Коронавирус самозанятые
Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус самозанятые (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2022 N 88-41090/2022 (УИД 30RS0009-01-2022-000555-19)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании излишне перечисленного пособия.
Обстоятельства: Истец ссылается на получение ответчиком пособия по безработице обманным путем.
Решение: Отказано.Суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу, что Б. обратился к истцу о признании безработным в период пандемии дистанционно. Электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, введенная именно в связи с необходимостью реализации мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, не содержала информацию о необходимости предоставления заявителем сведений о его регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый), что исключает недобросовестность истца во время подачи им заявления, и не является достаточным основанием для взыскания выплаченного ему пособия, а также не свидетельствует о наличии счетной ошибки. Надлежащих доказательств недобросовестности гражданина при подаче заявления о перерасчете пенсии с предоставлением вышеуказанных документов, как и того, что ответчик пытался получить пособие обманным путем, также не представлено доказательств того, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение за счет истца.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании излишне перечисленного пособия.
Обстоятельства: Истец ссылается на получение ответчиком пособия по безработице обманным путем.
Решение: Отказано.Суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу, что Б. обратился к истцу о признании безработным в период пандемии дистанционно. Электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, введенная именно в связи с необходимостью реализации мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, не содержала информацию о необходимости предоставления заявителем сведений о его регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый), что исключает недобросовестность истца во время подачи им заявления, и не является достаточным основанием для взыскания выплаченного ему пособия, а также не свидетельствует о наличии счетной ошибки. Надлежащих доказательств недобросовестности гражданина при подаче заявления о перерасчете пенсии с предоставлением вышеуказанных документов, как и того, что ответчик пытался получить пособие обманным путем, также не представлено доказательств того, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение за счет истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экономика по требованию: трансформация самозанятости в цифровой среде
(Шапсугова М.Д.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Влияние пандемии COVID-19 на самозанятость
(Шапсугова М.Д.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Влияние пандемии COVID-19 на самозанятость
Статья: Неформальная занятость: основные тренды и влияние пандемии COVID-19
(Сафонов А.Л., Песков С.О.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Ключевые слова: занятость, рынок труда, неформальная занятость, самозанятость, "независимый работник", "самозанятый", налог на профессиональный доход, COVID-19.
(Сафонов А.Л., Песков С.О.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Ключевые слова: занятость, рынок труда, неформальная занятость, самозанятость, "независимый работник", "самозанятый", налог на профессиональный доход, COVID-19.
Нормативные акты
показать больше документов"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Итак, принимаемые государством меры по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) обусловили прекращение работы не только значительного числа субъектов малого и среднего предпринимательства, но и невозможность деятельности многих самозанятых граждан <492>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Итак, принимаемые государством меры по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) обусловили прекращение работы не только значительного числа субъектов малого и среднего предпринимательства, но и невозможность деятельности многих самозанятых граждан <492>.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Сфера социально-трудовых прав претерпела масштабную трансформацию, обусловленную пандемией COVID-19 и связанными с ней ограничительными мерами, развитием процесса прекаризации на рынке труда, сопряженного с трансформацией классического трудового отношения в сторону нетипичной занятости, самозанятости и других форм, порою приводящих к занижению, задержке или невыплате заработной платы.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Сфера социально-трудовых прав претерпела масштабную трансформацию, обусловленную пандемией COVID-19 и связанными с ней ограничительными мерами, развитием процесса прекаризации на рынке труда, сопряженного с трансформацией классического трудового отношения в сторону нетипичной занятости, самозанятости и других форм, порою приводящих к занижению, задержке или невыплате заработной платы.
Статья: Тенденции в развитии правового регулирования нетипичных форм занятости в Беларуси и России в сравнении с опытом Европейского союза
(Томашевский К.Л., Волк Е.А.)
