Коронавирус закупка у единственного поставщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус закупка у единственного поставщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обоснование осуществления закупки у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольным органом указано, что, поскольку заключение государственного контракта и его исполнение в течение четырех месяцев с даты принятия решения об осуществлении закупки не влияло на фактически осуществляемую учреждением деятельность по борьбе с коронавирусной инфекцией, выбранный заказчиком способ закупки не отвечает принципам закупки у единственного поставщика, предусмотренным подпунктом 9 пункта 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
(КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольным органом указано, что, поскольку заключение государственного контракта и его исполнение в течение четырех месяцев с даты принятия решения об осуществлении закупки не влияло на фактически осуществляемую учреждением деятельность по борьбе с коронавирусной инфекцией, выбранный заказчиком способ закупки не отвечает принципам закупки у единственного поставщика, предусмотренным подпунктом 9 пункта 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 N 21АП-4257/2023 по делу N А83-20687/2022
Требование: Об оспаривании решения антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.При принятии решения административный орган не принял во внимание доводы ДЦ "Артек" о том, что заключение контрактов в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе вызвано действием непреодолимой силы, поскольку указание заказчиком на необходимость закупки услуги в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой (усилением распространения новой коронавирусной инфекции) не свидетельствует о правомерности действий заказчика, так как у заказчика была возможность заблаговременно до заключения контрактов установить необходимость в обеспечении мер по предупреждению завоза новой коронавирусной инфекции на территорию ДЦ "Артек" при организации работы ФГБОУ "МДЦ "Артек". Также антимонопольный орган отметил, что обстоятельства, приведенные ДЦ "Артек" не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непреодолимости и не являются основанием для осуществления закупки у единственного поставщика.
Требование: Об оспаривании решения антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.При принятии решения административный орган не принял во внимание доводы ДЦ "Артек" о том, что заключение контрактов в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе вызвано действием непреодолимой силы, поскольку указание заказчиком на необходимость закупки услуги в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой (усилением распространения новой коронавирусной инфекции) не свидетельствует о правомерности действий заказчика, так как у заказчика была возможность заблаговременно до заключения контрактов установить необходимость в обеспечении мер по предупреждению завоза новой коронавирусной инфекции на территорию ДЦ "Артек" при организации работы ФГБОУ "МДЦ "Артек". Также антимонопольный орган отметил, что обстоятельства, приведенные ДЦ "Артек" не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непреодолимости и не являются основанием для осуществления закупки у единственного поставщика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заказчикам по Закону N 44-ФЗ проводить срочные закупки в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Для срочных закупок, необходимых для предупреждения или ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции, используйте закупку у единственного поставщика. Это может быть малая закупка по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в том числе в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), закупка у учреждений УИС или аварийная закупка по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2022)Для срочных закупок, необходимых для предупреждения или ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции, используйте закупку у единственного поставщика. Это может быть малая закупка по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в том числе в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), закупка у учреждений УИС или аварийная закупка по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Готовое решение: Как действовать заказчику по Закону N 44-ФЗ в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Если есть необходимость в срочных закупках для предупреждения распространения коронавирусной инфекции, проводите закупку у единственного поставщика.
(КонсультантПлюс, 2022)Если есть необходимость в срочных закупках для предупреждения распространения коронавирусной инфекции, проводите закупку у единственного поставщика.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Закупки у единственного поставщика в связи с коронавирусом
(КонсультантПлюс, 2025)Закупки у единственного поставщика в связи с коронавирусом
Статья: Нормативное правовое регулирование государственной закупочной сферы в период пандемии COVID-19
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<8> Письмо ФАС России от 18 марта 2020 г. N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса" // СПС "КонсультантПлюс".
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<8> Письмо ФАС России от 18 марта 2020 г. N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса" // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Как действовать заказчику при закупках по Закону N 223-ФЗ в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Закупку у единственного поставщика по Закону 223-ФЗ, в том числе в условиях распространения коронавирусной инфекции, можно провести только на основаниях и в порядке, предусмотренных положением о закупке. Если обстоятельства непреодолимой силы являются по вашему положению основанием проведения закупки у единственного поставщика и товар вам нужен вследствие таких обстоятельств, проводите процедуру. Сведения о закупке у единственного поставщика вне зависимости от цены размещайте в ЕИС, только если это предусмотрено напрямую вашим положением (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2022)Закупку у единственного поставщика по Закону 223-ФЗ, в том числе в условиях распространения коронавирусной инфекции, можно провести только на основаниях и в порядке, предусмотренных положением о закупке. Если обстоятельства непреодолимой силы являются по вашему положению основанием проведения закупки у единственного поставщика и товар вам нужен вследствие таких обстоятельств, проводите процедуру. Сведения о закупке у единственного поставщика вне зависимости от цены размещайте в ЕИС, только если это предусмотрено напрямую вашим положением (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Статья: Регулятивный потенциал писем федеральных органов исполнительной власти
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В то же время в рамках совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 3 апреля 2020 г. N 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 <15> указано, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, относится к обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, подобное письмо корректирует режим нормирования в рамках контрактной системы публичной администрации и учитывается участниками общественных отношений в сфере осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд наравне с соответствующими законоположениями.
