. Именно поэтому мы считаем, что практике так и не удалось выработать никаких четких и исчерпывающих критериев, которые бы позволяли говорить о том, что налогоплательщик проявил достаточную осмотрительность при выборе контрагента. В конечном счете это, по сути, приводило к тому, что попытки доказать проявление должной осмотрительности сводились лишь к цели доказать сам факт проверки контрагента, а не к тому, чтобы убедиться, что контрагент является добросовестной организацией и ведет реальную деятельность.

Нормативные акты

"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
- описание возможных способов сообщения о коррупционных правонарушениях для работников организации и для ее контрагентов;