Корректировка реализации по согласованию сторон
Подборка наиболее важных документов по запросу Корректировка реализации по согласованию сторон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение инспекции в части уменьшения предъявленного к возмещению НДС, частичного отказа в его возмещении и требования о возврате в бюджет излишне полученных средств. Налоговый орган также привлек общество к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на то, что оно получало от контрагентов премии за выполнение условий договоров поставки лекарственных препаратов, при этом не корректировало налогооблагаемую базу по НДС. Суд установил, что при соблюдении определенных условий договоров поставки, достижении согласованного сторонами договора поставки объема закупки товара общество получало от поставщиков товара премии (поощрительные выплаты) путем приобретения права требований общества к продавцам, суммы исчисленных премий относило в состав внереализационных доходов. Последующие партии товаров были оплачены зачетом права требования общества к соответствующему продавцу на стоимость полученного товара, при этом продавцы не уменьшали цену реализации товара, не корректировали налогооблагаемую базу при исчислении НДС в сторону уменьшения. Суд первой инстанции пришел к выводу, что премии, полученные обществом от его поставщиков за выполнение условий договоров поставки, непосредственно связаны с поставками товара, следовательно, являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товара, оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. Суд кассационной инстанции, удовлетворяя требования общества, указал, что предоставление премий и бонусов обусловлено совершением обществом конкретных встречных действий: выполнением плана отгрузок, закупкой определенного количества товара, соблюдением финансовой дисциплины. Интерес поставщиков при этом заключается в обеспечении и повышении объемов продаж, сохранении (расширении) доли рынка. Договоры общества с поставщиками не содержат условий о выплате премий и бонусов посредством передачи покупателю дополнительных (бонусных) товаров бесплатно, не содержат элементов других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются премии (вознаграждения). Из обстоятельств дела не следует, что по факту цена товара в связи с выплатой обществу премий (бонусов) изменялась. Премии выплачивались после погашения задолженности за уже поставленный товар и не могли учитываться в стоимости поставленного товара.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение инспекции в части уменьшения предъявленного к возмещению НДС, частичного отказа в его возмещении и требования о возврате в бюджет излишне полученных средств. Налоговый орган также привлек общество к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на то, что оно получало от контрагентов премии за выполнение условий договоров поставки лекарственных препаратов, при этом не корректировало налогооблагаемую базу по НДС. Суд установил, что при соблюдении определенных условий договоров поставки, достижении согласованного сторонами договора поставки объема закупки товара общество получало от поставщиков товара премии (поощрительные выплаты) путем приобретения права требований общества к продавцам, суммы исчисленных премий относило в состав внереализационных доходов. Последующие партии товаров были оплачены зачетом права требования общества к соответствующему продавцу на стоимость полученного товара, при этом продавцы не уменьшали цену реализации товара, не корректировали налогооблагаемую базу при исчислении НДС в сторону уменьшения. Суд первой инстанции пришел к выводу, что премии, полученные обществом от его поставщиков за выполнение условий договоров поставки, непосредственно связаны с поставками товара, следовательно, являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товара, оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. Суд кассационной инстанции, удовлетворяя требования общества, указал, что предоставление премий и бонусов обусловлено совершением обществом конкретных встречных действий: выполнением плана отгрузок, закупкой определенного количества товара, соблюдением финансовой дисциплины. Интерес поставщиков при этом заключается в обеспечении и повышении объемов продаж, сохранении (расширении) доли рынка. Договоры общества с поставщиками не содержат условий о выплате премий и бонусов посредством передачи покупателю дополнительных (бонусных) товаров бесплатно, не содержат элементов других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются премии (вознаграждения). Из обстоятельств дела не следует, что по факту цена товара в связи с выплатой обществу премий (бонусов) изменялась. Премии выплачивались после погашения задолженности за уже поставленный товар и не могли учитываться в стоимости поставленного товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как корректируется налоговая база по НДС при изменении цены реализации
(КонсультантПлюс, 2025)При этом специальных правил отражения корректировки реализации по операциям из разд. 7 декларации, если реализация и корректировка произошли в разных периодах, нет. Полагаем, что в этом случае можно подать уточненную декларацию за тот период, в котором произошла реализация, а корректировку реализации в сторону увеличения возможно также отразить в разд. 7 декларации по НДС в том периоде, когда стороны согласовали такую корректировку (п. 1 ст. 81 НК РФ, п. п. 38, 50.2 Порядка заполнения декларации по НДС).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом специальных правил отражения корректировки реализации по операциям из разд. 7 декларации, если реализация и корректировка произошли в разных периодах, нет. Полагаем, что в этом случае можно подать уточненную декларацию за тот период, в котором произошла реализация, а корректировку реализации в сторону увеличения возможно также отразить в разд. 7 декларации по НДС в том периоде, когда стороны согласовали такую корректировку (п. 1 ст. 81 НК РФ, п. п. 38, 50.2 Порядка заполнения декларации по НДС).