("Закон", 2022, N 10)В официальном статистическом отчете "Труд и занятость в России за 2018 г." в таблице 1.42 приведена структура работающих по найму на основной работе по видам договора. Так, в 2018 году по трудовому договору с неопределенным сроком трудились 92,2%, по срочным трудовым договорам - 3,1%, на основе устной договоренности без оформления документов - 3,8%, по договору гражданско-правового характера - 0,9%, по трудовому договору о выполнении работы на дому - 0,04%, по трудовому договору о выполнении дистанционной работы - 0,01% <28>. По статистическим данным 2020 года, по трудовому договору с неопределенным сроком трудились 92,5% работников, на основе временного трудового договора (служебного контракта) - 2,6%, на основе устной договоренности без оформления документов - 3,4%, по договору гражданско-правового характера - 1,4%, на основе трудового договора о выполнении работы на дому с использованием сети Интернет (дистанционная работа) - 0,1% <29>. Обратим внимание на рост за два года (с 2018 по 2020 год) дистанционных работников в 10 раз, с 0,01 до 0,1%. Рост уровня дистанционной занятости в 2020 году, конечно, связан с пандемией коронавируса. Можно спрогнозировать, что в 2022 году в России этот показатель будет расти. Также заметим, что в указанных статистических данных не учитываются самозанятые граждане, работающие на основе цифровых платформ или относящие себя к фрилансу.
(Томашевский К.Л., Волк Е.А.)
("Закон", 2022, N 10)В официальном статистическом отчете "Труд и занятость в России за 2018 г." в таблице 1.42 приведена структура работающих по найму на основной работе по видам договора. Так, в 2018 году по трудовому договору с неопределенным сроком трудились 92,2%, по срочным трудовым договорам - 3,1%, на основе устной договоренности без оформления документов - 3,8%, по договору гражданско-правового характера - 0,9%, по трудовому договору о выполнении работы на дому - 0,04%, по трудовому договору о выполнении дистанционной работы - 0,01% <28>. По статистическим данным 2020 года, по трудовому договору с неопределенным сроком трудились 92,5% работников, на основе временного трудового договора (служебного контракта) - 2,6%, на основе устной договоренности без оформления документов - 3,4%, по договору гражданско-правового характера - 1,4%, на основе трудового договора о выполнении работы на дому с использованием сети Интернет (дистанционная работа) - 0,1% <29>. Обратим внимание на рост за два года (с 2018 по 2020 год) дистанционных работников в 10 раз, с 0,01 до 0,1%. Рост уровня дистанционной занятости в 2020 году, конечно, связан с пандемией коронавируса. Можно спрогнозировать, что в 2022 году в России этот показатель будет расти. Также заметим, что в указанных статистических данных не учитываются самозанятые граждане, работающие на основе цифровых платформ или относящие себя к фрилансу.
Статья: Доминанты, определенные международными организациями, и Европейская социальная хартия как ориентиры гибкой социальной политики государств в условиях коронакризиса
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Анализ показал, что комплекс мер реагирования государств на негативные последствия пандемии коронавируса COVID-19 для экономики и общества должен "настраиваться" как на безусловные доминанты социальной политики, определенные международными организациями, так и на страновые особенности. Гибкость социальной политики любого государства в условиях продолжающейся пандемии обеспечивается за счет формирования механизма "обратной связи" и оценки результативности принятых мер (по уровню их влияния на стабилизацию социально-трудовой сферы, снижение напряженности на рынке труда, восстановление роста доходов населения (прежде всего от работы по найму, самозанятости и индивидуального предпринимательства), улучшение социально-политической обстановки в обществе и др.). Безусловный интерес представляет межстрановое сравнение эффективности мер поддержки занятости и доходов населения, которое реализуемо на основе обобщения результатов 2021 г. Это позволит Правительствам заинтересованных государств скорректировать политику действий для улучшения уровня жизни и социального благополучия населения.
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Анализ показал, что комплекс мер реагирования государств на негативные последствия пандемии коронавируса COVID-19 для экономики и общества должен "настраиваться" как на безусловные доминанты социальной политики, определенные международными организациями, так и на страновые особенности. Гибкость социальной политики любого государства в условиях продолжающейся пандемии обеспечивается за счет формирования механизма "обратной связи" и оценки результативности принятых мер (по уровню их влияния на стабилизацию социально-трудовой сферы, снижение напряженности на рынке труда, восстановление роста доходов населения (прежде всего от работы по найму, самозанятости и индивидуального предпринимательства), улучшение социально-политической обстановки в обществе и др.). Безусловный интерес представляет межстрановое сравнение эффективности мер поддержки занятости и доходов населения, которое реализуемо на основе обобщения результатов 2021 г. Это позволит Правительствам заинтересованных государств скорректировать политику действий для улучшения уровня жизни и социального благополучия населения.
