Корпоративные и унитарные юридические лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Корпоративные и унитарные юридические лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 65.1 "Корпоративные и унитарные юридические лица" ГК РФСТАТЬЯ 65.1 "КОРПОРАТИВНЫЕ И УНИТАРНЫЕ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 65.1 "Корпоративные и унитарные юридические лица" ГК РФСТАТЬЯ 65.1 "КОРПОРАТИВНЫЕ И УНИТАРНЫЕ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
Статья: Понятие и виды юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В зависимости от объема прав учредителей (участников) выделяют корпоративные и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В зависимости от объема прав учредителей (участников) выделяют корпоративные и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК РФ).
Статья: Законодательство о некоммерческих организациях и проблемы их участия в гражданском обороте
(Илюшина М.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Так как очевидна тенденция законодательства не отказываться от статуса юридических лиц для ряда участвующих в гражданском обороте субъектов, которые вполне могут обойтись без указанного статуса (например, профсоюзы, религиозные, благотворительные организации и общественные объединения), то в отношении некоммерческих юридических лиц видится необходимость закрепления трех групп юридических лиц: корпоративные, унитарные и юридические лица с особым правовым статусом, в которую включить в первую очередь, например, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления.
(Илюшина М.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 8)Так как очевидна тенденция законодательства не отказываться от статуса юридических лиц для ряда участвующих в гражданском обороте субъектов, которые вполне могут обойтись без указанного статуса (например, профсоюзы, религиозные, благотворительные организации и общественные объединения), то в отношении некоммерческих юридических лиц видится необходимость закрепления трех групп юридических лиц: корпоративные, унитарные и юридические лица с особым правовым статусом, в которую включить в первую очередь, например, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Например, возникают вопросы о ВОУ в унитарных предприятиях и учреждениях, о возможности признания наблюдательного совета государственных корпораций в качестве ВОУ <1> и т.д. При прочтении законодательства создается впечатление, что все управленческие полномочия в отношении таких юридических лиц заканчиваются на руководителе (унитарные предприятия) или на наблюдательном совете (государственные корпорации). Однако данное впечатление является ложным, поскольку сам закон закрепляет полномочия учредителей в отношении соответствующих юридических лиц (см.: ст. 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях <2>, ст. 5 Закона о Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"), которые схожи с полномочиями лиц на уровне ВОУ в корпорациях (определение основных направлений деятельности, изменение устава, формирование имущественной основы юридического лица, формирование органов управления и т.д.). В этой связи справедливо сказать, что функции ВОУ в унитарных юридических лицах осуществляют их учредители <3>. Развитие данного подхода приводит к идее о том, что сам по себе ВОУ, которому по компетенции соответствуют определенные управленческие полномочия, есть как у корпоративных, так и у унитарных юридических лиц. Исходя из единой правовой природы отношений по управлению любыми юридическими лицами <4>, можно признать, что разница между корпоративными и унитарными юридическими лицами фактически заключается лишь в том, допустимо ли на уровне ВОУ множество лиц, осуществляющих управление.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Например, возникают вопросы о ВОУ в унитарных предприятиях и учреждениях, о возможности признания наблюдательного совета государственных корпораций в качестве ВОУ <1> и т.д. При прочтении законодательства создается впечатление, что все управленческие полномочия в отношении таких юридических лиц заканчиваются на руководителе (унитарные предприятия) или на наблюдательном совете (государственные корпорации). Однако данное впечатление является ложным, поскольку сам закон закрепляет полномочия учредителей в отношении соответствующих юридических лиц (см.: ст. 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях <2>, ст. 5 Закона о Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"), которые схожи с полномочиями лиц на уровне ВОУ в корпорациях (определение основных направлений деятельности, изменение устава, формирование имущественной основы юридического лица, формирование органов управления и т.д.). В этой связи справедливо сказать, что функции ВОУ в унитарных юридических лицах осуществляют их учредители <3>. Развитие данного подхода приводит к идее о том, что сам по себе ВОУ, которому по компетенции соответствуют определенные управленческие полномочия, есть как у корпоративных, так и у унитарных юридических лиц. Исходя из единой правовой природы отношений по управлению любыми юридическими лицами <4>, можно признать, что разница между корпоративными и унитарными юридическими лицами фактически заключается лишь в том, допустимо ли на уровне ВОУ множество лиц, осуществляющих управление.
Статья: Влияние организационно-правовой формы юридического лица на выбор способа сохранения бизнеса в случае смерти его владельца
(Фрик О.В., Бадер И.С.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 1)Ключевые слова: наследственный фонд, наследственный договор, паевой инвестиционный фонд, корпоративные и унитарные юридические лица, учредитель фонда, завещание, устав, условия управления фондом, наследники, инвестиционный пай.
(Фрик О.В., Бадер И.С.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 1)Ключевые слова: наследственный фонд, наследственный договор, паевой инвестиционный фонд, корпоративные и унитарные юридические лица, учредитель фонда, завещание, устав, условия управления фондом, наследники, инвестиционный пай.