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)По нашему мнению, подход, рекомендованный ФНС РФ, подтверждает правомерность составления нового первичного документа при согласовании сторонами изменений в цене товара. При этом речь идет не об исправлении первоначальных данных, а именно об отражении тех изменений в стоимости, которые согласованы сторонами после реализации.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)По нашему мнению, подход, рекомендованный ФНС РФ, подтверждает правомерность составления нового первичного документа при согласовании сторонами изменений в цене товара. При этом речь идет не об исправлении первоначальных данных, а именно об отражении тех изменений в стоимости, которые согласованы сторонами после реализации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)4. По соглашению сторон договора аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, и по согласованию с органом регулирования тарифов установление, изменение, корректировка тарифов на производимые и реализуемые арендатором товары, оказываемые услуги в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляются до конца срока действия договора аренды по правилам, действующим на момент соответственно установления, изменения, корректировки тарифов и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок указанного согласования и критерии согласования определяются правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)4. По соглашению сторон договора аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, и по согласованию с органом регулирования тарифов установление, изменение, корректировка тарифов на производимые и реализуемые арендатором товары, оказываемые услуги в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляются до конца срока действия договора аренды по правилам, действующим на момент соответственно установления, изменения, корректировки тарифов и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок указанного согласования и критерии согласования определяются правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)12.3. По соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и по согласованию с органом регулирования, за исключением случаев, предусмотренных в части 12.4 настоящей статьи, установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые арендатором товары, оказываемые услуги в сфере теплоснабжения осуществляются до конца срока действия договора аренды по правилам, действующим на момент соответственно установления, изменения, корректировки цен (тарифов) и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок указанного согласования и критерии согласования определяются правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. После окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения по соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендатором производятся и реализуются товары и оказываются услуги в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым в соответствии со статьей 23.4 настоящего Федерального закона.
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)12.3. По соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и по согласованию с органом регулирования, за исключением случаев, предусмотренных в части 12.4 настоящей статьи, установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые арендатором товары, оказываемые услуги в сфере теплоснабжения осуществляются до конца срока действия договора аренды по правилам, действующим на момент соответственно установления, изменения, корректировки цен (тарифов) и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок указанного согласования и критерии согласования определяются правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. После окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения по соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендатором производятся и реализуются товары и оказываются услуги в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым в соответствии со статьей 23.4 настоящего Федерального закона.
Статья: Внесение исправлений и аннулирование первичных документов
(Петрова Н.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 6)Реализация в программном обеспечении операторов электронного документооборота технических решений, позволяющих согласовать сторонам отсутствие правовых последствий у ранее подписанного документа через его аннулирование, носит инициативный характер в рамках развития клиентских сервисов. Соответственно, оператор электронного документооборота вправе самостоятельно принимать решение о доступности такого функционала для своих клиентов.
(Петрова Н.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 6)Реализация в программном обеспечении операторов электронного документооборота технических решений, позволяющих согласовать сторонам отсутствие правовых последствий у ранее подписанного документа через его аннулирование, носит инициативный характер в рамках развития клиентских сервисов. Соответственно, оператор электронного документооборота вправе самостоятельно принимать решение о доступности такого функционала для своих клиентов.