Статья: Самозанятые граждане: правовая квалификация деятельности и перспективы формирования специального режима
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 4)1. Габов А.В. Непреодолимая сила, коронавирус и решения органов власти, направленные на предотвращение его распространения // Закон. 2020. N 5. С. 152 - 171.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 4)1. Габов А.В. Непреодолимая сила, коронавирус и решения органов власти, направленные на предотвращение его распространения // Закон. 2020. N 5. С. 152 - 171.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Выплаты самозанятому составят 50 000 рублей. Сумма налога на профессиональных доход составит 6% при выплатах юридическим лицом, таким образом, сумма налога составит 3 000 рублей.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Выплаты самозанятому составят 50 000 рублей. Сумма налога на профессиональных доход составит 6% при выплатах юридическим лицом, таким образом, сумма налога составит 3 000 рублей.
Статья: Проблемные аспекты распространения специального налогового режима: налогово-правовые критерии
(Лукьянов К.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Особую значимость приобретает рынок труда, подвергшийся в течение последних лет ряду изменений, в том числе обусловленных введением такого способа осуществления предпринимательской деятельности, как самозанятость, сокращениями в период пандемии COVID-19 и последствиями санкций (см. рисунок).
(Лукьянов К.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Особую значимость приобретает рынок труда, подвергшийся в течение последних лет ряду изменений, в том числе обусловленных введением такого способа осуществления предпринимательской деятельности, как самозанятость, сокращениями в период пандемии COVID-19 и последствиями санкций (см. рисунок).
Статья: Правовые итоги - 2020
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)<25> См.: Совфед работает над законопроектом о статусе самозанятых // Коммерсант. 2019. 24 дек. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4206258 (дата обращения: 22.01.2021).
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)<25> См.: Совфед работает над законопроектом о статусе самозанятых // Коммерсант. 2019. 24 дек. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4206258 (дата обращения: 22.01.2021).
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)<1> Локтюхина Н.В., Черных Е.А. Динамика и качество платформенной занятости в эпоху коронавируса: вызовы для России // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. N. С. 80 - 95; Они же. Актуальные социально-трудовые аспекты самозанятости в современной России // Экономическое возрождение России. 2021. N 1 (67). С. 135 - 151; Они же. Качество трудовой жизни удаленных работников: методологические подходы и первые оценки по ЕС и России // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 17. N 1. С. 42 - 56.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)<1> Локтюхина Н.В., Черных Е.А. Динамика и качество платформенной занятости в эпоху коронавируса: вызовы для России // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. N. С. 80 - 95; Они же. Актуальные социально-трудовые аспекты самозанятости в современной России // Экономическое возрождение России. 2021. N 1 (67). С. 135 - 151; Они же. Качество трудовой жизни удаленных работников: методологические подходы и первые оценки по ЕС и России // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 17. N 1. С. 42 - 56.
Статья: Правовое регулирование налога на профессиональный доход в России
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 государство предприняло целый ряд мер, направленных на поддержку хозяйствующих субъектов. Одной из таких мер стало введение дополнительного налогового бонуса в размере МРОТ (12 130 руб.), который применялся сверх первоначального налогового вычета. Дополнительный налоговый бонус могли использовать самозанятые - плательщики НПД <53> в отношении суммы налога, который подлежал уплате в период с 1 июля по 31 декабря 2020 г., а в случае неполного использования бонуса остаток вычета можно было применить для уменьшения суммы налога с 1 января 2021 г. <54>. Как было отмечено налоговым органом, сумму дополнительного налогового бонуса нельзя было перечислить на карту или использовать на иные нужды, кроме как на уплату НПД. Нельзя было погасить им и иные налоги, в том числе транспортный налог или налог на имущество <55>.
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 государство предприняло целый ряд мер, направленных на поддержку хозяйствующих субъектов. Одной из таких мер стало введение дополнительного налогового бонуса в размере МРОТ (12 130 руб.), который применялся сверх первоначального налогового вычета. Дополнительный налоговый бонус могли использовать самозанятые - плательщики НПД <53> в отношении суммы налога, который подлежал уплате в период с 1 июля по 31 декабря 2020 г., а в случае неполного использования бонуса остаток вычета можно было применить для уменьшения суммы налога с 1 января 2021 г. <54>. Как было отмечено налоговым органом, сумму дополнительного налогового бонуса нельзя было перечислить на карту или использовать на иные нужды, кроме как на уплату НПД. Нельзя было погасить им и иные налоги, в том числе транспортный налог или налог на имущество <55>.