Готовое решение: Как провести открытый электронный конкурс по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки. Устанавливайте требование по желанию. Если решили его установить, потребуйте, чтобы в РНП не было сведений ни об участнике, ни о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, управляющем, управляющей организации, участниках (членах) корпоративного юрлица, владеющих более 25% акций (долей, паев) корпоративного юрлица, учредителей унитарного юрлица. Если вы не установили требование по ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, установите требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки (в том числе о лицах, информация о которых включается в заявку), включенной в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций или мер ограничительного характера (ч. 1.1 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
(КонсультантПлюс, 2025)требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки. Устанавливайте требование по желанию. Если решили его установить, потребуйте, чтобы в РНП не было сведений ни об участнике, ни о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, управляющем, управляющей организации, участниках (членах) корпоративного юрлица, владеющих более 25% акций (долей, паев) корпоративного юрлица, учредителей унитарного юрлица. Если вы не установили требование по ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, установите требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки (в том числе о лицах, информация о которых включается в заявку), включенной в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций или мер ограничительного характера (ч. 1.1 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Статья: Изменение личного закона юридических лиц (lex societatis) в новых субъектах Российской Федерации
(Кантор Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Согласно п. 5, 8 ст. 19.1 Закона N 52-ФЗ смена личного закона юридическими лицами на новых территориях не предоставляет им возможности указывать в учредительных документах, что они основаны на членстве, если они на нем не основаны, и наоборот, а равно смены цели своей деятельности (коммерческой на некоммерческую и наоборот), и не выступает способом реорганизации или ликвидации юридического лица. Указанные правила важны в случае, когда перечни организационно-правовых форм в прежней юрисдикции и в новой не совпадают и необходимо найти надлежащий аналог. Вместе с этим неясна терминология законодателя относительно трактовки отношений участия как участия нескольких лиц. Статьей 65.1 ГК РФ предусмотрены корпоративные и унитарные юридические лица, также правопорядком допускаются корпорации одного лица (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 98 ГК РФ), а потому корректнее было бы говорить либо о недопустимости смены корпоративной формы, основанной на членстве, на унитарную (и наоборот), либо об изменении состава участников корпорации при ее редомициляции.
(Кантор Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Согласно п. 5, 8 ст. 19.1 Закона N 52-ФЗ смена личного закона юридическими лицами на новых территориях не предоставляет им возможности указывать в учредительных документах, что они основаны на членстве, если они на нем не основаны, и наоборот, а равно смены цели своей деятельности (коммерческой на некоммерческую и наоборот), и не выступает способом реорганизации или ликвидации юридического лица. Указанные правила важны в случае, когда перечни организационно-правовых форм в прежней юрисдикции и в новой не совпадают и необходимо найти надлежащий аналог. Вместе с этим неясна терминология законодателя относительно трактовки отношений участия как участия нескольких лиц. Статьей 65.1 ГК РФ предусмотрены корпоративные и унитарные юридические лица, также правопорядком допускаются корпорации одного лица (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 98 ГК РФ), а потому корректнее было бы говорить либо о недопустимости смены корпоративной формы, основанной на членстве, на унитарную (и наоборот), либо об изменении состава участников корпорации при ее редомициляции.
Готовое решение: Как принять участие в открытом конкурсе в электронной форме по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ИНН (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юрлица, владеющих более 25% акций (долей, паев) корпоративного юрлица, учредителей унитарного юрлица или по законодательству иностранного государства аналог ИНН таких лиц;
(КонсультантПлюс, 2025)ИНН (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юрлица, владеющих более 25% акций (долей, паев) корпоративного юрлица, учредителей унитарного юрлица или по законодательству иностранного государства аналог ИНН таких лиц;
Статья: Формы участия государства в гражданском обороте: опыт России, Казахстана и Китая
(Дорожинская Е.А., Горячева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 5)<10> См.: Гутников О.В. Государственные организации как субъекты корпоративных отношений: о допустимости участия в корпоративных отношениях унитарных юридических лиц // Журнал российского права. 2016. N 7. С. 44 - 52; Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005. С. 130 - 131.
(Дорожинская Е.А., Горячева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 5)<10> См.: Гутников О.В. Государственные организации как субъекты корпоративных отношений: о допустимости участия в корпоративных отношениях унитарных юридических лиц // Журнал российского права. 2016. N 7. С. 44 - 52; Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005. С. 130 - 131.
Готовое решение: В каком порядке провести открытый электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Устанавливать данное требование или нет, вы решаете сами. Если решили его установить, потребуйте, чтобы в РНП не было сведений ни об участнике, ни о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, управляющем, управляющей организации, участниках (членах) корпоративного юрлица, владеющих более 25% акций (долей, паев) корпоративного юрлица, учредителей унитарного юрлица.
(КонсультантПлюс, 2025)Устанавливать данное требование или нет, вы решаете сами. Если решили его установить, потребуйте, чтобы в РНП не было сведений ни об участнике, ни о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, управляющем, управляющей организации, участниках (членах) корпоративного юрлица, владеющих более 25% акций (долей, паев) корпоративного юрлица, учредителей унитарного юрлица.