Вопрос: Об НДС при возврате белорусским покупателем ранее приобретенных у российской организации товаров надлежащего качества по причине невозможности реализации этих товаров в Беларуси.
(Письмо Минфина России от 20.06.2024 N 03-07-13/1/57149)Так, в соответствии с указанным пунктом 11 Протокола налоговая база по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за увеличения (уменьшения) цены реализованных товаров либо уменьшения количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) изменили цену (согласовали возврат) экспортированных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС.
(Письмо Минфина России от 20.06.2024 N 03-07-13/1/57149)Так, в соответствии с указанным пунктом 11 Протокола налоговая база по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за увеличения (уменьшения) цены реализованных товаров либо уменьшения количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) изменили цену (согласовали возврат) экспортированных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС.
"Исполнение и прекращение обязательства: комментарий к статьям 307 - 328 и 407 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Суд должен стараться сформулировать на основании толкования принципа добросовестности то правило, которое разумные и честные стороны согласовали бы, будь у них такая возможность, либо уточнить, развить или скорректировать то или иное существующее формальное правило. Это формируемое судами за счет применения доброй совести правило должно претендовать на ясные границы своей гипотезы и четкую диспозицию. Расплывчатость принципа доброй совести не страшна, так как его цель - легитимировать судебное правотворчество, но реализация этой правотворческой компетенции судом должна выливаться в формирование более или менее ясного правила, которое суд был бы готов применить в аналогичной ситуации.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Суд должен стараться сформулировать на основании толкования принципа добросовестности то правило, которое разумные и честные стороны согласовали бы, будь у них такая возможность, либо уточнить, развить или скорректировать то или иное существующее формальное правило. Это формируемое судами за счет применения доброй совести правило должно претендовать на ясные границы своей гипотезы и четкую диспозицию. Расплывчатость принципа доброй совести не страшна, так как его цель - легитимировать судебное правотворчество, но реализация этой правотворческой компетенции судом должна выливаться в формирование более или менее ясного правила, которое суд был бы готов применить в аналогичной ситуации.
Вопрос: О порядке внесения исправлений в электронные счета-фактуры и аннулировании первичных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
(Письмо ФНС России от 15.02.2023 N ЕА-3-26/2155@)Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" исправления допускаются в первичном учетном документе. При этом определено, что исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших ранее документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Таким образом, исправление осуществляется в отношении ранее составленного двустороннего первичного учетного документа о финансовых последствиях передачи продавцом товара покупателю, то есть подписанного ранее двумя сторонами документа с ошибочными данными. В установленных законодательством о бухгалтерском учете требованиях к исправлению первичных учетных документов итоговое изменение финансового состояния организаций всегда определяется данными первоначального документа, подписанного двумя сторонами (для двустороннего документа), с учетом всех исправлений, подписанных лицами, составившими первичный учетный документ.
(Письмо ФНС России от 15.02.2023 N ЕА-3-26/2155@)Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" исправления допускаются в первичном учетном документе. При этом определено, что исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших ранее документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Таким образом, исправление осуществляется в отношении ранее составленного двустороннего первичного учетного документа о финансовых последствиях передачи продавцом товара покупателю, то есть подписанного ранее двумя сторонами документа с ошибочными данными. В установленных законодательством о бухгалтерском учете требованиях к исправлению первичных учетных документов итоговое изменение финансового состояния организаций всегда определяется данными первоначального документа, подписанного двумя сторонами (для двустороннего документа), с учетом всех исправлений, подписанных лицами, составившими первичный учетный документ.
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Особое влияние антимонопольных органов оказывается и на процесс изменения условий концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку согласно Правилам предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения <17> (далее - Правила) изменение любых условий концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры <18> подлежит согласованию антимонопольным органом. Поскольку концедентом в рамках коммунальных концессий почти всегда выступает муниципалитет как собственник инфраструктуры, в подавляющем большинстве случаев согласующим органом по заявлению о согласовании изменений будет являться территориальный орган ФАС России (п. 4 Правил). Согласование внесения изменений в концессионное соглашение осуществляется антимонопольным органом только при наличии одного из оснований, предусмотренных п. 2 Правил. Наиболее часто используемым в практике реализации коммунальных концессий основанием является корректировка отраслевых схем, в результате которых стороны оказываются не способными выполнить обязательства по концессионному соглашению (подп. "г" п. 2 Правил). Важнейшими факторами, пресекающими ухудшение условий ранее заключенных концессионных соглашений, являются недопустимость: 1) уменьшения предельного размера расходов концессионера на создание и реконструкцию объекта соглашения и 2) ухудшения показателей надежности, качества и энергетической эффективности.