(Домченко А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В то же время в рамках совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 3 апреля 2020 г. N 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 <15> указано, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, относится к обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, подобное письмо корректирует режим нормирования в рамках контрактной системы публичной администрации и учитывается участниками общественных отношений в сфере осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд наравне с соответствующими законоположениями.
Статья: Правовые и организационные механизмы повышения оперативности устранения угроз безопасности дорожного движения в рамках дорожной деятельности
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Кроме того, в 2022 году была установлена возможность осуществления закупок у единственного поставщика по государственному оборонному заказу на поставку продукции [46].
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Кроме того, в 2022 году была установлена возможность осуществления закупок у единственного поставщика по государственному оборонному заказу на поставку продукции [46].
Готовое решение: Какие последствия влечет форс-мажор при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)заказчик может провести срочную аварийную закупку у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Причем закупить можно только в том объеме, который непосредственно необходим вследствие обстоятельств непреодолимой силы, если проведение длительной конкурентной закупки нецелесообразно.
(КонсультантПлюс, 2025)заказчик может провести срочную аварийную закупку у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Причем закупить можно только в том объеме, который непосредственно необходим вследствие обстоятельств непреодолимой силы, если проведение длительной конкурентной закупки нецелесообразно.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при отсутствии причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие распространения коронавирусной инфекции, влечет привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при отсутствии причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие распространения коронавирусной инфекции, влечет привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности.
Последние изменения: Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в положении заказчика есть возможность закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, то на этом основании возможна закупка товаров (работ, услуг), требуемых в связи с распространением коронавируса. Дополнительных изменений в положение о закупке в этом случае не требуется.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в положении заказчика есть возможность закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, то на этом основании возможна закупка товаров (работ, услуг), требуемых в связи с распространением коронавируса. Дополнительных изменений в положение о закупке в этом случае не требуется.
Статья: Экстренные закупки в чрезвычайных обстоятельствах: что нужно знать о п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Правовая оценка УФАС: учитывая допущенную исполнителем просрочку поставки товара, отсутствие аппарата ИВЛ фактически не оказывало никакого влияния на осуществляемую учреждением деятельность по борьбе с коронавирусной инфекцией. Отсюда следует вывод о неправомерном осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур <21>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Правовая оценка УФАС: учитывая допущенную исполнителем просрочку поставки товара, отсутствие аппарата ИВЛ фактически не оказывало никакого влияния на осуществляемую учреждением деятельность по борьбе с коронавирусной инфекцией. Отсюда следует вывод о неправомерном осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур <21>.
Статья: "Коронавирусная" экономическая преступность в России: состояние, тенденции и меры борьбы
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Как установил Росфинмониторинг, к числу наиболее частых коррупционных проявлений в период пандемии относятся: аффилированность поставщиков лекарств, расходных материалов и оборудования к руководителям медучреждений, которые способствуют их участию в закупках в качестве единственного поставщика с одновременным завышением начальной (максимальной) цены контракта. Также встречается нецелевое использование и хищение бюджетных средств, выделяемых на выпуск одноразовых медизделий (масок и перчаток) и строительство быстровозводимых медобъектов в рамках гособоронзаказа <18>.
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Как установил Росфинмониторинг, к числу наиболее частых коррупционных проявлений в период пандемии относятся: аффилированность поставщиков лекарств, расходных материалов и оборудования к руководителям медучреждений, которые способствуют их участию в закупках в качестве единственного поставщика с одновременным завышением начальной (максимальной) цены контракта. Также встречается нецелевое использование и хищение бюджетных средств, выделяемых на выпуск одноразовых медизделий (масок и перчаток) и строительство быстровозводимых медобъектов в рамках гособоронзаказа <18>.
Статья: Проблемы реализации конституционного права граждан на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в период пандемии коронавируса (COVID-2019)
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В сфере государственных закупок в 2020 г. допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, если при ее исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции возникли форс-мажорные обстоятельства. Также до 31 декабря 2020 г. государственные заказчики не вправе требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечения исполнения контракта, а Правительство РФ вправе использовать основания для закупки у единственного поставщика, не указанные в федеральном законе.
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В сфере государственных закупок в 2020 г. допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, если при ее исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции возникли форс-мажорные обстоятельства. Также до 31 декабря 2020 г. государственные заказчики не вправе требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечения исполнения контракта, а Правительство РФ вправе использовать основания для закупки у единственного поставщика, не указанные в федеральном законе.