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Особое влияние антимонопольных органов оказывается и на процесс изменения условий концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку согласно Правилам предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения <17> (далее - Правила) изменение любых условий концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры <18> подлежит согласованию антимонопольным органом. Поскольку концедентом в рамках коммунальных концессий почти всегда выступает муниципалитет как собственник инфраструктуры, в подавляющем большинстве случаев согласующим органом по заявлению о согласовании изменений будет являться территориальный орган ФАС России (п. 4 Правил). Согласование внесения изменений в концессионное соглашение осуществляется антимонопольным органом только при наличии одного из оснований, предусмотренных п. 2 Правил. Наиболее часто используемым в практике реализации коммунальных концессий основанием является корректировка отраслевых схем, в результате которых стороны оказываются не способными выполнить обязательства по концессионному соглашению (подп. "г" п. 2 Правил). Важнейшими факторами, пресекающими ухудшение условий ранее заключенных концессионных соглашений, являются недопустимость: 1) уменьшения предельного размера расходов концессионера на создание и реконструкцию объекта соглашения и 2) ухудшения показателей надежности, качества и энергетической эффективности.
Статья: Как оформить возврат товара покупателем?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)Возврат товара как новая реализация
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)Возврат товара как новая реализация
Статья: Влияние соглашений сторон исполнительного производства на порядок принудительного исполнения
(Фильченко Д.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)В отличие от общего влияния мирового соглашения, на исполнительное производство соглашения, правомочия по его заключению предлагается предоставить сторонам исполнительного производства, они могут оказывать на исполнительное производство локальное воздействие, корректируя общий порядок исполнительного производства. Равно как могут оказывать локальное влияние на судьбу исполнительного производства односторонние действий сторон. Так, например, в результате дозволения сторонам исполнительного производства заключать соглашения локально могут быть изменены сроки совершения отдельных действий, сроки отложения исполнительных действий, разрешен вопрос о расходах по совершению исполнительных действий <9>; может быть определено имущество, на которое будет обращено взыскание; могут согласовываться совместные действия сторон, направленные на реализацию имущества должника в определенной последовательности и (или) на наиболее выгодных условиях; может быть согласована оценка имущества должника, в том числе при самостоятельной реализации имущества по соглашению сторон; допустимо определить порядок оставления имущества должника за взыскателем; возможно определить порядок расчетов и перечисления денежных средств; не исключается определение порядка совершения действий при возбуждении (ведении) сводного исполнительного производства.
(Фильченко Д.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)В отличие от общего влияния мирового соглашения, на исполнительное производство соглашения, правомочия по его заключению предлагается предоставить сторонам исполнительного производства, они могут оказывать на исполнительное производство локальное воздействие, корректируя общий порядок исполнительного производства. Равно как могут оказывать локальное влияние на судьбу исполнительного производства односторонние действий сторон. Так, например, в результате дозволения сторонам исполнительного производства заключать соглашения локально могут быть изменены сроки совершения отдельных действий, сроки отложения исполнительных действий, разрешен вопрос о расходах по совершению исполнительных действий <9>; может быть определено имущество, на которое будет обращено взыскание; могут согласовываться совместные действия сторон, направленные на реализацию имущества должника в определенной последовательности и (или) на наиболее выгодных условиях; может быть согласована оценка имущества должника, в том числе при самостоятельной реализации имущества по соглашению сторон; допустимо определить порядок оставления имущества должника за взыскателем; возможно определить порядок расчетов и перечисления денежных средств; не исключается определение порядка совершения действий при возбуждении (ведении) сводного исполнительного производства.
Статья: Отдельные проблемы реализации преимущественного права покупки доли (акций)
(Чупрунов И.С.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 6)Если суд решает, как указано в Законе об АО, "не применять" условие о заранее определенной цене, что должно происходить дальше? Действующее законодательство не дает какого-либо ответа на данный вопрос. Один возможный вариант решения - это использовать цену договора с контрагентом. Однако такой подход вряд ли будет справедлив в тех ситуациях, когда указанная цена выше, нежели рыночная стоимость доли, установленная судом в ходе корректировки заранее определенной цены. Иначе получится, что суд не просто адаптирует условие о преимущественном праве, а полностью игнорирует намерение сторон заранее согласовать некую цену. По-видимому, в рассматриваемой ситуации преимущественное право должно реализовываться либо по (а) рыночной цене, либо по (б) цене договора с контрагентом в зависимости от того, какая из них ближе к заранее определенной цене. Такой вариант ответа на поставленный вопрос позволяет в максимальной степени учесть изначальную волю сторон, адаптировав ее при этом к изменению обстоятельств.
(Чупрунов И.С.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 6)Если суд решает, как указано в Законе об АО, "не применять" условие о заранее определенной цене, что должно происходить дальше? Действующее законодательство не дает какого-либо ответа на данный вопрос. Один возможный вариант решения - это использовать цену договора с контрагентом. Однако такой подход вряд ли будет справедлив в тех ситуациях, когда указанная цена выше, нежели рыночная стоимость доли, установленная судом в ходе корректировки заранее определенной цены. Иначе получится, что суд не просто адаптирует условие о преимущественном праве, а полностью игнорирует намерение сторон заранее согласовать некую цену. По-видимому, в рассматриваемой ситуации преимущественное право должно реализовываться либо по (а) рыночной цене, либо по (б) цене договора с контрагентом в зависимости от того, какая из них ближе к заранее определенной цене. Такой вариант ответа на поставленный вопрос позволяет в максимальной степени учесть изначальную волю сторон, адаптировав ее при этом к изменению обстоятельств.
"Преимущественное право покупки доли (акций): монография"
(Чупрунов И.С.)
("Статут", 2022)Если суд решает, как указано в Законе об АО, не применять условие о заранее определенной цене, что должно происходить дальше? Действующее законодательство не дает какого-либо ответа на данный вопрос. Один из возможных вариантов решения - использовать цену договора с контрагентом. Однако такой подход вряд ли будет справедлив в тех ситуациях, когда указанная цена выше, нежели рыночная стоимость доли, установленная судом в ходе корректировки заранее определенной цены. Иначе получится, что суд не просто адаптирует условие о преимущественном праве, а полностью игнорирует намерение сторон заранее согласовать некую цену. По-видимому, в рассматриваемой ситуации преимущественное право должно реализовываться либо по (а) рыночной цене, либо по (б) цене договора с контрагентом в зависимости от того, какая из них ближе к заранее определенной цене. Такой вариант ответа на поставленный вопрос позволяет в максимальной степени учесть изначальную волю сторон, адаптировав ее при этом к изменению обстоятельств.
(Чупрунов И.С.)
("Статут", 2022)Если суд решает, как указано в Законе об АО, не применять условие о заранее определенной цене, что должно происходить дальше? Действующее законодательство не дает какого-либо ответа на данный вопрос. Один из возможных вариантов решения - использовать цену договора с контрагентом. Однако такой подход вряд ли будет справедлив в тех ситуациях, когда указанная цена выше, нежели рыночная стоимость доли, установленная судом в ходе корректировки заранее определенной цены. Иначе получится, что суд не просто адаптирует условие о преимущественном праве, а полностью игнорирует намерение сторон заранее согласовать некую цену. По-видимому, в рассматриваемой ситуации преимущественное право должно реализовываться либо по (а) рыночной цене, либо по (б) цене договора с контрагентом в зависимости от того, какая из них ближе к заранее определенной цене. Такой вариант ответа на поставленный вопрос позволяет в максимальной степени учесть изначальную волю сторон, адаптировав ее при этом к изменению обстоятельств.